Ради одного из них пришлось проводить следственные мероприятия.
На прошлой неделе Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля отправил триптих «Цветы», являющийся его визитной карточкой, в Государственную Третьяковскую галерею. Там с ноября по март будет проходить масштабная выставка «Михаил Врубель», приуроченная к 165-летию художника, которая соберет экспонаты из 14 российских и зарубежных музеев. Сама Третьяковка обладает наиболее крупным собранием работ М.А. ВРУБЕЛЯ.
Триптих «Цветы» редко в полном составе покидает стены омского музея, за всю его историю это случается третий раз.
Зато сейчас у зрителей появилась возможность увидеть в постоянной экспозиции зала русского искусства рубежа XIX–XX вв. редко выставляемые работы: «Купальщицы» Николая ДОСЕКИНА, «Пейзаж с деревьями» Василия ДЕНИСОВА, «Семейный портрет художника» Валентина ЯКОВЛЕВА и другие.
– В связи с тем, что плафоны ВРУБЕЛЯ отправились в Москву, у нас возникла задача дополнить экспозицию произведениями, которые соответствуют тематике этого зала, и мы представляем здесь вещи, которые давно не экспонировались, но являются гордостью нашего собрания, – рассказала директор Омского музея им. М.А. Врубеля Фарида БУРЕЕВА. – Это две работы Алексея ЯВЛЕНСКОГО – «Натюрморт с желтыми цветами» и «Дорога», работы Василия ДЕНИСОВА, тоже известного мастера рубежа веков. Мы надеемся, что настанет момент, когда мы сможем представить зрителю еще одно его произведение – «Саломея», которое раньше не экспонировалось. Но, безусловно, премьера сегодняшнего дня – это «Портрет Аллы Васильевой» кисти Давида БУРЛЮКА. Мы его показываем впервые.
Портрет был выполнен известным художником-футуристом Давидом БУРЛЮКОМ в марте 1919 года во время его Большого Сибирского турне. Работа была заказана отцом Аллы ВАСИЛЬЕВОЙ – музыковедом, владельцем художественной галереи Федором Алексеевичем ВАСИЛЬЕВЫМ. Долгое время судьба портрета была неизвестна, и вот он обнаружился в собрании московского коллекционера Юрия СМИРНОВА. При финансовой поддержке правительства Омской области Музей имени М.А. Врубеля приобрел его в конце прошлого года.
– Для нас эта вещь важна вдвойне. Во-первых, Давид БУРЛЮК – это имя, и, наверное, за последние 30–35 лет в музее не было таких ярких поступлений. Во-вторых, работа еще важна тем, что перед нами часть истории, часть культуры города периода Белой столицы, – подчеркнула Фарида БУРЕЕВА. – Радостно, что произведение оказалось в Омске, где оно и создавалось.
Портрет Аллы ВАСИЛЬЕВОЙ разыскивали по каталогам и публикациям. Какое-то время он публиковался как «Портрет неизвестной», а в монографии, посвященной творчеству Давида БУРЛЮКА, значился, как портрет его сестры Марианны. Но по каталогу Третьей весенней выставки Общества художников и любителей искусств Степного края, которая проходила в Омске в 1919 году, и газетным вырезкам главному научному сотруднику музея, хранителю фонда русской живописи Ирине ДЕВЯТЬЯРОВОЙ удалось доказать, что моделью была все же Алла ВАСИЛЬЕВА, «рыжеволосая муза омских футуристов», которой неоднократно посвящал стихи Леонид МАРТЫНОВ. При атрибуции использовались даже методы сличения изображений, применяемые в следственной экспертизе.
Кстати, один из плафонов Михаила ВРУБЕЛЯ тоже поначалу имел другое название – он поступил в музей под наименованием «Розы и орхидеи». Но однажды посетитель, ботаник по образованию, указал на ошибку, сказав, что на левой части триптиха изображены не орхидеи, а лилии. Это оказалось правдой, и работу переименовали.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ, сеть Интернет