Депутаты намерены помочь местным застройщикам уменьшить расходы на ввод жилых домов в эксплуатацию.
На заседании комитета Омского городского Совета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования депутаты обсудили обращение гендиректора АО «Завод сборного железобетона № 6» Юрия ГУРИНОВА и высказали намерение пересмотреть в сторону уменьшения градостроительные нормы по количеству парковочных мест на территории вводимого в эксплуатацию жилья, утвержденные в 2017 году. Как считает Юрий ГУРИНОВ, омским властям следует умерить аппетиты и брать пример с Новосибирска.
Напомним, нормативы по количеству проектируемых парковочных мест вблизи жилых домов были утверждены решением Омского городского Совета от 22 марта 2017 № 519 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области». По мнению Юрия ГУРИНОВА, омские нормы по придомовым парковкам явно завышены. Причем чуть ли не вдвое.
– Мы готовили проекты аналогичных площадок в Омске и в Новосибирске, рассчитанные на 28 тысяч квадратных метров жилья, в Омске на 1000 жителей нам необходимо было 500 парковок, в Новосибирске – 280 парковок. Поэтому в Омске многоуровневые паркинги и не нужны никому, людям и возле домов хватает мест, чтобы припарковать свои автомобили, – пояснил депутатам Юрий ГУРИНОВ (на фото слева).
Такого же мнения и вице-президент Союза строителей Омской области Виктор ВДОВИН. По его словам, проблема коренится в том числе в расчетных показателях, от которых отталкивались разработчики нормативного акта, когда высчитывали нормативы по машино-местам. Строители не понимают, почему количество проектируемых парковочным мест у жилых домов должно быть увязано с уровнем автомобилизации в Омске, который к 2025 году планировался на уровне 400 автомобилей на 1000 омичей. Соответственно, как решили разработчики, нужно 400 машино-мест для постоянного хранения автомобилей и еще 100 – для временного.
– Мы считаем этот показатель отвлеченным и завышенным на сегодняшний день, – пояснил депутатам Виктор ВДОВИН. – Мы сейчас, во-первых, живем не в 2025-м, а в 2020 году. Во-вторых, обеспеченность машино-местами для разного типа жилья должна быть разной. Эконом-класс – это один уровень. Бизнес-класс – другой. В-третьих, непонятна сама база, примененная для расчета. Новосибирск, например, при расчете машино-мест взял за базу не уровень автомобилизации города, а квадратные метры жилья. Там исходили из показателя – одно машино-место на 100 квадратных метров жилья, не разделяя эти места по принадлежности. Они предназначены одновременно и для постоянного хранения автомобилей, и для временного. Это более-менее приемлемые нормы.
Депутаты согласились, что вопрос этот не пустяковый, парковочная норма влияет и на размеры земельного участка под строительство жилого дома, и на цену квадратного метра готового жилья. А время, мол, сейчас для строителей тяжелое. Да и новые санитарные правила и нормы вступили в силу, которые влияют на нормы градостроительного проектирования.
– Необходимо, я считаю, обратиться с предложением к администрации города и пересмотреть градостроительные нормативы с учетом опыта других регионов, – считает депутат Юрий ФЕДОТОВ. –Я уже не впервые слышу от застройщиков, что норма – она как качели, сначала парковок было недостаточно, а потом ситуация качнулась в другую сторону, теперь их с избытком. И не нужно, я думаю, замахиваться на какие-то сложные исследования с погрешностью плюс-минус километр, на которые необходимо будет выделять деньги из бюджета. Как один из вариантов, можно учесть новосибирский опыт, учесть опыт других регионов. Когда Виктор ШРЕЙДЕР, будучи мэром Омска, подписывал впервые эти нормативы, я вас уверяю, никто особенно ничего не исследовал. Пообсуждали, экспертно оценили, сколько должно быть, и он подписал постановление. И оно исполнялось. На мой взгляд, как раз среднепотолочный расчет будет в данной ситуации самым точным.
А по мнению заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства омской мэрии Татьяны ВАГИНОЙ, инициатива депутатов по пересмотру градостроительных норм может завершиться не так, как рассчитывают народные избранники. Если, мол, начать процедуру приведения парковочной нормы в соответствие с новыми санитарными нормами, количество обязательных машино-мест в новых домах, по ее мнению, увеличится еще больше.
– Сегодня в новых санитарных правилах, на которые вы ссылаетесь, прямо прописано, что на одну квартиру бизнес-класса необходимо порядка двух парковочных мест, а на остальное жилье – полтора парковочных места, – рассказала депутатам Татьяна ВАГИНА. – Эти правила едины на всю страну. И в них как раз предусмотрено, что если есть принятые нормы градостроительного проектирования, то надо ссылаться на них. Если мы приведем в соответствие с федеральными нормами, не сделаем ли еще хуже?
Однако с чиновницей не согласился Юрий ГУРИНОВ. По его словам, Татьяна ВАГИНА слегка лукавит, поскольку новый СанПиН допускает и минимальную норму – 0,7 места на одну квартиру в массовом жилье. К тому же регионам, как пояснил застройщик, дается право при необходимости еще понизить норму обеспеченности парковочными местами.
– В этом постановлении № 519 завышены многие нормативы, – уверен депутат Сергей ДРОЗДОВ. – Для административных, бытовых, торговых зданий тоже очень высокие коэффициенты. У нас столько жителей уже нет в Омске, сколько нужно запроектировать парковок, когда строишь торговый объект. Но нормативы есть, если их не придерживаться, то не сможешь ни получить разрешение на строительство, ни ввести в эксплуатацию.
Не поддержал коллег только Алексей САЯПИН, который считает, что планы по пересмотру норм градостроительного планирования в части парковочных мест не вызовут понимания у рядовых омичей, которые уже сегодня, вернувшись с работы, не могут найти место для парковки для своего автомобиля и конфликтуют из-за этого с соседями.
– Для застройщиков это будет плюс, разумеется, но для людей, которые там будут жить, – минус. Возможно, наше решение № 519 имеет смысл изучить и что-то там пересмотреть, возможно, даже скорректировать до приемлемых норм. У многих семей ведь по две-три машины сегодня, не будем об этом забывать, – подчеркнул Алексей САЯПИН.
В итоге депутаты проголосовали, чтобы к следующему заседанию комитета мэрия создала рабочую группу, обсудила этот вопрос с застройщиками и архитекторами, после чего подготовила свои предложения для горсовета по корректировке норм градостроительного проектирования.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 апреля 2020 года.