Все рубрики
В Омске среда, 5 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 58,7913    € 56,1725

«Василий Назаров» – имя на борту теплохода

19 сентября 2022 16:33
0
1660

Теплоход Иртышского речного пароходства назвали в честь «омского Маресьева» – токаря судоремонтно-судостроительного завода. 

«В жизни всегда есть месту подвигу» – под таким девизом выросло первое советское поколение людей. Именно на их долю выпала суровая военная юность. Большая часть юношей погибла на фронтах Великой Отечественной войны. Многие стали инвалидами, однако они не смерились с судьбой, вернулись к полноценной жизни. Один из них – Василий Васильевич НАЗАРОВ. 

Он родился 20 октября 1924 года в селе Алтай, Курчумского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР. С 1939 года начал свою трудовую деятельность учеником столяра, а затем работал токарем в центральной ремонтной мастерской совхоза «Новоуральский» Омской области. В 1942 году был призван в ряды Красной Армии, отправлен на фронт. В звании гвардии сержанта командовал отделением автоматчиков. Был трижды ранен: первый раз – в боях за город Спас-Деменск, второй раз – под Витебском, в третий раз – тяжело. После ранения в госпитале ему ампутировали ногу. После длительного лечения и нескольких операций НАЗАРОВ был демобилизован из армии как инвалид войны. 

После госпиталя Василий НАЗАРОВ вернулся в совхоз «Новоуральский». Научился ходить на протезе, начал работать токарем. В 1953 году пришел в отдел кадров Омского судоремонтно-судостроительного завода и попросился взять его на работу токарем. Однако Василию Васильевичу ответили: 

«Работа токаря требует простоять у станка всю смену. Вы не вынесете тяжелой работы, стоя на одной ноге. Заводу невыгодно иметь токаря-инвалида». 

Тогда Василий НАЗАРОВ привел в пример Алексея МАРЕСЬЕВА, который воевал и летал на боевом самолете без обеих ног. Такой пример подействовал на начальника отдела кадров. Он принял фронтовика на работу. 

После того, как Назаров освоил в совершенстве профессию токаря, ему стали давать сложные заказы – расточки шеек коленчатых валов судовых двигателей. Эта операция требует большого уменья и мастерства. В дополнение к трудолюбию Василий Васильевич всегда был готов придти на помощь своим товарищам. Вскоре к нему в коллективе проникли всеобщем уважением. НАЗАРОВА на заводе стали называть: «Наш МАРЕСЬЕВ». Он стал ударником коммунистического труда и получил звание «Мастер – золотые руки». Постоянно перевыполнял месячное задание.

14 сентября 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Василий Васильевич НАЗАРОВ был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Задание восьмой пятилетки (1966–1970) Василий НАЗАРОВ выполнил за 2 года и 11 месяцев.

4 мая 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий восьмого пятилетнего плана по развитию речного транспорта» Василий Васильевич НАЗАРОВ был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1972 году НАЗАРОВ был делегатом XV съезда профсоюзов СССР. 

На странице бассейновой газеты Иртышского речного пароходства «Советский Иртыш» за 30 апреля 1975 года имеется статья под названием «Венгерские встречи». Автор статьи – Василий НАЗАРОВ. В ней он рассказывает, что он в составе омской делегации посетил Венгрию: 

«Первого апреля (1975) мы прилетели в столицу Венгрии – Будапешт. В аэропорту нас радушно встретили руководители Пештской партийной организации… Совсем недавно коллектив нашего завода собрал венгерский плавучий кран грузоподъемностью в 16 тонн. Сейчас он работает в Омском речном порту… Наша делегация возложила венок и цветы к памятнику погибшим советским воинам при освобождении Венгрии от немецко-фашистских захватчиков». 

При просмотре следующих номеров газеты «Советский Иртыш» за 1975 год неожиданно находишь некролог, в котором указывается, что 24 сентября умер Василий Васильевич НАЗАРОВ. Некролог подписали: Н. ЖИВОТКЕВИЧ, А. ЛАВРОВ, В. БАУЛИН, И. БАСКАКОВ, А. ЛЮФТ, И. ЯНОВСКИЙ. Василий Васильевич НАЗАРОВ похоронен на Старо-Северном кладбище в Омске. 

11 апреля 1978 года в цехе, где работал Василий НАЗАРОВ, состоялось собрание рабочих и инженерно-технических работников. На собрании всеобщим голосованием постановили: в честь Василия Васильевича НАЗАРОВА установить мемориальную доску при входе в цех. Во втором пункте решения цехового собрания указывалось: «Просить Первомайский исполком утвердить наше решение». Доска была установлена. 

Для подготовки данной статьи (2022) автор решил наведаться на завод и сфотографировать мемориальную доску. К своему удивлению, не нашел ни доски, ни цеха. Исчез и сам судоремонтно-судостроительный завод. На территории осталась только заводская труба – немой свидетель былого величия Иртышского речного флота. Вот такая печальная действительность.

Чтобы восполнить пробелы в биографии Василия Васильевича НАЗАРОВА, автор обратился к Ивану Ивановичу ЯНОВСКОМУ. Он работал 11 лет директором Омского судоремонтно-судостроительного завода, затем начальником Иртышского речного пароходства. Хорошо знал НАЗАРОВА. Иван ЯНОВСКИЙ вспоминает: 

– За время работы на судоремонтно-судостроительном заводе многие работники плавсостава и берега остались в моей памяти. Один из них – Василий НАЗАРОВ, добрый и отзывчивый человек. Человек с большой буквы. Он работал на токарном станке и протачивал самые сложные операции – проточки коленчатых валов для судовых двигателей. 
Станок, на котором НАЗАРОВ трудился, был старой модели. Выполнять на нем сложные работы было тяжело. Но НАЗАРОВ работал. Наши снабженцы делали несколько попыток достать новый станок, но безрезультатно. 
Когда я был в командировке в Москве, попал на прием к министру речного флота РСФСР [Сергею] КУЧКИНУ. Рассказал ему, что у нас на заводе трудится Василий НАЗАРОВ, на фронте потерял ногу, работает токарем на старом станке. Перевыполняет нормы выработки. Его зовут у нас Алексеем МАРЕСЬЕВЫМ. Имеет среди заводчан большой авторитет. Министр выслушал меня и подписал мое заявление. 
Обрадованный, я пошел к заместителю министра по снабжению. Однако тот заявил: «Станков нет. Один есть, и он уже отписан в Тюменскую область, в район нефтегазового комплекса». 
Я ему говорю: «На севере, куда отправляют новейшей модели станок, он не нужен. Там все равно на нем будут вытачивать болты и гайки». 
Он мне в ответ: «Зайдите через полгодика. Возможно, и будет для вашего завода станок». 
Я ему говорю: «Снимите трубку и позвоните министру, что вы отказываете. Если нет, то я сейчас пойду к министру и перескажу ему наш разговор». 
Только тогда он подписал документ на выделение токарного станка для Омского судоремонтно-судостроительного завода. 
После присвоения Василию Васильевичу высокого звания Героя Социалистического Труда дирекция завода устроила в его честь вечер. Помню, когда НАЗАРОВ выступал с ответным словом, его голос дрогнул, а на глаза навернулись слезы. В зале наступила тишина. Потом он тихо сказал: «Спасибо всем. Только благодаря вам я получил эту высокую награду». 

В музее Омского института водного транспорта – филиала Новосибирского института водного транспорта имеется стенд речников –  Героев Социалистического Труда. Среди героев и портрет Василия Васильевича НАЗАРОВА. Во время экскурсий по музею Иван Иванович ЯНОВСКИЙ рассказывает студентам, курсантам Омского речного училища и гостям о боевом и трудовом пути Василия НАЗАРОВА. 

29 апреля 1980 года на причале затона Омского судоремонтно-судостроительного завода состоялся торжественный митинг по случаю переименования теплохода «Морской-4» Иртышского речного пароходства. Теплоход получил новое название – «Василий Назаров». Под звуки марша «Прощание славянки» с носовой части борта теплохода было снято полотнище. Перед взорами собравшихся заводчан сияла надпись: «Василий Назаров». От имени экипажа «Василий Назаров» выступивший капитан теплохода Виктор Александрович КОРЧАГИН сказал: 

«Большое спасибо рабочим и инженерно-техническому составу механосборочного цеха, что они выступили инициатором в присвоении имени теплоходу бывшего токаря Василия Васильевича НАЗАРОВА. Для нашего экипажа почетно работать на теплоходе носящего имя ветерана Великой Отечественной войны, и Героя Социалистического Труда. Заверяю, что мы оправдаем доверие. Ждите наш теплоход «Василий Назаров» осенью с трудовыми победами». 

От автора. В 1970–1980 годы в Иртышском речном пароходстве теплоходам типа «Морской» стали давать имена прославленных омичей. Сухогруз «Морской-4» был переименован в «Василий Назаров». Краткие данные теплохода типа «Морской»: грузоподъемность – 1700 тонн, суммарная мощность двух его двигателей – 1400 лошадиных сил, длина – 90 метра, ширина – 11 метров, осадка – 4 метра. На палубе два крана общей грузоподъемностью 5 тонн. В 1960–1971 годы по заказу Советского Союза теплоходы проекта типа «Морской» строились в Финляндии. Всего было построено 22 теплохода этого типа. По распоряжению Министерства речного флота они были направлены Сибирь в пароходства: Иртышское, Енисейское и Ленское. В 1990 годы с развалом Советского Союза для судов не стало работы, теплоходы были переведены для грузоперевозок на разных морях. Часть из них была продана частным компаниям. В настоящее время из 22 теплоходов четыре затонуло, два списаны на металлом. К сожалению, под российским флагом работают только три теплохода. В материалах газеты «Советский Иртыш» за 1995 год упоминалось, что теплоход «Василий Назаров» находится в аренде и что его новое место приписки – эстонский порт Таллинн. Далее следы теплохода теряются. При подготовке материала автор данных срок пытался выяснить, под каким флагом, какого государства, по каким морям и рекам ходит теплоход «Василий Назаров». Однако установить это пока не удалось. 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ, также снимки скопированы в музее Омского института водного транспорта



Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.