Все рубрики
В Омске суббота, 27 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,0134    € 98,7187

Валентин КОСТОГРЫЗ: "Готовы пожертовать независимостью, чтобы стать сильнее"

4 июня 2003 13:05
0
3292

В известной песне военных лет поется: «А вместо сердца — пламенный мотор». Вот уже без малого 50 лет на омской земле в ОМКБ конструируют эти самые авиационные сердца. В прошлом номере «КВ» появился рассказ бывшего главного конструктора ОМКБ о прошлых днях этого предприятия, путь которого отнюдь не был усыпан розами. «КВ» решили продолжить разговор и расспросили о днях нынешних генерального директора ОАО «ОМКБ» Валентина КОСТОГРЫЗА.

— За счет чего сейчас существует ОМКБ?

— Мы целенаправленно занимались и занимаемся разработкой малоразмерных авиационных двигателей, по этой тематике остались единственными в России. В 1991 году вовремя сориентировались и стали заниматься ремонтом двигателей 10Б, впоследствии получили лицензию. Самолетов Ан-28, на которых стоят эти двигатели, осталось еще немало, так что работы пока хватает. Но, к сожалению, сами Ан-28 нигде не ремонтируют, хотя этот самолет в своем классе не имеет аналогов: при большой грузоподъемности взлетает, как истребитель, с маленьких, необорудованных площадок. Если никто не возьмется за ремонт Ан-28, то скоро все эти самолеты выработают свой ресурс, а мы останемся без заказов на ремонт.

С ОМО им.Баранова сотрудничаем по двигателю ТВД-20 и ВСУ-10, хотя обороты по ним сократились, но конструкторское сопровождение осталось. ВСУ-10 востребован, ведь без них просто встанут самолеты ИЛ-86 и — 96. На президентском самолете тоже установлена наша ВСУ-10. Но самую значительную долю средств нам дает тема беспилотныхлетательных аппаратов. Мы совместно с екатеринбургским АКБ «Новатор» участвуем в программе зарубежных поставок.

На участие в этой программе нам постоянно не хватает оборотных средств, это происходит из-за особенностей финансирования. Мы получаем аванс, потом следует промежуточный платеж, а окончательный расчет — только после поставки заказчику. А все наши поставщики требуют оплату в течение трех месяцев. Наши попытки убедить смежников перейти на другие варианты расчетов ни к чему не привели.

— Ну и как вы выкручиваетесь?

— Вынуждены брать кредиты, хотя это и невыгодно, и порой проблематично. Мы много леткредитовались в Сбербанке, но после реорганизации омского отделения возникли большие сложности по оформлению кредита. Поэтому вынуждены были начать работать с екатеринбургским банком «Северная казна» и Банком Москвы, где кредит оформляется за неделю, а не за месяц, как в Сбербанке.

— Среди предприятий ВПК сейчас наметилась тенденция вступать в интегрированные холдинги. А ОМКБ собирается с кем-то объединяться?

— Если раньше крупные заводы вели натуральное промышленное хозяйство, стараясь все делать самостоятельно, то сейчас это совершенно невыгодно. Без кооперации не выжить, поэтому, безусловно, собираемся входить в какой-нибудь холдинг. В советские годы мы были юридически независимы, но входили в какие-то структуры, а с 1988 года стали полностью самостоятельными. В советской системе лишняя подчиненность мешала работать, а теперь готовы пожертвовать своей независимостью ради того, чтобыстать сильнее в крупной структуре.

Варианты вхождения в формирующиеся холдинги не раз обсуждались на совете директоров, но окончательный выбор нам еще предстоит сделать. Наш партнер «Рыбинские моторы» в прошлом году вошел в состав московского НПО «Сатурн», с которым мы тоже работаем по кооперации. Если бы нас туда позвали или государство, как наш главный акционер, распорядилось, чтобы мы к ним присоединились, то ОМКБ пошло бы на это с радостью. Но пока «Сатурн» не отвергает нас, но и твердо не говорит, что готов принять в свою структуру.

Другое направление — объединиться с ОМО им.Баранова, но емудля этого нужно акционироваться. Предполагается создание структуры, куда войдут ОМО им.Баранова, НПО «Салют», КБ им.Климова, ну и мы, если пригласят. Также возможно вхождение в состав группы «Тактическое оружие», которая занимается ракетными комплексами, а мы их основные поставщики.

Еще одним вариантом может статьобъединение с новосибирским ПО им.Чкалова, для которого мы разработали двигатель ТВД-20-03. Но это наименее определенное направление, потому, что ПО им.Чкалова входило в структуру Сухого, теперь собирается объединиться с авиазаводами — то ли с Иркутском, то ли из Комсомольска-на-Амуре. Российское авиационно-космическое агентство (РАКА), в которое мы входим, не ведет целенаправленной координации по организации холдингов. Ощущается какое-то противодействие этому процессу, то ли со стороны директоров предприятий, то ли со стороны чиновников.

— А вообще ОМКБ получает какую-то организационную или финансовую поддержку со стороны государства?

— Со стороны РАКА нет никакойкоординации, каждое предприятие должно само заботиться о заказах. В Москве открыто говорят: что найдете, то и ваше. Вот уже два года ОМКБ живет без бюджетного финансирования. Хотя оно и составляло не более 10% от нашего бюджета, но позволяло разрабатывать и сертифицировать двигатель ТВД-20. А потом бюджетные вливания прекратились под предлогом того, что средства выделяются только «головнякам».

В прошлом году мы подавали заявку на конкурс по разработке авиадвигателя мощностью 800 лошадиных сил, кроме нас в нем участвовали еще три фирмы. Согласно условиям конкурса половину затрат на разработку и сертификацию должно было взять на себя государство. Победило в конкурсе КБ им.Климова, у которого были предварительные разработки, и оказалось, что на один бюджетный рубль разработчик должен вложить четыре своих.

— А сейчас в ОМКБ разрабатываются новые двигатели?

— Новых разработок по двигателям мы не ведем, да и вообще в России не осталось ни одной фирмы, которая могла бы создать авиационный двигатель раньше чем через 10-12 лет. В США две фирмы занимаются разработкой и изготовлением авиадвигателей, в Европе -1, а у нас в этой сфере продолжают работать десятки предприятий. На Западе новый двигатель создают за 3-4 года, а у нас просто никто не готов оплачивать расходы по разработке.

— Значит, по сравнению с советским период ваши возможности сократились?

— Если раньше было твердое государственное финансирование, то нынче о нем приходится только мечтать. К тому же совершенно не развиты ни кредитная, ни лизинговая системы. Современная компьютерная техника позволяет в считанные минуты провести расчеты, на которые раньше уходили недели. Но ни одно российское КБ за счет собственных средств не сможет разработать новый двигатель.

За последнее десятилетие у нас на 30% сократились обороты и количество работников, но за счет гражданских заказов сумели выстоять. Производственных площадей нам как не хватало, так и не хватает, консервации оборудования тоже удалось избежать. Из производственных мощностей, бог миловал, ничего не потеряли, а вот две базы отдыха, в Чернолучье и Называевском районе, сохранить не удалось из-за непосильных земельных налогов.

Сейчас проводим полную инвентаризацию помещений и оборудования, ведь когда акционировались, все оформлялось на скорую руку. Рассматривался вопрос о выкупе земель под нашими объектами, но 36 млн рублей для нас сумма непосильная, поэтому решили взять их в аренду. Все наше имущество застраховано, ведь без этогои кредит оформить нельзя.

— Для всех предприятий остро стоят вопросы старения производственных фондов и кадров. Насколько ониактуальны для ОМКБ?

— Чтобы оставаться конкурентоспособными, необходимо проводить техническое перевооружение, приобретать современное оборудование. У нас принят план техперевооружения, на него ежегодно выделяются средства из прибыли. Мы сотрудничали с компанией «Самсунг» по испытанию компрессоров, за счет этого контракта создали современный стенд для проведения испытаний. В результате на порядок уменьшилась трудоемкость, а точность возросла.

К сожалению, за последние годы мы потеряли много квалифицированных кадров. По некоторым направлениям потери невосполнимы. Мы доплачиваем молодым специалистам, чтобы привлекать их и удерживать, выплачиваем приличные пособия при рождении ребенка и к свадьбе, приобретаем для сотрудников бесплатные путевки. 30 человек обучаются в техническом университете за наш счет. Благодаря всем мерам средний возраст наших работников в последние три года сокращается на 1 год: с 49 до 46 лет.

— Какие перспективы просматриваются у ОМКБ?

— Ближайшая перспектива — заняться модернизацией наших двигателей. Перейти от выживания к подъему позволит вхождение в интегрированную структуру. Кто вложит инвестициив маленькое предприятие? А у крупного больше шансов получить инвестиции. Войдя в холдинг, мы сможем специализироваться на отдельныхчастях двигателя, как это давно происходит на Западе. Узкая специализация позволит уменьшить себестоимость и повысить конкурентоспособность.

У нас заключены твердые контракты по 2007 год включительно, работы столько, что не справляемся. Собираемся подключить ПО «Полет» к работам по нашим изделиям — это будет выгодно и нам и им. То, что мы, несмотря ни на что, остаемся в авиакосмической сфере, позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.

— Принимает ли ОМКБучастие в ВТТВ-2003 и на какие результаты рассчитывает?

— Мы участвовали во всех четырех ВТТВ, но не только ни разу никаких контрактов не подписали, но даже переговоров не вели. ОМКБ регулярно принимает участие в специализированных выставках в Москве, вот они приносят если не пользу, то имидж. У нас есть свой сайт, мы ведем активную электронную переписку с потенциальными клиентами. Принимаем участие в ВТТВ, но без всяких иллюзий на то, что это принесет нам хоть какую-то пользу.

— Ну и в заключение наш традиционный вопрос: как проводите свое свободное время?

— Я увлекаюсь охотой, рыбалкой, особенно зимой. На даче больше работаю, чем отдыхаю. В студенческие годы входил в сборные института по ручному мячу и футболу, пел в хоре, а теперь хожу в группу здоровья, играю в волейбол, люблю попеть в хорошей компании. Многочитаю — фантастику, приключения, историческую литературу, по-прежнему люблю смотреть советские комедии прошлых лет.

Валентин Григорьевич родился 25 февраля 1947 года в поселке Вересово Архангельской области. После окончания 11 классов поступил в Куйбышевский авиационный институт на факультет авиационных двигателей. В 1971 году по распределению попал в Омское моторостроительное КБ, начал с должности конструктора бригады турбин, потом стал начальником бригады редукторов. В 1983-м его избрали освобожденным секретарем парткома ОМКБ, а в 1985-м назначили главным конструктором. В 1993 году после акционирования был избран генеральным директором ОАО «ОМКБ».

Имеет ученую степень кандидата технических наук.

Женат, имеет дочь, внучку.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.