Все рубрики
В Омске четверг, 2 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

Юрий ЧАЩИН: "Предпринимателей не надо заинтересовывать: они спят и видят, как уйдут под крышу"

28 июля 2003 11:56
0
1879

20 июня в Москве в Гостином дворе в рамках III Международного выставочного форума «Мир торговли — 2003» состоялась официальная церемония награждения премии «Человек торговли». Это единственная профессиональная премией, которая присуждается лучшим руководителям оптовых и розничных торговых предприятий, а также представителям органов власти за содействие в развитии и повышении эффективности торговли в России. Четыре года назад инициаторами учреждения премии выступили Национальная торговая ассоциация и журнал «Новости торговли». В этом году лауреатами премии «Человек торговли — 2003» стали двое омичей. Один из них Юрий ЧАЩИН, работающий с 2002 года заместителем директора департамента городской экономической политики администрации города Омска по вопросам торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Корреспондент «КВ» встретился с Юрием Евгеньевичем, который рассказал, за что получил премию, о своей новой работе и о своем бизнесе, которым сейчас правят члены его семьи.

— Юрий Евгеньевич, „Коммерческие вести“ поздравляют вас с наградой. Хочу спросить вас: вы стали лауреатом премии „Человек торговли“ как предприниматель или как представитель власти?

— Национальная торговая ассоциация ведет в регионах достаточно мощную работу. Она отслеживает и оценивает не только практические наработки, но и методические. Большое внимание ассоциации привлекла разработанная нашим департаментом Концепция развития торговли, как совершенно конкретный документ, рассчитанный на среднесрочную перспективу. Члены ассоциации посчитали, что это был самый действенный документ, созданный за последний год и продвинутый муниципальными чиновниками. Я, как один из разработчиков концепции, с ними согласен. Считаю, что в нашей концепции отражены конкретные вещи: как именно развивать внутреннюю торговлю города, особенно в части развития альтернативных торговых площадок, перераспределения торговых форматов, перевод части из них в цивилизованные формы торговли. Именно за разработку этого документа мне была вручена премия.

Но я считаю, что она принадлежит не только мне, а всему департаменту городской экономической политики. Над ним трудилась достаточно большая группа людей. В процессе работы над документом очень много вещей в ней корректировалось. Мы сопоставляли наши идеи концепции с федеральными тенденциями развития торговли. В итоге сумели сделать так, что наш документ вписался в общую струю развития торговли страны.

— Концепция — это не конкретная программа действий, а лишь какие-то рекомендации, советы, в каком направлении необходимо двигаться. Сегодня делаются какие-то конкретные шаги по ее реализации?

— В целях реализации концепции мэр подписал постановление о создании координационного совета по реализации Концепции развития торговли. Совет создан, утвержден его состав. В него вошли крупные торговые организации, общественные объединения предпринимателей. Сегодня членам совета поступают конкретные предложения от всех заинтересованных структур. В ближайшее время координационный совет должен окончательно доработать совместно с департаментом недвижимости новое положение об арендной плате муниципальных объектов. Считаю, что принятие этого документа будет существенным толчком для развития торговли. Новое положение предусматривает увеличение ставок арендной платы.

— Каким же образом оно повлияет на развитие торговли? Насколько известно, далеко не все предприниматели приветствуют новую методику расчета арендной платы.

— Я поясню. На самом деле эта методика очень позитивна. Ее уже давно надо было менять. В городе существует рыночный уровень арендной платы на объекты торговли. Все прекрасно знают, что в центре — в „Пяти звездах“, в „Летур-центре“ — сегодня стоимость аренды одного квадратного метра колеблется в пределах тысячи рублей. При этом в том же центре, недалеко от этих объектов, находятся муниципальные объекты, сданные в аренду под торговые площади. Так в них арендная плата составляет 10-15 рублей за квадратный метр. На них закрепились арендаторы, которые самостоятельно не ведут торговую деятельность, а занимаются сдачей муниципальных площадей в субаренду. Они расслабились, как таковую торговлю не развивают. Не проводят капитальных ремонтов арендуемых помещений, ремонтов фасадов зданий за счет собственных средств. А это уже не только изменение торговой инфраструктуры, это изменение лица города.

Эти предприниматели как раз и недовольны новой методикой расчета арендной платы. Хотя я не считаю, что после утверждения нового положения уровень аренды на этих торговых площадях будет очень высоким: 100 рублей за квадратный метр, по сравнению с рыночными ставками, согласитесь, не много.

Но они предприниматели, и умеют считать, поэтому падение нормы прибыли их не устраивает. Зато их устраивает положение рантье на муниципальных площадях. Считаю, увеличение уровня арендной платы до приемлемого уровня каким-то образом вытеснит этих, мягко говоря, неактивных предпринимателей. Новое положение позволит освободить торговые площади для тех предпринимателей, которые хотят развиваться и участвовать в динамическом развитии инфраструктуры нашего города.

— А почему вы считаете, что это даст толчок для развития цивилизованных форм торговли? Или вы думаете, что сегодня предприниматели торгуют на улицах только потому, что им некуда податься? Как вы собираетесь заинтересовывать предпринимателей, чтобы они уходили с улиц, чтобы развивали магазинные формы торговли?

— Их не надо заинтересовывать. За более чем десять лет работы на открытых рынках здоровье многих торговцев загублено. Они спят и видят, как бы уйти под крышу. Предприниматели готовы сегодня ради того, чтобы работать под крышей, сократить свои нормы прибыли, только бы гарантированно закрепиться на городских площадях.

— Какие вопросы еще в ближайшее время намерен решать координационный совет?

— Их много. Это и вопросы развития городской розницы, и оптового звена, и кадровые вопросы, связанные с качественной подготовкой торгового персонала, и многие другие. Планируем заниматься развитием летних кафе, например. Вы знаете, что муниципалитет второй год подряд проводит аукцион по летним кафе. Аукцион — дело хорошее. В этом году городской бюджет в результате торгов получил более 3 млн рублей. Но механизмы его проведения, считаю, не отработаны. Мы намерены пересмотреть этот механизм, сделать так, чтобы это было выгодно не только городской казне, но также и предпринимателям. Во всем мире летних кафе в чистом виде существует мало. В основном это летние веранды возле стационарных кафе, ресторанов. Но у нас мало стационарных кафе и ресторанов, возле которых можно было бы разместить летнюю веранду. Поэтому, коль город взялся развивать летнюю торговлю, надо делать это так, чтобы предпринимателям был выгоден этот вид бизнеса. Пока же наши предприниматели отдают на аукционе достаточно высокие суммы только за место, где будет установлено кафе, которое проработает максимум пять месяцев. На мой взгляд, мы должны продавать право стоять на этом месте на два-три года. Мы живем в Сибири. Лето на лето у нас не приходится. Если оно холодное, то предприниматель, вложивший огромную сумму только за право разместиться, вряд ли эти деньги отработает. Тем более речь не может идти о получении какой-либо прибыли. Ведь, чтобы кафе было привлекательным для посетителя, ему надо изрядно потратиться, затратить определенную сумму на благоустройство, на оборудование. Он делает вложения на перспективу. Но сегодня, когда он покупает право только на один летний сезон, у многих бизнесменов нет желания работать на перспективу. Результат — посмотрите на наши летние кафе. Не все, конечно.

Наша задача сделать так, чтобы предприниматели были заинтересованы вкладывать деньги, чтобы они не просто ставили по всему городу однотипные невзрачные палатки, а действительно делали летние кафе, в которых приятно отдыхать. Надо, чтобы эти кафе не только соответствовали нормам безопасности.

Например, в Екатеринбурге тоже проводится конкурс на получения права разместить летнее кафе. Но там предприниматели не только покупают место — кто больше предложит, тот его и займет. Екатеринбургские бизнесмены на аукцион представляют свои архитектурные решения летних кафе. При определении победителя учитывается и то, насколько оригинально они будут выглядеть. Я тоже считаю, что аукцион надо проводить в комплексе, делать это не накануне летнего сезона, а заранее, чтобы у бизнесменов было время нормально подготовить документы, разработать дизайн и прочее. Конечно, перестраивать работу будет сложно, но надо.

— Вы достаточно долго были успешным бизнесменом, сейчас вы чиновник. Что сейчас стало с вашим бизнесом, как там обстоят дела? Кому вы передали бразды правления?

— По закону сейчас я не имею права заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому бизнес сейчас ведет моя семья, которая, впрочем, всегда занимала в нем достаточно важное место. Другое дело, что с моим переходом на чиновничью работу наш семейный бизнес за последний год несколько затормозился в развитии. Это связано с тем, что, когда я отошел от дел, в компании начались преобразования, связанные с перераспределением должностей. Пришлось заменить часть управляющей команды, менеджеров среднего звена. То есть хочу сказать, что компании понадобилось некоторое время, чтобы научиться работать без меня. Но сегодня все начинает утрясаться.

Хотя сам я участие в руководстве компанией не принимаю. У меня, и я говорю нисколько не лукавя, не хватает на это времени. Могу сказать, что компания намерена расширяться. В планах — расширение торговой сети, открытие кафе быстрого питания, которое также будет работать под торговой маркой „Провиант“. В общем, бизнес не затухает.

— Вам сложно дался переход на чиновничью работу?

— Случай, когда человек из бизнеса переходит не в законодательную власть, а в исполнительную, достаточно редкий. Но не считаю, что совершил глупость. Конечно, мне сложно было перестраивать распорядок жизни. Муниципальная служба достаточно регламентирована. Есть много правил, которые должны безукоризненно выполняться, существует определенная система подчиненности. Понятно, что на этой работе нет той свободы, которая была у меня, когда я был предпринимателем. Здесь есть поле для творчества, для принятия каких-то своих решений, но в мэрии строгая иерархическая структура, которая управляется мэром через структурные подразделения, департаменты. И к этому пришлось привыкать. Психологических изменений избежать не удалось. Но, замечу, что за год работы в департаменте я получил дополнительный опыт.

— Какой именно?

— Я понял, чего не хватает предпринимателям — зачастую неумения посмотреть глобально, сверху на развитие торговли и предпринимательства вообще, на развитие города, узнать то, насколько важно участие предпринимательской среды в развитии города. Также за это время мне удалось понять структуру наших органов власти, а этого многим предпринимателям, к сожалению, не хватает: они не знают полномочия органов местного самоуправления, федеральных структур. У бизнесменов есть проблемы, но они не знают, куда обращаться, чтобы их разрешать и нормально строить стратегию развития своих компаний.

В мае я прошел стажировку в Америке по вопросам торговых технологий. В течение месяца у меня была возможность посмотреть, как там развивается потребительский рынок. В группе, в которой я был, все были предпринимателями. Среди них я один был представителем российского чиновничества. Американцы достаточно наглядно показали нам, как действуют у них механизмы развития потребительского рынка. Мы посмотрели все товародвижение, начиная от производства, работу перерабатывающих предприятий, оптовых центров, центров дистрибьюции, крупных торговых центров. Была возможность сопоставить наш уровень развития отрасли с их уровнем. В Америке все товародвижение контролируется единственным федеральным органом — департаментом сельского хозяйства. На территории США работает единый закон о продуктах, которого придерживаются все и за нарушение которого следуют мощные штрафные санкции. Два раза его не нарушают, потому что все знают, что открыть свой бизнес вторично будет уже практически невозможно. Я считаю, что эта поездка дала мне огромный запас знаний.

— И какие выводы сделали после возвращения?

— Я считаю, что мы во многом отстаем. Но американцы так не считают. Они отслеживают развитие нашего потребительского рынка. Они уверены, что мы догоним их намного быстрее, чем сами думаем. Безусловно, и предприниматели, и сам бизнес у нас моложе. Ниш в этом секторе рынка много незанятых, очень много направлений, которые можно осваивать, куда можно вкладывать деньги, причем очень смело. Только при условии, если делать это грамотно.

— Спасибо за беседу.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Виктор ШКУРЕНКО: «Деньги любят тишину» – абсолютно бездарное высказывание, подходящее какому-нибудь из криминалитета или небогатым людям»

«Даю сотрудникам главное – свободу и право на ошибку. Они уже совершали ошибок на много миллионов, но я их за это не казню и не выгоняю. Ошибки дают опыт»

30 апреля 16:45
11
1197



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.