Как пояснил корреспонденту «КВ» начальник отдела ценовой политики министерства экономики Омской области Александр ШЕВЧУК, новый тариф касается не только муниципальных такси, но и таксистов-частников. Впрочем новый — это громко сказано. Пятирублевый тариф был утвержден еще в декабре 2002 года указом губернатора №283. Просто о нем никто не знал. Или делали вид, что не знают. На вопрос, будут ли предприняты какие-то карательные меры к тем, кто возит пассажиров по 6-7 рублей за километр, Александр ШЕВЧУК ответил: будут и уже принимаются. Но только к тем, чьи машины оборудованы таксометрами. Потому что если нет таксометра, «нарушителя очень сложно поймать за руку», как выразился господин ШЕВЧУК. И заниматься этим должны налоговые органы, РТИ, но никак уж не экономисты.
В РТИ давать какие бы то ни было комментарии отказались, сославшись на «строгую регламентацию общения с журналистами». Впрочем меньше года назад, когда «КВ» готовили обзор омского рынка таксомоторных перевозок (см. номер от 20 августа 2003 года), заместитель начальника автодорожного транспорта Омского областного отделения Российской транспортной инспекции Александр СЕМЕНОВ в беседе с корреспондентом «КВ» упоминал и о пятирублевом тарифе, и о проблеме таксометров. Тогда причиной всех этих проблем он назвал то, что все контролирующие органы работают только с предпринимателями. А поскольку большинство таксистов-нелегалов формально никакого отношения к владельцам таксофирм не имеют, с них и взятки гладки.
Впрочем худо-бедно работа с нарушителями ведется. По официальным данным РТИ, за три месяца текущего года в совместных с ГИБДД области рейдах было выявлено 47 нарушений в работе таксистов. По каждому из них составлены протоколы, дела направлены в суд. В результате таксистам и их хозяевам придется раскошелиться. 2 000 рублей (минимальный размер штрафа) — сумма не смертельная, но где гарантия, что та же машина не попадется на глаза бдительному инспектору завтра?
Директор ассоциации таксомоторных перевозчиков «Омск-такси» Николай КАНАЩУК, по его собственному признанию, о пятирублевом тарифе впервые услышал от корреспондента «КВ». Приказ министерства экономики он оценил довольно негативно.
— На мой взгляд, это не совсем правильный шаг, — считает господин КАНАЩУК. — Министерство экономики навязывает тариф без учета экономических реалий. — По его словам, цены на энергоносители, запчасти и топливо постоянно растут, и пяти рублей за километр явно недостаточно для того, чтобы работать на уровне рентабельности. При этом самих таксистов к обсуждению тарифа никто не приглашал, он был просто утвержден волевым решением правительства области. — Возникает вопрос, зачем нам нужно такое правительство и чем оно лучше того правительства, которое было у нас 15-20 лет назад? — добавил директор ассоциации таксомоторных перевозчиков.
Напоследок Николай КАНАЩУК пообещал, что официальная позиция ассоциации будет выработана уже на этой неделе, и тогда будет понятно, какие действия предпримут таксисты в ответ на утверждение пятирублевого тарифа.
Впрочем уже сейчас можно утверждать, что ни с завтрашнего дня, ни через неделю все таксисты не бросятся снижать расценки. Директор одной из известных в Омске фирм, предоставляющих услуги в сфере таксомоторных перевозок на условиях анонимности дал корреспонденту «КВ» следующий комментарий происходящего:
— На мой взгляд, такое решение министерства экономики — это попытка всех загнать в одну колею при помощи штрафов за превышение тарифа. Не исключено, что этот приказ пролоббирован интересами узкого круга перевозчиков, которые, если честно, никакого отношения к рынку услуг не имеют. Они просто берут по лизингу некое количество машин и сдают их в аренду водителям. После чего пускают рекламу о том, что их услуги самые дешевые. При этом отработать дневную плату при таком тарифе водитель не имеет никакой возможности. Поэтому не секрет, что при помощи различных ухищрений они все равно берут больше, чем пять рублей за километр. Жить-то на что-то надо. Утвердить тариф в пять рублей легко, но тогда пусть министерство экономики утвердит скидки на запчасти для таксистов, создаст льготные заправки. С таким же успехом правительство Омской области могло выпустить приказ о том, что все автомобили 1992 года выпуска должны стоить не больше 000. В моей фирме, например, есть и Mercedes, и BMW, и Toyota. А кто-то возит пассажиров на «убитых» «Жигулях». А брать при этом мы должны одинаково. Где же логика?
Однозначно утверждать, кто прав в этой ситуации, а кто нет, нельзя. С одной стороны, областные власти сдерживают тарифы в интересах пассажиров, да и величина в пять рублей не была взята с потолка. Наверняка у экономистов есть конкретные расчеты, обосновывающие достаточность этого тарифа. Но. с другой стороны, семирублевые извозчики сегодня вполне успешно сосуществуют с пятирублевыми и пользуются, пожалуй, не меньшим спросом. А если их до сих пор не выдавили с рынка, значит, это кому-нибудь нужно.
Дмитрий СВЕТЛОВСКИЙ