Пока этот порядок выглядит добровольно-принудительным.
В марте на базе Сибирского юридического университета состоялся круглый стол, посвященный общественному обсуждению проекта Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в медицинские организации.
Руководитель Омского регионального отделения Ассоциации юристов России, глава юридической компании «Ф-Групп» Елена БОГДАНОВА напомнила, что в 2011 году институт вытрезвителей был упразднен:
– Сейчас государство приняло решение к нему вернуться.
Ректор Сибирского юридического университета Юрий СОЛОВЕЙ уточнил, что и сегодня в полномочиях полиции доставлять в медицинские организации граждан, «находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке». В декабре прошлого года законодатель уточнил, что помимо медицинских пьяные могут быть сопровождены и в специализированные организации, то есть вытрезвители:
– Законодатель в качестве того, что человек может быть доставлен в медицинские организации, выбрал не медицинский критерий, то есть степень опьянения, а поведенческие критерии некриминального характера. Утрата способности самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке – вполне очевидные признаки поведения, при которых в отношении данного лица у окружающих отсутствуют какие-либо сомнения в том, что оно находится в состоянии опьянения. При этом я хотел бы напомнить, что статья 20.21 КоАП России устанавливает административную ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Из практики Верховного суда России: это такое состояние алкогольного опьянения лица, находящегося в общественном месте, которое сопровождается резким запахом алкоголя изо рта, шаткой походкой, невнятной речью.
СОЛОВЕЙ рассказал, как обстоят дела с учреждениями в других регионах. Например, в Томской области, в соответствии с распоряжением администрации от 2010 года, в наркологическом диспансере создано структурное подразделение в отдельно стоящем здании — пункт медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. В этом пункте организован пост полиции. Сотрудник, несущий службу, устанавливает личность доставленного, проводит личный досмотр, досмотр вещей. При подозрении на наличие заболевания или тяжелого отравления он вызывает бригаду скорой медицинской помощи. В случае совершения тем человеком хулиганских действий, неповиновения принимает меры по его доставлению в дежурную часть территориального органа МВД, составляет протокол об административном правонарушении. Практика говорит о том, что протокол составляется на 80 – 90% доставленных в этот пункт лиц. Что касается Тувы, довольно пьющей республики, там создан центр по оказанию социальной реабилитационной помощи лицам, задержанным в общественных местах в алкогольном опьянении. В Уфе таких людей доставляют по добровольному согласию в специально созданный центр и держат там до полного отрезвления. Примечательно, что в Уфе, что в Кызыле пункты не относятся к медицинским организациям.
Спикер обратил внимание на серьезную проблему:
– Обсуждаемый проект в целом повторяет действующую инструкцию о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, которая утверждена приказом МВД и согласована с Минздравсоцразвития но, на мой взгляд, не содержит четких ответов на следующие вопросы:
1. Какая категория лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, может доставляться в служебные помещения полиции?
2. Каковы должны быть максимальные сроки доставления лиц в состоянии опьянения в медицинские организации (в полицию) и сроки их задержания?
3. Какой административно-правовой статус пьяного лица, доставляемого в полицию из общественного места, если в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях?
4. Где искать законные основания для проведения сотрудниками полиции личного досмотра такого лица, досмотра его вещей, проверки по базе данных, установления личности, содержания без его согласия в служебном помещении полиции?5. Каков правовой статус пьяного лица, доставленного в медицинскую или специализированную организацию? Вправе ли лицо отказаться от такого обслуживания?
Также, по словам СОЛОВЬЯ, обсуждаемый проект не отвечает, каким должно быть обслуживание пьяных лиц – платным или бесплатным:
– По-видимому, ответ следует искать в федеральных правилах работы медицинских и специализированных организаций, куда должны доставляться лица в состоянии опьянения. Насколько мне известно, этот документ еще находится в разработке.
Есть риск, что человек будет вынужден заплатить дважды: административный штраф и за пребывание в вытрезвителе, навязанное принудительно. В том числе в наличии опасения, что бомжей и прочих неплатежеспособных маргиналов забирать «в специальные учреждения» не будут.
Лариса ЧЕКАНОВА, начальник отделения по взаимодействию с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления УОООП УМВД России по Омской области, подтвердила сказанное ректором:
– Мы ждем правил, чтобы понять, какое лицо уполномочено заниматься всеми этими вопросами. Несколько усложнена система для нас, так как чтобы поместить человека либо в дежурную часть, либо в специальную организацию необходим акт медицинского освидетельствования и справка о том, что человек может по состоянию здоровья находиться в организации. Привлечь к административной ответственности можно только протрезвевшего человека.
Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, растет. В прошлом году из 3000 задержанных пьяных лиц на лечение направлено только 286 человек, – уточнила майор полиции.
Еще одну тему, связанную с вытрезвителями, поднял Давид КАРАМАНУКЯН, первый проректор ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», приведя в пример постановление Европейского суда во правам человека от 2014 года. Во Франции собственник квартиры организовал вечеринку, а его гости написали заявление о направлении хозяина в вытрезвитель. Старший помощник прокурора Любинского района Омской области Дмитрий МАКАРОВ подчеркнул, что необходимо толкование используемого термина «жилище»:
– Неурегулированным Порядком остается вопрос доставления лица, находящегося в состоянии опьянения, на территориях, находящихся в частной собственности земельных участков, например в границах гаражных, дачных, садоводческих кооперативов и товариществ, а также в помещениях, расположенных на таких участках – к примеру, гаражи, дачные и садовые домики, постройки вспомогательного назначения и иные сооружения зачастую не предназначены даже для временного проживания и не являются ни жилищем, ни общественным местом. Кроме того, пробел правового регулирования возникает и в том случае, если лицо, находящееся в состоянии опьянения, покидает жилище, но при этом не находится в общественном месте. Например, зная о предстоящем прибытии сотрудников полиции, перемещается из жилища в личный автомобиль, в гараж, в баню или иное место, не обладающее признаками общественного. Аналогичная проблематика возникнет и в том случае, если лицо покинет свою квартиру и уйдет к соседям, зайдет в служебное помещение ограниченного доступа – к примеру, бытовое помещение супермаркета, закроется в своем кабинете.
По итогам мероприятия составлен меморандум предложений, которые направлены в МВД России, где завершается формирование нового варианта текста проекта. Впрочем, по итогам ряда обсуждений уже составлен обновленный вариант проекта (см. приложенный внизу файл).
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 17 марта 2021 года.