Коротко о профессиональных принципах и приоритетах.
В апреле-мае 2024г. стал участником жёсткой дискуссии о принципах развития территории парка Победы в Омске. Выбирали места объектам парка «Патриот» — интерактивного экрана для «развлечения» наследников Победы. Вторым желанием власти стала площадка для музея военной техники. Приглашение к конкурсу принял сразу, буквально в течение 3-4 дней выдал вариант для обсуждения заказчиком.
Кроме основных позиций учёл размещение памятника СВО, аллею оружейников России. Завершил композицию сооружением монумента памяти всех 287 тысяч жителей Омской области, призванных в ВОВ 1941-1945гг. Для этого был задуман объект высотой в 3 этажа в виде пятиконечной звезды.
Участие множества общественных организации, мнения высокого начальства превращали святое место в ристалище «тяни-толкая» для утверждения карьерных перспектив или желания «срубить бабки». Куда же без этого. Для понимания проблемы побывал на территории праздника. Все впечатления и мысли изложил в статье: «Парк Победы 9 мая 2024г.».
После праздничных выходных битва за пространство Парка продолжилась. Стали ясны позиции управленцев, оказалось, что перспективы скромны (ничуть не удивительно!). Но и в этом требовалось определиться архитектурно точно, оставляя возможности дальнейшему развитию на случай финансовой экспансии в будущем. Было место и конфликту мнений в архитектурном цехе.
Для спора всегда необходимы исходные позиции, белые и чёрные фигуры (задать дебют или линию защиты). Есть повод изложить сложившиеся ориентиры личного опыта. Надеюсь, будет интересно и не занудно. В оцифрованном порядке изложения нет приоритетов, просто тезисы, не утомляя читателя. Можно не соглашаться со мной, имея собственный опыт или суждение. Для отдельных позиций учёная часть архитекторов пишут трактаты. Здесь все в рамках одного текста, вкратце, за 40 лет архитектурной практики в Омске и других городах России. Чтобы приземлить суждения иногда буду ссылаться на дискуссию по Парку.
1. Итак, принцип почти врачебный — не навреди! Почти полвека омичи на 9 мая едут, идут в Парк почтить память о ВОВ. Начинается маршрут от тополиной аллеи, далее с поворотом к памятнику Матери, дальше прямо, мимо цветников, каменных глыб и пышной еловой аллеи к монументу Солдата. В годы после открытия в 1975-ом обустраивалась «периферия», ничего не менялось на главном маршруте. Строительством часовни, после памятника ликвидаторам техногенных катастроф, масштаб тишины и уединения соблюдались. Потому новые элементы парка не могут быть ни броскими, ни громоздкими.
2. Вторым важным принципом определю почтительное отношение к работам предшественников. Если брать во внимание увязку часовни с памятником, которая выглядит законченной композицией, даже перемещение их, хотя бы вербально, в обсуждении, выдаёт человека недалёкого в ощущениях живого пространства. Строители говорят — ломать, не строить. Куда сложнее органично вписать новое в существующую среду, нужен профессиональный ход творца. Гениальным решением считаю творение Алексея Щусева — Мавзолей Ленина в Москве.
3. Теперь о симметрии. Это древний приём, имеет крепкую философскую основу. На первый взгляд выглядит простым, чтобы «напустить тумана». Особенно беда с осевой симметрией. Но есть особые случаи, когда это неизбежно. Это почти ловушка, западня для архитектора и заказчика, не позволяющая гибко реагировать на изменение ситуации. Важнее уравновесить объёмы или части композиции. Выскажу спорное: Симметрия — зыбкая основа для современной архитектуры! От этого постулата можно отталкиваться почти всегда, поставив его на первое место.
4. Иногда встречаю бывших учеников, интересуюсь успехами. Огорчаюсь, когда выясняются обстоятельства ухода из профессии. Особенно помня способного студента. Сокрушаюсь, начиная рассказ о долголетии на нашем поприще. Архитектура — огромный стимул жить долго, чтобы ощутить результат. Привожу учёное мнение — так программируется организм, чтобы свидетельствовать завершение работы. Вот, башни на Жукова строил с 1991 по 2009-й, 2003-2024 гг. посвятил офисам по Думской и Пушкина. Остались ещё объекты для завершения квартала. Таков путь от идеи до реализации. Меняются системы, губернаторы, мэры, министры, а ты в нескончаемом творческом поиске. «Возвращайтесь в профессию!», заключаю конец беседы.
5. Как-то, будучи на пленуме в Москве, посетовал вице-президенту Союза архитекторов на множество ограничений. Владимир Павлович проявлял сочувствие, но ответ неожиданно приободрил. Бакеев сказал: «Не дрейф, дружище, препятствия делают архитектуру только крепче!» Решил, что леность или усталость начали заедать, а тут подобрались новые инструменты огранки объекта. Нас бьют, а мы крепчаем — это про архитектуру!
6. Чиновничество расчленял многократно. Без них — никак, с ними — беда! Если взять ретроспективу с 80-х, сегодня так определил бы про пышный цвет бюрократии России: Эти, не пропоёт петух — три раза предадут! Принцип — вовремя предать, значит просто предвидеть — их внутреннее состояние, защищенное законами — что дышло! И про отказ от архитектуры, как фактора развития, уже делился эмоциями с читателями, комментируя материалы архитектурных собраний.
7. Заметил за собой, что в последнее время часто говорю аудитории: — Ребята, делайте чистовые работы, нет лишних пары-тройки годков (!) на черновое проектирование, часто годного для сиюминутного заработка. Всегда вспоминаю эмоциональные выступления архитектора Ольги Кулагиной, её максимализм! Особого объекта для архитектуры не бывает, малое ничем не виновато. И потом, твоя творческая лень станет заметной. Печальненько! Но тут про право выбора. А мне поворчать, и только! Иногда жечь глаголом.
8. Никуда не спрятаться от любимого у Академика Альберта Каримова «гения места», про синтез градостроительного и архитектурного образов. Прочитав коды, задача архитектора определиться с масштабом, параметрами, видовыми ориентирами. Вдохнув жизнь, упорным трудом и старанием реализовать объект. Всего на четыре-пять строчек забот! А слава?! Героя найдет, не сомневайся.
9. И последнее, архитектура — прекрасный способ оставить послание будущим поколениям. Это уже огромный стимул и энергия, мотивация преодоления барьеров. Давно не терплю субъективные установки околокультурного про памятники, утверждаю созидание архитектуры нашего времени. Не приемлю пересмешки современных проектов «под старину» (если это не реставрация). Это уже сродни творческой импотенции.
Есть прочее из журналов и книг, из выступлений корифеев. Ещё про служение, про талантливую архитектуру от талантливого заказчика, снова вспоминая Каримова. Кстати, он говорил про «возраст архитектора» в 50 лет, как по мне — после 60-ти ощутил некоторую лёгкость (пенсию как раз отодвинули). Благодарю И.Н. Любчича и огромный коллектив института «Омскгражданпроект», где между взлётами и падениями учился слышать безмолвную среду. Спасибо давно родному городу, отвечаю взаимностью, борюсь...
Архитектор Сакен Хусаинов