Ответ на запрос об архитектурных заметках.
Не один год редакторы омских интернет-изданий просят писать о профессии. И коллеги упрекают в нежелании вести рубрику исключительно по архитектурной тематике и за уход в политическую плоскость омских реалий. Всякий раз сажусь, делаю зарисовки, и снова по факту выходит «автомат Калашникова» про пошлую бюрократию. Не вижу себя в роли архитектурного критика. Это особые навыки, не просите этого от ремесленника, которому ближе запах краски, рисунок кладки стен.
Задачу писать об архитектуре уже выполнил, издав книгу в пяти частях в 2020г. В книге «Об арХитектуре и не только» лишь о ней родимой и написано, сюжетов в ней предостаточно. Но это формат книги. Публицистика — про другое... в сжатой форме по вопросам повседневности.
Так вот, уважаемые редакторы, отвечу на ваши вопросы. Невозможно размышлять об архитектуре вне контекста градостроительной политики страны, где слово «АРХИТЕКТУРА» - только конструкция самой власти. К тому же безыдейной, беспринципной, про бабло... Знали давно, стало очевидным сегодня, после вскрытия. Такое же отношение к искусствам, про бабло без смысловой нагрузки, без идей на перспективу. Какую страну слепили после перестройки и дикого капитализма, видим по ходу СВО.
Есть несколько красивых направлений в архитектурной деятельности. Первейшая — архитектурная наука. Это о памятниках, анализе современных тенденции, попытка угадать будущее. Очень важное и трудное направление. Делается в глубоких размышлениях, в библиотечной пыли, экспедициях. Успех определяется тиражами издания. Низкий поклон подвижникам науки!
На второе место поставлю прикладную часть, чем занято большинство архитекторов: в тиши кабинетов, в шумных дискуссиях, на строительных площадках. Кто-то лучше, кто-то не вполне. Но всем места хватает.
Тут подоспела цитата из книги к 90-летию Союза архитекторов СССР от Тотана Кузембаева: «Архитекторы богатые — архитектура бедная, архитекторы хорошие — архитектура плохая». Грустное мнение российского мэтра! Сразу вспомнилось из его же лекции: Обратите внимание! Люди любят красивое оружие, создавая дорогие шедевры, чтобы убивать. Люди делают красивыми могилы. Но почему они не любят жить среди красивой архитектуры? Слишком дорого?!
Что касается реальной архитектуры, по-моему, могу предложить формулу: архитектура как секс — им надо заниматься. Чем чаще, тем лучше. Воздержание плохо сказывается на лице города. Добавлю сейчас: и не рутинно, исполняя долг, а эмоционально, творчески для удовольствия от результата.
Про градостроительство отдельные строки. Стараниями законодателей эта часть деятельности стала уделом миллионного чиновничества. Ни один отчёт не обходится без строчек, бери выше, без отдельной части доклада о результатах. Круг вовлечения настолько разнообразен, так что любая «проститутка с Красноярского тракта» или элитная в перерывах между клиентами способна стать частью всенародного процесса вовлечённости в жизнь родного края, ловко нажимая на окошки голосования или опроса по градостроительному будущему региона. Таким образом, архитекторы — градостроители оказались за бортом созидания и вынуждены приспосабливаться к ситуации. Тут ещё окрики властителей, желания эффективных менеджеров. О градостроительной науке можно уже забыть. А.М. Каримов говорил, что это высшая ступень в творческом развитии архитектора. Ошибался и он. Зем-Градкодексы, юстиция с кадастрами — творцы сегодня! Там все обоснования пространства.
И последнее, господа-товарищи, «добью вопрос окончательно». Мне вменяют в вину, что околополитичными выводами, даже выступая исключительно с личной позицией, накладываю тень на всё архитектурное сообщество. Не оставляю манёвров для взаимодействия с так называемой властью. Это те, кто печётся якобы об авторитете Союза архитекторов в том числе. Уверяю вас, уважаемые коллеги, манёвров нет. От слова совсем. Мы на зыбком дне общественной деятельности, в трясине и болоте административной системы. Не тешьте себя иллюзиями, если только не хотите продать себя для выживания сейчас. В отличие от проституток, потребность в которых определена природой, потребность в архитектуре формируется другими инстинктами.
Потребность общества, занятого выживанием, не сформировалась. Для власти занятой пилением мы пока не нужны. А вот когда государство сформирует заказ для собственного выживания, то будьте готовы не оплошать. Не расслабляйтесь, держите порох сухим, будет много работы! Построим новые города, обустроим старые, чтобы никакая прибалтийская тварь не посмела сказать, что для нас, россиян, благо бывать в Европе.
Россия — будущее мира! Верую! Нам нужна Победа сегодня на той стороне, где наши славные бойцы-патриоты. Разбор полета после...