Спрос на мобильные телефоны в 2003 году был необычайно высок. Всего за этот год в Омске открылось более ста новых салонов мобильной связи. Однако дилеры не останавливаются на достигнутом и ищут новые пути развития своего бизнеса. Как развивается омский рынок сотовых телефонов, корреспонденту «КВ» Евгению СОБОЛЕВУ рассказал директор ООО «Интерантенна-Омск» Алексей ПЛАТОНОВ.
— Алексей, «Интерантенна» сегодня — это пейджинговый оператор, сотовый дилер или компьютерный клуб?
— И то, и другое, и третье. И даже еще кое-что. Начали мы свою работу более пяти лет назад как пейджинг-оператор. Идея сети салонов связи появилась во времена активного передела пейджингового рынка как важное конкурентное преимущество. Мы начали рассматривать варианты иных предложений в области связи. «Сотовое» направление стало логическим расширением сферы деятельности «Интерантенны». Конечно, наработка навыков и схем работы с телефонией заняла определенное время. И когда спрос скомандовал «пора», мы начали активную работу и за прошлый год открыли 18 новых салонов. До этого у нас было всего два офиса — центральный на улице Марченко, и «Мобаил-Центр» — на проспекте Мира, в районе СибАДИ. Там же находится «Омский кассовый центр» — еще одно подразделение нашей компании.
Компьютерный клуб был открыт с целью поддержки основного направления. Сейчас там предлагаются услуги по установке мелодий и логотипов в мобильные телефоны, обучение работе с современными технологиями мобильной передачи данных. В нашем интернет-клубе около 30 рабочих мест. Есть куда расти, расширять предложения и способствовать популяризации как сотовой связи, так и дополнительных сервисов.
— Сколько процентов омского рынка пейджинговой связи сейчас контролирует «Интерантенна»?
— В 2003 году прекратили свою работу три омских оператора, после чего в нашем городе остались всего две действующие пейджинговые компании. Одной из них является «Интерантенна». И в данном случае не слишком принципиально реальное распределение между операторами. Нас двое, рынок поделен на двоих.
— Ваши «пейджинговые» клиенты — это частные лица или корпоративные абоненты?
— Пятьдесят на пятьдесят. Это люди, которым в силу разных причин удобнее использовать в своей деятельности именно пейджер, а не мобильный телефон. Пейджер дешевле, проще и надежнее в обслуживании. Мы по-прежнему считаем это направление нашей деятельности перспективным, реализуем проекты интеграции с сотовой телефонией. Работаем над GSM-пейджингом, идем в сторону удешевления услуг. Эта тенденция рынка связи должна проявляться и здесь. Под лето будет традиционное специальное предложение для среднего класса — подключить GSM-пейджер, уезжая в роуминг.
— Сколько абонентов обслуживает «Интерантенна»?
— С популяризацией сотовой связи и с ее удешевлением, количество клиентов пейджинговых компаний, конечно же, сократилось. Поэтому в пейджинговом направлении у нас сейчас около тысячи абонентов. Столько же по нашему кассовому направлению — там тоже существует понятие периодической, абонентской платы за обслуживание. Прошлый год был годом мобильной связи. Значительно увеличилось количество салонов, а абонентов сотовых операторов теперь считают сотнями тысяч. Мы также вносим в это дело посильную лепту.
— Слышал про ваши планы по открытию так называемого call-центра, которые бы взаимодействовал с сотовыми операторами. Эти планы реализуются?
— Мы пытаемся идти в этом направлении. Но для нормального объединения наших систем существует много трудностей — управление подключением и отключением абонентов, система учета, дорогостоящее оборудование, позволяющее поддерживать большое количество одновременных переключений и разговоров. Пока мы не нашли оптимальной конфигурации, окупаемой в обозримом будущем.
— Почему «Интерантенна» предпочла расшириться именно за счет мобильных телефонов, а не начала продавать, скажем, компьютеры?
— Дело в сложившейся специфике нашей торговой марки. Конечно, мы оценили положение пейджинга по всей стране. Рынок этого вида связи сократился не только в Омске. Потому в качестве расширения сферы деятельности мы открыли розничную сеть салонов связи, в которых можно не только приобрести мобильный телефон или пейджер, но и любые аксессуары к ним, подключиться к одному из действующих в Омске операторов связи, пополнить баланс картами оплаты, купить интернет-карты, карты для междугородных и международных переговоров. Но это вовсе не означает, что завтра мы не займемся теми же компьютерами. У нас в планах еще несколько направлений деятельности, компьютеров пока там нет. Все-таки больше мы склоняемся в сторону сервиса и услуг.
— «Интерантенна» — это омский брэнд?
— Начиналось все прозаично — мы вошли в федеральную пейджинговую сеть «Интерантенна». И это помогло, ведь быть участником такой сети было и солидно и престижно. К сожалению, сегодня уже не существует даже «Интерантенны-Москва». А мы вот успели развернуться в нужном направлении и окрепнуть. Поэтому «Интерантенна» сегодня — безусловно омский брэнд. Причем хорошо узнаваемый, как показали проводимые нами опросы потребителей.
— Семь из двадцати ваших салонов расположены в магазинах сети «Бакалея-Сервис». Почему вы выбрали именно эту торговую сеть?
— Это исторический выбор. Нас многое связывает, мы давние партнеры «Бакалеи». К тому же для нас начать новое направление работы с одним партнером было удобнее. Это позволило быстро и просто достичь желаемого. За март-апрель 2003 года были открыты восемь салонов. Найти хорошее помещение — это большая проблема. А магазины компании «Бакалея-Сервис» расположены в удобных для омичей местах, там всегда широкий ассортимент товаров. Небольшие салоны сотовой связи в таких супермаркетах себя вполне оправдывают.
— К какому оператору люди подключаются активнее?
— Это зависит от текущей ситуации на рынке. Когда один из операторов выпускает на рынок новые тарифные планы и услуги, то количество подключений может увеличиться на порядок. Однако если брать средние значения, то лидер по подключениям — МТС в Омске. Это обусловлено и тем, что сама компания работает уже более пяти лет, и действующих абонентов у МТС-Омск больше, нежели у других операторов. Несмотря на это, нам очень нравится работать и с Би Лайн GSM, регулярно проводить совместные акции, обсуждать перспективы, новые идеи, заниматься подготовкой наших кадров. Их помощь в нашей работе трудно переоценить.
— Недавно вы открыли компьютерный клуб. Насколько это прибыльный бизнес?
— Для нашей компании это не основной вид деятельности. Другими словами, мы не стремимся сделать компьютерный клуб нашим профильным направлением. К тому же компьютерный клуб — довольно затратный бизнес. К примеру, стоимость лицензий на коммерческое использование всех программных продуктов, используемых в клубе, сравнима со стоимостью десятка персональных компьютеров. Да и купить в России лицензионное программное обеспечение для коммерческого использования подчас сложнее, чем приобрести сам компьютер. Игру для клуба мы ждем порядка двух-трех недель. Словом, если вести бизнес цивилизованно, то больших прибылей получить не удастся. Клуб положительно влияет на образ сети салонов «Интерантенна» и позволяет оказывать интересные и нестандартные услуги для наших клиентов. Клуб — еще один плацдарм для нашего роста. Место встречи обладателей наших клубных карт, игровой команды, место проведения разного рода чемпионатов и в ближайшем будущем — благотворительных мероприятий.
— Сколько телефонов за месяц в среднем продает каждый салон?
— Сейчас продавцы мобильных телефонов идут по пути создания хороших салонов, где большой ассортимент и где работают два-три консультанта. У нас немного другая стратегия. Мы развиваем сеть эконом-класса, где выставлены относительно доступные модели. На окраинах нет смысла предлагать дорогие аппараты. За дорогим телефоном можно съездить в наш главный офис или в центральные салоны. Тем не менее по итогам декабря 2003 года мы уверенно держим второе место среди дилеров по объемам подключений, а значит, и по продажам. Причем это собственные подключения, мы не работаем с субдилерами. Но в марте появится предложение и для них.
— Насколько прибыльна продажа телефонов?
— Многие компании занимаются их продажей. Вкладывают большие деньги в обустройство салонов, приобретая их в собственность. А раз так, значит, это прибыльный бизнес. За прошлый год в Омске открылось порядка 100 салонов. Продавать мобильные телефоны модно. Сотовый бум наступил не только благодаря дилерам, но и стараниями операторов. Операторов стало больше, они постоянно расширяют зону обслуживания и снижают тарифы. Также можно отметить возросшую активность банков по выдаче кредитов населению. У нас, например, действует программа «Мобильный кредит», по которой кредит покупателю оформляют прямо в салоне.
Сейчас стать хорошим дилером сложно. Даже если у человека есть деньги и представление о том, как он должен действовать, вовсе не факт, что он сможет закрепиться на этом рынке. Это очень быстрый бизнес. Тут все зависит от организации. Создал неповоротливый бизнес или замедлил с решением — прогорел. Вовремя не сориентировался или не подработал ассортимент — съедят. Не подготовил бизнес к расширению — запутался. Постоянно надо думать на два шага вперед. Прогнозировать и вчера готовить почву на послезавтра. Мне такие условия игры нравятся. Это стимул «не дремать».
— Насколько жесткая конкуренция среди дилеров?
— Конкуренция есть, как и в любом другом цивилизованном бизнесе. Все мы — партнеры и друзья. Зачастую даже в чем-то выручаем друг друга. Мы всегда вместе на дилерских конференциях в МТС и в Вымпелкоме. Это объединяет. Конкуренция есть, но она нормальная, рыночная.
— Есть ли у каждого дилера специализация по брэндам и по ценовым категориям продаваемых телефонов?
— Нет, но у некоторых дилеров есть салоны, которые специализируются на продаже дорогих телефонов. Например, у компании «Омега» есть салон «Омега Де Люкс». Там особый ассортимент и особое оформление. Салон рассчитан на обеспеченных людей, которым нужен не только дорогой товар, но и антураж. Но в целом все компании стараются держать максимально широкий ассортимент.
— Какую прибыль получает дилер от продажи мобильных телефонов?
— Размер прибыли невелик. В пределах 2-15%. Надо понимать, что это не просто торговля, а работа с услугами. Как правило, аппарат продается вместе с контрактом. Мы зарабатываем не только на телефонах, но и на продаже подключений. А что касается карт экспресс-оплаты, то там заработок дилера еще меньше. Но и продаются карты гораздо быстрее, чем телефоны.
— Алексей, остается ли у вас свободное время и как вы предпочитаете его проводить?
— Мне очень помогают руководители подразделений. Бизнес расписан на ответственных работников, моя задача — достичь максимально эффективного их взаимодействия. Работа творческая, а значит, интересная. Отдых — своего рода продолжение работы. Главное — творческий подход к жизни. Творить работу, себя, радость близким. Я научился так отдыхать.
Алексей Геннадьевич родился 5 октября 1973 года в Омске. После окончания школы № 101 в 1990 году поступил в Омский политехнический институт, где проходил обучение на факультете автоматизации по специальности «Электронно-вычислительные машины». В 1995 году предпочел оставить вуз. C 1991 году работает в малом бизнесе. До 1993 года работал в ООО «Полином», которое было учреждено его отцом, затем перешел в компанию «ПиКо», где работал до 1996 года. С 1997 года — директор ООО «Интерантенна-Омск».
Женат. Дочери четыре года.