Знакомство с удивительным пластом искусства продолжается через новую выставку братьев ПОЗИНЫХ.
Выставка «Ленинград – Омск. Транзит времени» (18+) открылась в Омском доме художника. Это уже вторая выставка работ Михаила, Семена и Евгения ПОЗИНЫХ из частного собрания Константина ГЛУЩЕНКО. Первая была показана осенью прошлого года в Историческом парке.
Напомним, братья ПОЗИНЫ – яркие представители ленинградского андеграунда. Окончив Академию художеств (Михаил – с отличием), они предпочли неформальное искусство. За это пришлось поплатиться: в начале 1980-х художников буквально выжили из страны. Они уехали в Германию, город Гросрешен, где оказалось востребовано их мастерство, но не творчество. По заказам музеев братья стали делать копии известных картин. Но даже при этом, по их словам, они стараются входить в состояние художника, чью работу дублируют, в то время, в котором он творил, и получается словно бы не копия, а новое живое полотно. Возможно, поэтому они считаются непревзойденными копиистами и очень ценятся сейчас.
Прошлое осталось болью. В изгнавшей их стране художники больше не были ни разу. Огромное наследие, относящееся к советскому периоду, считалось потерянным или погибшим. И когда несколько лет назад работы были случайно обнаружены омским коллекционером и меценатом Константином ГЛУЩЕНКО, когда состоялась первая выставка, сначала было недоверие, а потом – слезы. Сегодня транзит времени вновь принес омским зрителям атмосферу «подпольного» искусства 1970-х.
– Когда мы готовили первый проект, мы поняли, что просто физически не сможем показать все работы – их около пятисот, – рассказывает куратор выставки искусствовед Ольга ЦАРЬКОВА. – И уже тогда решили, что будет вторая выставка. Если на прошлой мы больше показывали живопись, то сегодня хотим представить Михаила, Семена и Евгения ПОЗИНЫХ именно как художников-графиков. После окончания академии они недолгое время работали в «Лениздате», занимались иллюстрациями произведений Гоголя, Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Сервантеса, Кафки. Эти иллюстрации зрители могут увидеть в экспозиции. Мне нравится также их карандашная графика, то, как они работают пером и тушью, создавая некие абстракции. Это очень интересно, очень фантазийно, они потрясающе работают с линиями, очень хороший рисунок.
Присутствуют на выставке и живописные произведения, которые в прошлом году еще не были оформлены или отреставрированы. В некоторых из них ощущается отсылка к московскому авангарду, в частности к так называемому лионозовскому направлению. Но вообще Петербург и Москва всегда отличались, даже в своих неформальных объединениях. Ленинградская андеграундная тусовка была более закрытой, что диктует, наверное, даже сама атмосфера города, а работы ее представителей в чем-то более сложными.
– Художники андеграунда не всегда были поняты, – говорит Константин ГЛУЩЕНКО. – У этих художников особый взгляд на мир, они смотрят на него словно из-под земли, из тех подвалов, которые служили им мастерскими и выставочными залами. Они не заходят с парадного подъезда, они заходят из подворотни. И свое особое видение мира, эмоционально насыщенное, пытаются донести до зрителя, заставляя его о чем-то задуматься.
На выставке «Ленинград – Омск. Транзит времени» представлено более 100 произведений. Работа ее продлится до 26 сентября.
Однако, творческое наследие братьев ПОЗИНЫХ гораздо обширнее, поэтому следует ожидать продолжения выставочного проекта.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА