Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

Сергей ЛАГУТИН, ООО «Сибус»: «Создание центра грузоподъемного оборудования в Омске позволило бы решить проблемы отрасли»

17 июля 2022 17:31
1
6042

Мы все уже подошли к пределу срока использования большинства кранов советской эпохи и это в ближайшие годы не приведет ни к чему хорошему. 

ООО «Сибирско-Уральская строительная компания», специализирующаяся на поставке, монтаже, ремонте и сервисном обслуживании кранов и подкрановых путей, основана Сергеем ЛАГУТИНЫМ в 2003 году. Среди партнеров Омской компании – Роснефть, Газпром нефть, Норникель, Сибур, Новатэк и прочие мастодонты промышленного и нефтегазового рынков. Начиная с этой весны ЛАГУТИН продвигает амбициозный проект создания в Омске единого центра грузоподъемного оборудования, «сердца» краностроительства страны. Обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА расспросила предпринимателя о подробностях его планов.

– Сергей Сергеевич, давайте сначала поговорим о вашей компании «Сибус».

– В 2000-х я начал заниматься грузоподъемным оборудованием. Скупал башенные краны в Сибири, на Урале, а в Омске занимался их восстановлением, затем продавал. С ответственностью заявляю, что в нашем городе я стал фактически монополистом рынка – до кризиса 2008 года. Через нас проходило 50-80% всех башенных кранов в Омске, заново возвращенных в жизнь, плюс те, что использовались в других регионах. Мои клиенты шутили, что приезжают ко мне как на площадку «поле чудес», будучи полностью уверенными, что либо нужные им запчасти есть в наличии, либо я сумею их подобрать чуть позже. Несколько кранов в месяц мы продавали, и они сразу же попадали в оборот. Так что я не слукавлю, если скажу, что пусть косвенно, но причастен к очень многим омским стройкам, работе местных железобетонных и кирпичных заводов, в результате чего каждый год Омск обзаводился десятками новых многоэтажных домов при помощи «моих» кранов.

– Во время кризиса упали?

– Как и все… Рынок очутился в полном хаосе, заказы стали точечными, редкими. Где-то до 2011 года продлилась неразбериха. Это было выживание Впрочем, как и у многих других предпринимателей в тот нелегкий период. Честно признаться, перестроиться и активно ввернуться в работу меня подтолкнуло случайное наблюдение: играя в пейнтбол, я заметил, что ребята, которые двигаются поодиночке или сидят на месте в укрытии, быстро «умирают» и раньше всех выбывают из игры. А слаженные команды, перемещаясь по полю боя, так же быстро все берут в свои руки и побеждают! Провел вояж по производственным российским базам – Сургут, Нижневартовск и так далее – расспрашивал руководителей и собственников напрямую, каковы чаяния у бизнеса, какие проблемы. В итоге за несколько лет провел подготовку и перестроил свое дело с производства на сервис, потому что ремонт грузоподъемному оборудованию требуется всегда. У нас и раньше было обслуживание, просто не в таких масштабах. Мы перешли на работу с тендерами, и теперь не выполняли заказы разово, а заключали контракты на периоды, в том числе на три года. И если в 2013 году «Сибус» был одной из множества аналогичных локальных сервисных мелких компаний, то в 2014 году у меня количество работников увеличилось с 10 до 100, появились очень крупные клиенты.

– Прибыль тоже выросла?

– Это понятие относительное. К сожалению, тендеры возлагают все незапланированные сложности как раз на подрядчиков, поставщиков, реальный сектор. От тебя требуется наличие инфраструктуры, специалистов, а достойных расценок на твои услуги никто не предложить не может в силу самого устройства системы, но самое главное – обеспечить тебе стабильное финансирование. И адекватное предприятие, годами инвестировавшее в свои активы, может прогореть в одночасье просто потому, что не в состоянии согласиться на работу себе в убыток. Думаю, сейчас законодатели поменяют эту историю. Как минимум, потому, что ранее почти весь крупный бизнес, в том числе нефтегазовый сектор, получал возмещение НДС за экспорт, и оставлял за собой многочисленные «трупики» предприятий МСП, существующих на грани выживания, выплачивая себе через крупные корпорации огромные дивиденды, уводя деньги из страны.

– А вы к законодателям не имеете отношения?

– В 2018 году я выступал экспертом в одном из комитетов Госдумы РФ по развитию Арктики. Одной из задач стояла стандартизация отрасли грузоподъемного оборудования. Также я президент Ассоциации производственных и сервисных компаний грузоподъемного оборудования. Есть и солидный опыт в рамках руководства комитета по строительству в ОРО «ОПОРА РОССИИ». В том числе участие в формировании внесения конструктивных изменений для малого и среднего бизнеса в крупные федеральные законы и программы. Но времени на общественную деятельность остается не так много. К сожалению, сохранение бизнеса и людей занимает в текущих реалиях слишком много сил. И не только у меня одного. В 2019-м мы в «Сибусе» серьезно пересмотрели портфель заказчиков, выйдя на принципиально новый, качественный уровень, но 2020-й изрядно потрепал коронавирусом, а 2021-й – скачками цен на металл. Но мы выжили и сейчас проводим полную перезагрузку.

– То есть сейчас контракты не заморожены?

– Нет, более того, недавно Газпром нефть включила «Сибус» в перечень своих наиболее добросовестных партнеров, и в настоящий момент мы приступили к реализации их пилотного проекта автоматизации управления кранами. Необходимо снизить аварийность труда, полностью уйти от риска присутствия человеческого фактора. Начинаем с Омска в этом году, а в случае успеха начнем масштабировать проект в другие дивизионы Газпром нефти по России.

– Для вас это новый опыт?

– Мы выполняли абсолютно все элементы этих задач по отдельности, теперь просто предстоит собрать это в комплекс. В России это будет первый подобный проект – нечто подобное делали в Японии и Европе, но я уверен, что мы справимся ничуть не хуже.

– Но все же вы грезите еще и о крановом заводе.

– Да, я представляю себе холдинг с заводами-производителями и сателлитами-сервисными компаниями. Без центра-куратора в грузоподъемном бизнесе очень сложно. Отрасль сильно нуждается в стандартизации, в создании единого поля для производителей, продажников, подрядчиков, сервисников. Ведь подрядчикам приходится играть вдолгую, вкладывать огромные средства в товар и оборудование, а потом может оказаться, что техзадание составлено некорректно. Исполнитель контракта теряет в деньгах, завод простаивает – невыгодная для всех ситуация. Справедливости ради, это не только российская история, она характерна и для Европы. Ошибки, конечно, нивелируются сроками изготовления кранов, но ведь не каждый заказчик готов ждать год и более. Да и детали современных кранов разнятся: условно говоря, нельзя так просто снять колесо с одного и переставить на другой. Если бы запчасти оказывались стандартными, это экономило всем время и деньги. С учетом ухода из России многих зарубежных компаний, пора пользоваться освободившимися нишами.

– А как с кадрами?

– Специалистов остается очень мало – часть уезжает из страны, часть уходит из профессии. К сожалению, и Ростехнадзор сейчас уже не тот, что раньше, как и его роль в поддержании кранов в исправном состоянии. Проверки зачастую оторваны от действительности... Это ставит под удар безопасность не только самих строителей и промышленников, но и обывателей. Слава богу, что обходится без крупных аварий и жертв! Винить предпринимателей тоже нельзя – абсолютное большинство собственников кранов (особенно субъекты МСП) испытывает острую нужду в профессионалах, но у них зачастую просто нет денег, чтобы себе их позволить. Плюс мы уже подошли к пределу срока использования большинства кранов советской эпохи и это в ближайшие годы не приведет ни к чему хорошему. Среди сервисников тоже не все так хорошо – рынок буквально наводнили как компании-однодневки, которые создаются под конкретные тендеры, так и мелкие фирмочки, организованные бывшими сотрудниками средней руки – да, они могут быть талантливыми мастерами, но быть толковым руководителем это совсем другое. В общем, проблем очень много, и я думаю, что создание центра грузоподъемного оборудования в Омске позволило бы их решить.

– Всему виной удобное местоположение?

– Да, у нас очень перспективная логистика, чья ценность повышается с учетом интереса государства к развитию Арктики и торговли с Азией.

– Это понятно, но ведь наша инфраструктура находится в удручающем состоянии.

– Но она есть! Ее можно восстановить. Просто необходим инвестор, искренне заинтересованный в развитии региона и страны. Дело даже не в деньгах, хотя они тоже нужны – «Сибус» в одиночку такой проект не осилит – а в компетенциях, знаниях, специалистах, связях. Наша инициативная группа готовится выйти на переговоры с правительством Омской области – и особая благодарность за это Сергею КОНДАКОВУ – уже общались с нашим Минпромом, направили письма полпреду СФО. Эта история потянет за собой и косвенные инвестиции, строительство сопутствующей инфраструктуры: судоверфи, гидроузел. Наши омские железобетонные заводы и другие промышленные предприятия будут загружены работой. Но без коллаборации с государством здесь не обойтись.

– Так а денег-то сколько надо?

– Не менее 1,5 млрд рублей. Хотя с нынешним ростом цен, боюсь, что эта сумма выросла до 2-2,5 млрд рублей. Копейки на фоне проектов вроде фанерного завода на 20 млрд рублей. Но, на мой взгляд, толку от него будет больше. При правильной команде сверху проект центра грузоподъемного оборудования будет воплощен за несколько лет, даже быстрее, я уверен. Достаточно посмотреть, как быстро возвели Омский кадетский корпус. Умеем ведь, когда хотим, особенно при своевременной поддержке!

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 29 июня 2022 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Строительство 17 июля 2022 в 22:55:
Конкурентов нет-с.... но нужно работать только командой.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.