Омский политик – о внедрении регионального инвестиционного стандарта на всей территории страны.
– В 2023 году будет завершена работа по внедрению регионального инвестиционного стандарта на всей территории страны. По мнению правительства РФ, стандартизация инвестиционных процессов позволит упростить масштабирование бизнеса и обеспечит приток внутренних инвестиций в регионы страны. Это особенно важно для перезапуска инвестиционного цикла в условиях санкционного давления, сообщил в начале года первый заместитель председателя правительства РФ Андрей БЕЛОУСОВ:
«Ранее 45 регионов завершили внедрение регионального инвестиционного стандарта. Теперь эта работа предстоит ещё 44 регионам. От подбора ответственных и сформированной инвестиционной команды зависит место субъектов в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. Необходимо наладить тесное взаимодействие с деловыми объединениями и Минэкономразвития. Понять суть каждого инструмента стандарта и сделать их рабочим инструментом для инвесторов. Важно информировать бизнес о внедряемых изменениях, это в том числе скажется на инвестиционной привлекательности каждого субъекта».
Регионам предстоит разработать пять инструментов. Инвестиционная декларация содержит стратегию развития региона и обязательство главы субъекта по неухудшению условий ведения бизнеса. Агентства развития занимаются привлечением частных инвестиций, сопровождением проектов и консультацией предпринимателей. Инвестиционные комитеты работают под руководством главы региона для оперативного разрешения спорных вопросов.
Полагаю, что предложенные правительством меры малоэффективны. Сегодня российские регионы фактически поставлены в условия искусственной конкуренции за ограниченные инвестиционные ресурсы. Само по себе привлечение инвестиций и размещение производств в том или ином субъекте РФ вовсе не гарантирует позитивного результата для региона в целом.
Факт появления некого инвестиционного стандарта говорит о том, что руководство большинства регионов не обладает необходимыми компетенциями в разрезе формирования инвестиционной привлекательности во вверенном им регионе. Приходится выдавать руководителям регионов подсказку в виде инвестиционных стандартов, которые они не смогут эффективно реализовать (так как нет понимания и компетенций), зато отчитаются по форме.
На федеральном уровне отсутствует понимание, как Россия должна экономически развиваться. Нет чёткой стратегии в которой было бы обозначено, что необходимо от каждого региона. Допустим, инвестиционные стандарты тем или иным способом внедрят. В результате получим десятки регионов, которые не будут из себя представлять единую экономическую систему, так необходимую нашей стране, а разрозненные субъекты, которые свою деятельность организовывают по принципу «каждый сам за себя».
Возможно, отдельные субъекты федерации, обладающие определёнными административными возможностями, смогут сформировать пул инвесторов вопреки инвестиционной логике. Но может сперва имеет смысл сформировать реалистичную концепцию развития страны, в которой обозначить в том числе задачи перед каждым субъектом федерации? Определить для себя приоритеты на федеральном уровне? Например, формирование всероссийской транспортно-логистической инфраструктуры или высокотехнологичного машиностроительного комплекса и так далее.
Крупных инвесторов прежде всего заинтересуют межрегиональные инвестиционные проекты, в которых могут одновременно участвовать несколько регионов. Инвесторов регионального уровня интересуют возможности комфортного ведения бизнеса в регионе, причём отрасли, в которые предполагаются инвестировать, должны быть прописаны в стратегиях развития регионов.
Фото © Илья ПЕТРОВ, из архива «Коммерческих вестей»