Все рубрики
В Омске понедельник, 23 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Сергей КОНДАКОВ, политик: «Арктика – это ключевой регион для развития Омска»

24 июля 2022 12:00
0
2799

При кажущемся масштабе и сложности проекта «Омск – центр развития Арктики», реализовать его вполне реально. 

— Почему именно Омск? Здесь много аспектов, но самый фундаментальный и неоспоримый – наше географическое положение. Самый дешевый вид транспорта в регионе, как известно, водный. Омск стоит на Иртыше, а это Северный морской путь. Исторически с открытием навигации река оживала и большие потоки продовольствия, товаров народного потребления, оборудования и техники шли на Север. Уверен, что и дальше будут идти. Уверен, что Омск может стать своеобразным хабом, мультимодальным узлом, куда с одной стороны будет стекаться все необходимое для Арктики, а с другой – здесь может производиться и собираться сложное негабаритное оборудование.

У Омска и другие неоспоримые преимущества. Прежде всего это серьезный промышленный узел, и, несмотря на то, что в 1990-е годы многое было потеряно, многое еще осталось. Плюс серьезная учебная база: СибАДИ, ОмГТУ, ОмГУ им. Достоевского, которые выпускают и управленцев, и инженеров, и логистов, и айтишников. При кажущемся масштабе и сложности проекта «Омск – центр развития Арктики», реализовать его вполне реально. Причем сделать это можно за 5-10 лет, если плотно заниматься.

Проект развития Арктики через Омск также будет поддержан региональной властью, поскольку это может стать новой точкой роста региона. Причем более существенной, чем даже, например, нефтяная отрасль. Но для этого нужно и участие бизнеса, поскольку речь может идти не только о развитии Арктики, но и всего Севера, а также соседних с нами регионов – Урала, Республики Казахстан и, возможно, стран Азии.

Арктика, несмотря на все усилия, еще мало изучена. Но даже тех знаний, которые есть, достаточно, чтобы понимать главное: когда запасы полезных ископаемых во всем мире иссякнут, именно в Арктике они останутся. И минимальный горизонт по добыче – 50 лет. Вот почему внимание всех крупных держав сейчас сосредоточено на Арктике. Но у них, в отличие от России, нет ни выгодного географического положения, ни серьезного опыта исследований Севера. А у нас есть – вековой.

Суть предлагаемой мной и единомышленниками концепции – Омск как арктический мультимодальный хаб. Но производство здесь – не главная задача. Хотя, безусловно, здесь будет много что производиться и выращиваться, поскольку совершенно бессмысленно будет возить зерно или муку, смолотую, к примеру, в Воронеже, сначала в Омск, а потому в Арктику. Но если учесть, что Омск в свое время кормил более 25 регионов СССР, логично говорить о возрождении агропромышленной отрасли региона в рамках реализации проекта развития Арктики.

Еще один стратегически важный для региона момент – реанимация законсервированного нового большого аэропорта. В случае реализации проекта по развитию Арктики, он однозначно привлечет внимание инвесторов и будет построен в самые короткие сроки, поскольку Омск уже будет рассматриваться как форпост на Азию и Север. В целом же Омск может стать центром – сердцем транспортных капилляров для всей России, Севера и стран Азии.

Омск, повторюсь, имеет все перспективы и возможности не только для личного роста (повышение количества рабочих мест и среднего уровня заработной платы в Омске и области, уверенность людей в стабильности и качестве их жизни и работы регионе), но и активного развития Арктики. Что у нас есть? Внутренние ресурсы: промышленный, учебный и сельскохозяйственный потенциал региона, шикарное логистическое расположение. Административные ресурсы: утвержденная стратегия развития России, в том числе в части поддержки и развития регионов.

Наш многолетний опыт и наработанные компетенции в области сервиса грузоподъемного оборудования на значительной территории РФ (в том числе в районах Крайнего Севера и удаленных регионах) позволяют нам сформулировать и обобщить некоторые проекты и предположить ориентировочные цифры по Арктике. На строящихся объектах в Арктике 2020-2025 гг. будут задействованы: грузоподъемное оборудование (мостовые, башенные, консольные, портальные и другие типы кранов) – 50 млрд руб; нефтяное и газовое оборудование – 200 млрд руб; прочее технологическое оборудование – 50 млрд руб; спецтехника, включая баржевой и буксировочный флот – 100 млрд руб; металлоконструкции – 300 млрд руб; строительные материалы (щебень, песок, цемент, кирпич, пенобетон, ж/б изделия и т. д.) – 200 млрд руб; прочие материалы (модульные здания, вагон-бытовки, ветряные мельницы, сэндвич-панели, утеплители, кабельная продукция, пластиковая и металлопластиковая продукция, трубопрокат, отводы, задвижки и т.д.) – 200 млрд руб.

Какая продукция может отгружаться реально или потенциально в районы Крайнего Севера и удаленные регионы РФ, а также на экспорт? Продукты питания, в т. ч. зерно/крупы/мука, полуфабрикаты из древесины. А какие продукты, товары и сырье/вторсырье можно завозить с удаленных регионов и Арктической зоны? Лес сортовой/несортовой, рыбу/муку из рыбы/консервы, оленину. В перспективе при развитии арктической зоны обратно могут отправляться твердые полезные ископаемые, вторсырье (резина, пластик, стекло и т. д.); «деловой» металл, в т. ч. трубы, металлолом несортовой, мусор.

Особенно остро стоит вопрос по очистке северных территорий от металлолома и прочего «мусора» советской эпохи, в том числе очистке акваторий. В данный момент уже вывезено более 80 тысяч тонн металлолома и прочего мусора! Причем львиная доля расходов ложится на логистику (порядка 20-200%). Поэтому крайне важно и нужно строить инфраструктуру по ее обеспечению.

Развитие инфраструктуры даст сильный толчок и помощь в завершении смежных проектов: строительства старого/постройки нового гидроузла в Омске (без ущерба для экологии или опасности обвала правого берега Иртыша в районе ОНПЗ, а также с учетом шлюзовых возможностей для современных барж); строительства судоверфи в Омске по производству барж/загрузке мощностей судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае;
расширении/модернизации речного порта в Омске/Салехарде; строительства складских терминалов в Омске/Салехарде; бурного развития сельского хозяйства и смежных перерабатывающих комплексов в Омской области; развития «опорных» населенных пунктов/городов в арктической зоне и удаленных регионах РФ.

Соответственно, с учетом всех прямых потоков товаров, косвенных коммерческих и социальных проектов общая сумма денежного потока в обе стороны за следующие пять лет может составить 1-2 трлн рублей, имея огромное значение для развития нашей страны. Но самое главное: существенная часть данных средств и процессов может проходить через наш регион! Соответственно, если все делать правильно, Омск за 5-10 лет может стать одним из самых передовых и развивающихся регионов РФ. Главное, у нас будут созданы новые рабочие места, которые дадут новые налоги, что поспособствует благоустройству и развитию Омской области.

Справка:

КОНДАКОВ Сергей Павлович – общественный деятель, политик, выпускник Уральской государственной юридической академии. С середины 1990-х годов занимался юридическим сопровождением и консультированием бизнеса в Иркутске, Ангарске, Красноярске. Сейчас работает корпоративным аналитиком – оценивает прибыль проектов, продажи и расходы компаний, варианты улучшения производства и повышения его эффективности. С недавних пор вместе с учредителем ООО «Сибирско-Уральская строительная компания» Сергеем ЛАГУТИНЫМ и командой единомышленников лоббирует включение Омска в концепцию развития Севера.

Фото @ https://www.om1.ru.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.