Омский областной Союз предпринимателей анализирует, как восстанавливается омский бизнес в окологолосовательный период.
Формально Омская область вошла во второй этап снятия ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией. Что происходит?
Денис КОШЕЛЬ,
вице-президент Союза предпринимателей,
председатель Совета директоров ООО «Музыка и Кино»
Из событий недели отмечу заседание межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей при прокуратуре области. Одним из вопросов, выносимых Союзом, была проблема соответствия ограничений, вводимых для отдельных видов предпринимательской деятельности, федеральным нормам и обоснованности таких ограничений в целом. Дело в том, что указом Президента губернаторскому корпусу были даны полномочия по введению ограничений для бизнеса, а формальные критерии таких мер никто на федеральном уровне не устанавливал. В то же время общие начала законодательства исключают произвольный характер введения ограничений: должно быть достаточное юридическое, санитарно-эпидемиологическое и экономическое обоснование каждой меры. На практике же получилось, что обсуждавшиеся и утверждённые оперативным штабом по экономике ограничения, характер их постепенного снятия, принимаемые при поддержке экономического крыла правительства, в дальнейшем нивелировались сложно объяснимым юридическим воплощением в решениях «большого штаба». В ряду таких спорных решений — ограничение режима работы торговых центров, способствующее концентрации покупателей в будние дни, а, значит, и потенциально больше угрожающее эпидемиологической обстановке, запрет работы общепита в торговых центрах навынос, вопреки ранее сформированной практике, нормирование посадки подвое за столами летних веранд и т.д. Предприниматели не выступают против разумных ограничений, но требуют их адекватности и обоснованности: смешно говорить о посадке за столом по два человека на фоне переполненных маршруток.
Чрезвычайный характер нормотворчества в период пандемии, к сожалению, привёл к серьёзному снижению качества правового материала, сломал ранее цельную систему нормативных актов. Достаточно сказать, что в нашем регионе ограничительные меры были введены распоряжением Губернатора — юридически индивидуально-правовым актом, в теории права и в соответствии с уставом Омской области исключающим распространение норм в отношении неопределенного круга лиц. К сожалению, и областной суд не стал давать оценку дефекту формы акта в своём решении по жалобе заинтересованных граждан — политически такое решение объяснимо, но не укладывается в головах юристов. Остаётся надеяться, что постепенный возврат к прежней жизни (если он состоится) не оставит эти юридически нелепые заимствования из текущего кризисного периода, и мы заживём в нормальном правовом поле, с новой Конституцией.
Виталий ИВАНОВ,
вице-президент Союза предпринимателей,
директор ООО «Городской центр недвижимости «Эталон»
На этой неделе состоялись два знаковых мероприятия, которые связаны с совершенствованием процедуры выкупа земельных участков.
В четверг в Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города прошли публичные слушания, на которых был рассмотрены и утверждены изменения в правила землепользования и застройки г. Омска. Они были подготовлены предпринимателями совместно с Департаментом имущества города. Это позволит установить максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых под размещение объектов недвижимости, и устанавливает предельные параметры разрешённого строительства объектов капитального строительства. Принятие данных нормативов, после утверждения их Омским городским Советом, сделает процедуру выкупа понятной, прозрачной и более быстрой по сравнению с существующей.
Вторым событием стало проведение заседания рабочей группы в Министерстве имущественных отношений Омской области по корректировке процедуры выкупа земельных участков. В заседании приняли участие представители Министерства строительства и ЖКХ Омской области, городских департаментов недвижимости, архитектуры и градостроительства, других подразделений Администрации города и представители Союза предпринимателей. На заседании рассматривались возможности улучшения процедуры выкупа и ее эффективности, которые позволят сделать выкуп более простым, прозрачным и доступным для предпринимателей города. Минимущества предложило внести изменения в соответствующее законодательство на всех уровнях власти, включая федеральный. Все озвученные предложения приняты в работу и Администрации города Омска поручено дать по ним свои предложения и замечания. Союз предпринимателей участвует в этой работе, внося свои предложения, показывая примеры применения на практике рассматриваемых законодательных новаций.
Елена ВОЛКОВА,
член Союза предпринимателей,
совладелица швейного бизнеса,
магазина женской одежды собственной марки,
модельер
Ситуация с пандемией высветила целый ряд так называемых «спящих» проблем государственной политики поддержки субьектов малого и среднего предпринимательства прежде всего методологического характера.
Союз ранее уже высказывался о существенных недостатках критериев определения пострадавших отраслей и мер поддержки, которые оставили, что называется «за бортом» поддержки огромный сегмент предпринимателей – арендаторов торговых комплексов, торгующих группой непродовольственных товаров. Несущие сегодня на себе основные затраты (коммунальные, охраны объектов и т.д.) торговых центров, они остались без того оборота, который до пандемии поддерживал их хрупкую рентабельность. В результате шокового удара по потребительскому рынку выручка объектов этой группы бизнеса сократилась на 65-80 процентов. Эта «шоковая терапия» не компенсированная ни средним по отрасли снижением арендной платы на 30 процентов, ни открытием торговых центров в рабочие дни уже поставила на грань выживания более 10 тысяч омичей, занятых в этой сфере, а с учетом коэффициента семейственности порядка 30 тысяч горожан. При этом большая часть предпринимателей, несущих на себе социальную функцию сохранения рабочих мест и обеспечения омичей качественной одеждой и обувью по формальным основаниям не соответствия ОКВЭД по основному виду деятельности осталась без государственной поддержки — субсидий на заработную плату своим сотрудникам и налоговых льгот, гарантированных государством пострадавшим отраслям экономики.
Абсудр, пострадавшие не признаются пострадавшими. Государственные органы оказались не готовы критериально определить действительно пострадавших от остановки потребительского сектора предпринимателей. Использованный для этого инструмент ОКВЭД оказался неэффективен. Ранее он использовался исключительно для целей статистического наблюдения и никогда для целей государственной экономической политики и развития предпринимательства страны. Поэтому предприниматели не актуализировали ОКВЭДы, а деятельность и уплата налогов проходила по фактическим видам деятельности, которые с течением времени менялись. Застигнутое внезапной остановкой потребительского рынка предпринимательство оказалось заложником методологической неготовности государственных органов управлять форс-мажорной ситуацией в экономике.
Сегодня предпринимательство всей страны ищет выход из создавшегося положения. ТПП РФ предлагает использовать метод падения выручки – 30 и более процентов. Понимая, сложность администрирования ведения такой статистики в разрезе каждого субъекта МСП, мы предлагаем использовать инструмент так называемого реального (фактического) ОКВЭД, по которому на период пандемии происходила деятельность предпринимателя. Этот реальный (фактический) ОКВЭД документально зафиксирован в налоговой декларации предпринимателя, что с нашей точки зрения существенно облегчает определение круга реально пострадавших. С учетом того, что решения по данному ключевому вопросу относятся к компетенции Правительства РФ, обращаемся к Правительству Омской области с просьбой выйти с соответствующим предложением на вышестоящий уровень власти для экстренного решения создавшегося положения, грозящего большому количеству людей социальной катастрофой.
Сергей ПАВЛЕНКО,
член Координационного Совета
Союза предпринимателей,
директор по развитию
ООО «Совместные решения»
По информации руководителя Омского ВТБ Дениса РОДИОНОВА от 16 июня 2020 года, его банк предоставил субъектам МСП в Омской области объём финансовой поддержки в размере 3,8 млрд. Однако при тщательном анализе видно, что в структуре заявленной суммы порядка 3 млрд. рублей составила реструктуризация имеющейся кредитной задолженности и всего лишь 500 млн. рублей приходится на непосредственно выдачу субсидий субъектам МСП, пострадавшим от пандемии. Очевидно, что для города миллионника — это очень скромная сумма, которая свидетельствует об ограниченном круге получателей. Основными критериями, ограничивающими круг лиц господдержки, являются условия, заложенные в Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 года №696. И хотя данное постановление существенно расширяет число получателей поддержки по сравнению с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №422, его условия вводят некоторые принципиальные, на мой взгляд, ограничения:
Заемщиками по кредитному договору могут быть организации и предприниматели, у которых есть наемные сотрудники, а именно:
- организации, включенные в реестр социально ориентированных НКО;
- налогоплательщики, осуществляющие деятельность в одной или нескольких отраслях экономики, которые наиболее пострадали от коронавируса;
- налогоплательщики, которые заняты в одной или нескольких отраслях, приведенных в Приложении 2 к Правилам (в т.ч. производство одежды, мебели, текстильных изделий, производство бытовой электроники).
Принадлежность заемщика к льготной отрасли определяется по-разному:
- малые или микропредприятия – по основному или дополнительному виду деятельности согласно ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 01.03.2020;
- остальные заемщики – по основному виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) на 01.03.2020.
В правилах содержится ещё достаточно много критериев и видно, что Правительство РФ существенно расширило программу льготного кредитования бизнеса, одновременно улучшив ее условия.
Тем не менее, ограничения, которые не дают предприятиям участвовать в программе субсидированных кредитов — своеобразное «иголочное ушко» мер поддержки, число получателей которых изначально можно прогнозировать как незначительное. Главная причина этого — проблема несоответствия основных ОКВЭДов реальной деятельности предпринимателей, также существенно ограничивающих реально пострадавших в финансовой поддержке. Кроме того, затрудняет доступ для предпринимателей к целевым финансовым ресурсам отсутствие прозрачной и доступной информации о том, где, как и по каким условиям эти ресурсы можно получить. В рамках финансового комитета Союза мы сегодня оказываем такую бесплатную информационно-консультационную поддержку Омскому бизнесу.
Денис РОДИОНОВ,
управляющий ВТБ
по Омской области
Анализируя спрос со стороны бизнеса, наиболее пострадавшего в результате пандемии, мы видим, что меры господдержки очень востребованы. Количество заявок на льготное кредитование остается высоким. Самой востребованной из всех у предпринимателей стала программа кредитования на восстановление бизнеса под 2% годовых. Если смотреть количество заявок по программам по Постановлениям Правительства 696 и №422 в динамике, то в апреле их было 101, в мае – 160, в июне – уже 176.
По данным на 10 июля 2020 года в банк ВТБ было подано 313 заявок на льготное кредитование в рамках №696 под 2%, рассмотрено – 228, одобрено – 213. Если заявка соответствует условиям Постановлений Правительства РФ, а также внутренним правилам и требованиям банка, то выдача кредита одобряется.
С начала пандемии и на дату 10 июля банк реструктурировал для своих клиентов 97 действующих кредитов клиентов на сумму более 3 млрд рублей.
Дмитрий БЕРГ,
член Союза предпринимателей,
директор ГК “Кассовый сервис”
К сожалению, меры, связанные с пандемией, пережили не все предприятия МСБ. Почти четверть торговых точек пока не открылись. Но бизнес не стоит на месте – в этот период отмечено открытие новых торговых точек. По данным компании «Эвотор», в Омской области на первой нерабочей неделе продолжали осуществлять деятельность только 51% предприятий МСБ от количества активных на 2-8 марта. На прошедшей неделе (15-21 июня) их доля составила уже 80%. При этом торговый оборот на первой нерабочей неделе упал на 49% по сравнению с показателями первой недели марта. На второй неделе июня он достиг 91% от докризисного, а на прошлой (15-21 июня) – уровня начала марта.
В некоторых сегментах отложенный спрос ускоряет восстановление, но этот эффект будет снижаться.
Современные реалии диктуют новые тенденции для развития бизнеса. В первую очередь – это выход в on-line. Мы отмечаем, что в частности та же компания «Эвотор» активно разрабатывает всё, что нужно для запуска онлайн-продаж. Пока доля предпринимателей, воспользовавшихся данным сервисом не велика, но это лишь дело времени. Несмотря ни на что, требования законодательства не изменились, с 1 июля запрещена продажа немаркированного товара в сегментах обувь, табак, лекарства. Следует проверить, готов ли Ваш бизнес к изменениям. И здесь слово как всегда за профессионалами. Успех – дело техники!