Все рубрики
В Омске суббота, 14 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Виктор ШРЕЙДЕР: "Право изменить Конституцию дано только народу, и никому больше"

9 ноября 2004 11:58
0
1802

Виктор ШРЕЙДЕР, первый заместитель председателя правительства Омской области:
В октябре 2004 года исполнилось девять месяцев работы правительства Омской области. Корреспондент Елизавета КРИВОЩЕКОВА встретилась с первым заместителем председателя правительства Виктором ШРЕЙДЕРОМ, который ответил на вопросы «КВ» о практике работы новой управленческой структуры, а также перспективах Омска и региона. В самом начале разговор был прерван телефонным звонком. Речь шла о коммунальной проблеме отдельно взятого жилого дома. «КВ» не преминули поинтересоваться:

— Виктор Филиппович, вы второй человек в области. Почему вас интересует проблема конкретного подъезда или подвала?

— В жилой дом не подается вода. Я отправил туда бригаду нашего ГУП строительства и архитектуры, вот мне и докладывают о возможном решении проблемы. Я знаю внутридомовую разводку, потому и дал команду, куда врезаться. Вот и все.

— В этом доме живете вы или там живут ваши знакомые?

— Нет, эта ситуация выяснилась на встрече с жителями одного из микрорайонов Омска.

— Омичи, между прочим, платят налоги и содержат муниципалитет. Вы что, берете на себя функции городской власти?

— Нет, не беру. Вы правы, что есть два уровня власти: местное самоуправление и государственная власть на территории в лице субъекта федерации. Однако жителю от одного только наличия муниципальной власти комфортнее не станет, если в доме нет воды или тепла. Люди обращаются к нам, и мы вынуждены решать проблемы, частично подменяя функции муниципалитета. Вспомните зиму 2002 года. Снег мы вывозили? Вывозили, потому что губернатор Омской области был вынужден принять такое решение. Я тогда возглавил чрезвычайный штаб, ежедневно проводил оперативные совещания в Центральном округе и, по сути, подменял главу администрации, благо знаю территорию с закрытыми глазами. В итоге ситуацию мы выправили. Весна 2003 года — проблема мусора, помните?

— Помню.

— Ситуация была такова, что губернатор вынужден был дать мне поручение координировать вывоз мусора в городе Омске. Лето 2003 года — асфальтирование, программа «Городской двор». Все то же: в принципе, это функции муниципалитета. Или проблема неисправных лифтов в Советском округе — губернатор принял решение, и мы взяли ремонт на контроль. Сейчас все, что касается подготовки к 60-летию Великой Победы, в частности приведение в порядок кладбищ — это функция муниципалитета в чистом виде, но тем не менее и эти работы выполняем мы.

— Если дальше так пойдет, местное самоуправление отомрет за ненадобностью.

— Думаете, я прихожу в восторг от этого? Но, опять-таки, житель не виноват, что у него возле дома отмостка разрушена и вода течет в подвал, а от этого комары, неудобства, потери тепла. Житель не виноват, что мэр по какой-то причине не принимает решение. Так ведь?

— Четыре года назад вы защитили диссертациюа по теме «Местное самоуправление в условиях политических реформ в современной России (региональный аспект)»...

— Совершенно верно, я бы даже сказал, успешно защитил: не получил ни одного черного шара из восемнадцати.

— Однако диссертаций много, а местное самоуправление хиреет на глазах: его подменяет областная власть, у него вечный финансовый дефицит, законы о нем подвергаются бесконечным правкам. Вот уже омский депутат Александр ПОКОЕВ предложил не избирать, а назначать глав местного самоуправления. Так что, не прижилось в России местное самоуправление?

— Я бы так не говорил, прижилось или нет, поскольку оно фактически существует. Если Конституцию России почитать, там тоже все понятно. И потом — это мировой опыт.

— Хорошо, возьмем, к примеру, историю со злосчастным мультиплексом. Почему область вмешивается в решение чисто городского вопроса?

— Область не вмешивается. Тут несколько иная ситуация, потому что к губернатору пришли представители Общества коренных омичей, руководители ряда городских общественных формирований и попросили разобраться. Губернатор поручил мне повстречаться с общественностью, и ее доводы меня убедили. Более того, исторические документы, которые представлены в ответ на наши официальные запросы, абсолютно достоверны и говорят, что да, на этом месте было кладбище. Теперь второй аспект: должны же быть какие-то рамки. Назовите мне хотя бы одну страну, где на кладбище строят увеселительные заведения. Если нужно представить копии этих исторических документов, мы это сделаем.

— При любом раскладе получается, что область вмешивается в компетенцию городской власти.

— Нет, это неверно. Мы вместе с общественностью разобрались, получили подтверждение, что на этом месте было кладбище, и об этом сказали вслух. Все остальное — компетенция мэрии, но, к сожалению, мэр даже после этой информации издал распоряжение, дающее возможность продолжения строительных работ. Вот это уже не технологический вопрос, а больше этический, на мой взгляд.

— Вашу фамилию все чаще связывают с предстоящими выборами мэра Омска...

— Может быть.

—... Однако, то ли мэры у нас всякий раз не те, то ли место такое заколдованное, но всякий раз градоначальники виноваты во всех смертных грехах и уходят не по своей воле. Надо полагать, вы знаете, почему так происходит?

— Уточним вопрос, почему мою фамилию называют или почему у нас такие мэры?

— О возможном выдвижении вашей кандидатуры на пост мэра мы чуть позже поговорим, но есть ли смысл туда в принципе идти?

— Если говорить о мэре как о руководителе, то могу одно сказать: он должен быть на 99% хозяйственником и только на один процент политиком. Давайте вспомним наших предыдущих мэров. ШОЙХЕТ Юрий Яковлевич: «хозяйственник» — ноль процентов. Ну понятно летчик военный. Каким он мог быть хозяйственником, не зная ни города, ни региона? Возможно, он хороший коммерсант, но какой для Омска результат? Нулевой. РОЩУПКИН Валерий Павлович — хозяйственник? Да, хороший: 99% «хозяйственника», но в итоге он все развернул с точностью до наоборот. В итоге к чему пришел: 99% — «политик» и один процент «хозяйственник». Вот вам и результат.

— В апреле 2001 года вы говорили, что Евгений БЕЛОВ сможет наладить консолидацию между городскими и областными властями. На пороге новые выборы — и что?

— Я говорил: надеюсь, что сможет. Утверждать тогда на 100% (а это было перед выборами, помню это интервью), что он это сделает, я, естественно, не мог. Я предполагал, но, к сожалению, ошибся.

— Интересно, что есть такого сладкого на мэрском месте, что претенденты упорно туда стремятся?

— Да ничего в этой должности сладкого я не вижу. Надо просто пахать, причем пахать и днем, и ночью, потому что город-миллионник — это огромный, очень сложный механизм, который сегодня, я бы сказал, требует серьезного ремонта.

— Так вы приняли решение по поводу своего участия в будущих выборах мэра Омска?

— Если вы читаете одну из новоявленных омских газет, которая очень любит обо мне писать, то могли заметить: ее авторы уверены, что я не только принял решение, а уже и работаю над этой темой. Пусть это останется на совести этого издания.

— А какова вероятность, что выборы мэра состоятся?

— Состоятся. Есть Конституция России, там все четко прописано, и право ее изменить дано только народу, и никому больше. Для того чтобы внести изменения в Конституцию, потребуется почти год, а до выборов осталось не так много. Если говорить о назначении губернаторов, то я не исключаю эту схему, поскольку она не противоречит Конституции.

— Вот вы ссылаетесь на мировой опыт, а между прочим, за рубежом есть понятие плебесцита, когда власти напрямик задают всем, подчеркиваю — всем, а не выборочно горожанам вопросы по важнейшим муниципальным проблемам. У нас мнение омичей никого не интересует.

— И это плохо. Что такое общественное самоуправление? Это мнение народа, если перевести на простой язык. У вас кто-нибудь спросил хоть раз ваше мнение, как жителя?

— Нет.

— А должны были спросить при организации КТОСа, при выборе старшего по дому. Спросить, как вы относитесь к работам, связанным с благоустройством вашего двора. С вами должны посоветоваться, что надо делать в первую очередь, во вторую, в третью?

— На словах красиво получается.

— Почему на словах? Мы это делали в Центральном округе в 1995-1999 годах, когда КТОСы организовывали. Спросите у председателей КТОСов, которые работали со мной в период становления территориального общественного самоуправления, у того же КИНЧЕНКО Валерия Ивановича, к примеру. Мы выделяли финансовые ресурсы, формировалась смета (тогда еще не округа, а района), каждый КТОС получал определенную сумму, у каждого КТОСа был план социально-экономического развития своей небольшой территории. Люди сами определяли, сколько денег направить на благоустройство, культурные или спортивные мероприятия. Все это не так давно и было-то.

— Вы возглавляете секцию «Самоуправление Омска» в составе специального Совета при губернаторе. Чего здесь удалось достичь?

— Прежде всего, координации общественного самоуправления в городе Омске. Да, мы опять, если называть вещи своими именами, несколько вторглись в деятельность местного самоуправления, но это опять-таки необходимость. Парадокс, но финансовую поддержку общественному самоуправлению оказывает областной бюджет, а не бюджет города, хотя оно стопроцентно работает на нужды местного самоуправления Омска. Или взять, к примеру, организацию общественных работ. Это функция, скорее, государственная, поскольку в бюджете области на нее выделена определенная сумма но, по сути это функция местного самоуправления. В бюджете субъекта федерации сумма прописана, зафиксирована и каждый год увеличивается, а в бюджете муниципальном этой строчки фактически нет. Как объяснить это? Очень просто. Это отнюдь не является издержками формирования бюджета Омска. Это является проблемой управления его бюджетом в течение года.

— Деньги для региона зарабатывает преимущественно Омск, однако при формировании консолидированного бюджета его обделяют. Об этом только ленивый не говорил в течение последних пяти-шести лет. Разве не так?

— Я не хочу плохо говорить о журналистах, однако это мнение циркулирует преимущественно в СМИ. Давайте вернемся к нормативам и тогда увидим, что все положенное местному самоуправлению выделяется. Федеральный норматив — это правило, которое нарушать никому непозволительно. Это первое. Второе: давайте, суммируем все финансовые ресурсы субъекта, которые применяются на территории города. Это все, что связано с благоустройством, с тем же народным образованием. Зарплату кто сегодня выплачивает? Бюджет субъекта. Почему мы считаем только чистую цифру, которая зафиксирована в предполагаемом бюджете города на 2005 год, а не считаем фактические консолидированные затраты. Тот же «Мост тысячелетия», он кому нужен? Городу. Или метро. Для кого оно? Для жителей Омска, а не Больших Уков, Тевриза или Тары. В то же время при строительстве тарского моста у муниципалитета города Омска что-то не возникло желания помочь и выделить ресурсы.

— Правительству Омской области скоро исполнится год. На мой взгляд, гражданам все едино, что правительство, что администрация. Это всего лишь тот или иной принцип устройства региональной власти. А какие вы для себя выводы сделали по итогам девяти месяцев?

— Попытаюсь доказать, что не все жители нашей области не видят здесь различия. Мы побывали в каждом сельском районе. Ко мне в каждом районе приходит в среднем человек пятнадцать на прием. Если двенадцать министров приняли хотя бы по десять человек, это значит, что 120 жителей района смогли получить ответ на свой вопрос, не приезжая в областной центр и не выстаивая длинные очереди. Разве это безразлично для человека? Более того, в каждом районе принимается как минимум несколько серьезных решений по тем или иным социальным объектам, потому что при выезде на место ситуация для нас более прозрачна, нежели здесь, в кабинете.

— А что, ранее председатели комитетов не имели права выезжать в районы?

— Прежняя система не всегда срабатывала. В принципе, ответ простой, и об этом уже не раз говорил губернатор: если в прежней системе управления чиновники курировали те или иные вопросы, то теперь министры отвечают. Каждый — за свой участок работы.

— Кто-нибудь ответил уже?

— Например, не был назначен министром БЕЛЕВКИН Виктор Яковлевич. Неубедительно?

— Не очень, ведь почти год прошел.

— Тем не менее приемы по личным вопросам работают? Работают. Решения, принятые по социальным объектам, которые мы сейчас достраиваем или вводим в эксплуатацию, срабатывают? Гарантирую. Во время выезда правительства в Саргатку было принято решение по оказанию помощи жителям частного сектора в строительстве газопровода. Был определен срок, и теперь эти улицы обеспечены газом. Разве это не благо для жителей? Убежден, что благо. И таких примеров я вам массу приведу по любому району. Потому что там побывал, а во-вторых, слава богу, у меня память неплохая.

— Вы говорили, что персонально отвечаете за работоспособность новой управленческой системы. Совесть у вас чиста: все нормально с работоспособностью?

— Могу только одно сказать: делаю все, чтобы эта система работала. и работала квалифицированно. Только что перед вами из кабинета вышли руководители подразделений, в первой половине дня все министры отчитывались. Это происходит еженедельно: кто что сделал, какие планы на неделю. Ежедневный спрос в этом кабинете. Еще строже ответственность перед губернатором как председателем правительства. Контроль значительно ужесточился. Стал строже спрос — это факт. Повысилась ответственность — это тоже факт, потому что система, которая сегодня действует, заставляет министра или заместителя председателя правительства не просто рассуждать, а принимать и затем исполнять решения.

— Не секрет, что госчиновники имеют льготы. Какие вы получите, скажем, к тому времени, когда выйдете на пенсию?

— Я уже 24-й год работаю в системе местного самоуправления и в системе государственной власти. Федеральным законом определено, что если проработал более пятнадцати лет, то пенсия будет исчисляться в объеме где-то до 75 процентов от оклада. Но это государственная категория льгот, которая зафиксирована не законодательным решением Омской области, а на уровне государства. Второе: я, наверное, получу звание «Ветеран труда», потому что у меня есть правительственные награды. Естественно, если я получу это звание и выйду на пенсию, у меня будут льготы ветерана, но никак не потому, что я поработал главой административного округа, потом заместителем губернатора или первым заместителем председателя правительства. В этой части я льгот никаких не получу. Бытует мнение, что все чиновники тут все получают. Это не так. И еще: я вот предлагал уже вашему коллеге посмотреть, как я работаю. Он со мной день поездил, и к вечеру у него вопросов не возникало.

— Какие проблемы ЖКХ удалось разрешить с тех пор как вы стали вице-губернатором, а затем вошли в правительство?

— Называю наиболее серьезные. Когда мы начали эту работу, то в подавляющем большинстве районов были крайне неэффективные котельные. Не потому, что кто-то не думал головой, а потому что система была такова. При социализме бытовала практика: один населенный пункт — одна котельная, на которую цепляли все. Когда система разрушилась, прежде всего отключились производственные потребители. Тому же СПК невыгодно, если у него к гаражу идет трехкилометровая теплотрасса от котельной. Сегодня он ставит туда либо небольшую котельную, либо вообще это отопление ликвидирует. И таким образом производственные мощности на котельных использовались, как правило, на 20-30 процентов, но технология работы котлов такова, что объем топлива одинаков независимо от загрузки. В результате фактические тарифы были очень высокими, к тому же котлы были крайне неэффективными по своей теплоотдаче. Так вот, на сегодняшний день мы практически все котельные перестроили. Поставили новые не за селом, а у тепловых источников — у школы, детского садика, жилых домов. Там, где есть газ, перешли на поквартирное отопление. Пример — Крутинка, в этом году семнадцать районов мы переводим на газ по ее примеру. И это только одно направление. В результате мы только в этом году сэкономили около полутора миллиардов рублей. Результат? Да.

— Еще при Валерии РОЩУПКИНЕ была попытка организовать доверительное управление в обслуживании жилья. Тогда политика помешала реализовать это начинание, а теперь как обстоят дела?

— Почему тогда механизм не сработал? Сама система, начиная от нормативно-правовой базы и заканчивая экономической, тогда еще не была проработана. Сегодня она готова полностью. Мы можем передать хоть дом, хоть группу домов, хоть все ПЖРЭУ, если есть альтернатива и мы убедимся, что она приемлема. Могу привести пример. Село Ростовка: инвестор за счет своих ресурсов построил котельную. До этого жилой массив отапливался от сетей ТЭЦ-5, а протяженность сетей превышала полтора километра. Можете посчитать, какие были потери на теплотрассе: порядка 80%. Фактический тариф составлял бы для жителей Ростовки 2 180 рублей, но благо в районе усредненный тариф, так что жители реально оплачивали на уровне 570 рублей. Разница между этими двумя тарифами ложилась на муниципальный бюджет. Инвестор, построив котельную, взял на себя обеспечение жителей теплом при условии, что его тариф будет, как минимум, на 20% ниже общерайонного. В этом случае кто выигрывает? Бюджет, житель и инвестор, потому что даже с учетом двадцатипроцентного снижения тарифа у него будет положительный баланс. Мы говорим инвестору: вкладываешься — работай, не вкладываешься — извини. Альтернатива? Вот вам альтернатива.

— Ну, на область всего несколько таких примеров?

— Мы только начинаем.

— А в областном центре?

— В областном центре могу привести пример, но это опять-таки будет пример по линии правительства, а не муниципалитета. При отоплении областной клинической больницы от ТЭЦ-5 была примерно аналогичная схема. Сейчас там построена котельная, затраты значительно снижены, но все, что касается города, — это функции муниципалитета. Я же не могу прийти на территорию Загородного и сказать: «Уважаемые жители! Город построил котельную, но оставил тариф средний по городу». На сегодняшний день у него фактические затраты ниже, чем тот тариф, который установлен, а разница идет в бюджет города Омска, но житель от этого ни копейки не выигрывает. То есть, по логике, город должен был немного снизить тариф для жителей, но этого не произошло.

— Еще три года назад упорно говорили о реконструкции «хрущевок». Но воз и ныне там: проект забросили или просто ждем, когда дом рухнет?

— Не совсем так. В части домов 335-й серии скажу, что это мина замедленного действия, потому что они действительно нуждаются в реконструкции. В Москве мэр Юрий ЛУЖКОВ принял простое решение: сносить. У него есть ресурс, а мы не можем это решение у себя повторить по одной простой причине: там при переселении одного дома мэр отдает жилья в три раза больше. Причина тоже, я думаю. понятна. Реальный вариант в нашем случае только один — это реконструкция, но, к сожалению, без расселения. Почему к сожалению? Потому что будут определенные неудобства и строителям, и жителям. Есть проект, разработанный Омскгражданпроектом, однако есть финансовая проблема. Где взять деньги, если таких домов в Омске очень много. Муниципалитет у себя в бюджете ни копейки не предусмотрел и в следующем не планирует. По большому счету, это функции не областного бюджета, а муниципального, однако я переговорил с губернатором, и он дал согласие на выделение уже в этом году 20 миллионов рублей на реконструкцию. Если областные законодатели эту поправку в бюджет поддержат, то в качестве примера мы на одном из жилых домов города Омска эту работу выполним, но это опять-таки будет единичный случай, а проблема останется.

— Единичный пример у нас уже был.

— Тот пример, о котором вы говорите, был реализован в совершенно иной системе финансирования. Тогда страна была иная, это еще ГЛЕБОВ Юрий Яковлевич пытался к этой проблеме подойти на пр. Мира в доме № 87.

— Сейчас очень много говорят о строительном буме в области, а сколько строится социального жилья против элитного?

— Значит так: в 2001-м году было сдано 154 тысячи квадратных метров жилья: из этого объема где-то 50 на 50 было элитного и социального, что в районах, что в областном центре. Сегодня в области сдают 500 тысяч квадратных метров, то есть за три года объем вырос в 2,5 раза. Кстати, ни один сибирский регион не может, условно говоря, похвастать такими темпами. Но из этих 500 тысяч квадратных метров элитного жилья, дай бог, если наберется пятьдесят тысяч. То есть теперь соотношение 90 на 10 в пользу жилья социального. Отвечаю за цифры абсолютно.

— Вы любите работать по плану?

— Да, вообще-то, я по своему внутреннему содержанию человек системы, и не думаю, что это плохо.

— Вы считаетесь закрытым человеком, который редко говорит о своей семье. За то время, как вас назначили вице-губернатором в 2001 году какие изменения произошли в вашей семье?

— Дочери вышли замуж. Старшая Вероника защитила диссертацию и получила звание кандидата педагогических наук. У нее родился сын.Младшая дочь Натальяокончила Омский педагогический университет, работает и параллельно получает второе высшее образование психолога.

— Как вы отдыхаете?

— Летом — на даче, она не так далеко от Омска, поэтому довольно часто там бываю. Зимой к теще выезжаем на выходные. Иногда бываем с детьми в Чернолучье либо в Красноярке, но это очень редко. Так что, как и все, наверное.

— Сериалы по вечерам смотрите?

— Ой, нет. Что нет, то уж точно нет. Они все однотипные, неинтересные.

— Вы сами водите машину?

— Да, я водитель первого класса. Тридцать четвертый год стажа. На днях только выезжал — у брата был юбилей, так я съездил в Новосибирскую область, поздравил, назад вернулся.

— Вы любите рисковать?

— Скорее да, чем нет.

— Вы оптимист?

— Конечно.

— А тогда каким вы видите будущее страны?

— Андрей КАРАУЛОВ с экрана упорно предрекает дефолт в ближайшем будущем, где-то в конце 2005 года, причем не только дефолт, а изменение политической системы в результате всеобщего коллапса. Уверен, что этого не произойдет, потому что в последние два-три года экономика наконец-то начала развиваться и давать положительные результаты. Народ устал от беспредела. Пришло время работать.

— Многие считают, что Омск ждет незавидная судьба.

— Не могу согласиться по одной простой причине: географически Омск расположен очень оптимально и для коммерческих связей, и для транспортных. Не могу согласиться, потому, наверное, что я слишком патриот Омска.

— Так как же, Виктор Филиппович, с ответом на главный вопрос: вы будете баллотироваться в мэры Омска?

— Я-то все же думал, что главный вопрос заключается не в этом, а в том, как мы живем и жить будем.

— Вы будете баллотироваться?

— Когда по закону начнется избирательная кампании? Месяца за два до дня выборов? Вот за неделю до начала подойдите, я вам дам точный ответ.

— И все же главная проблема заключается в том, что кто бы ни замахнулся на это мэрское место, он все равно пойдет по пути конфликтов и взаимного непонимания. Случись вам быть избранным, и вы пойдете этой же дорогой, уверена.

— Нет, не пойду. В Омске уже трижды наступали на одни и те же грабли. В четвертый раз я не наступлю.


БИОГРАФИЯ

Виктор Филиппович ШРЕЙДЕР родился 23 февраля 1952 года в селе Новониколаевск Татарского района Новосибирской области. Окончив Первомихайловскую среднюю школу, поступил на курсы водителей при Татарском ДОСААФе. После курсов работал водителем в 44-м совхозе, а в мае 1970 года был призван в ряды Советской Армии, службу проходил в Приморском крае. Демобилизовавшись, поступил в Омский автотранспортный техникум.
По распределению попал в автоколонну 1252, начал с должности старшего механика ОТК, потом работал начальником отряда, начальником ПТО. В марте 1982 года перешел в администрацию Центрального района начальником отдела коммунального хояйства, в 1986-м был назначен заместителем председателя исполкома. С декабря 1991 года — глава администрации Центрального района, после слияния Центрального и Куйбышевского районов в 1997 году стал главой администрации Центрального административного округа.
В 1982 году окончил СибАДИ, в 1997-м — Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. В 2000 году получил ученую степень кандидата политических наук. Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством», медалью МВД «За оказание помощи», Почетной медалью «К 50-летию Победы».
5 марта 2001 года указом губернатора Омской области назначен вице-губернатором. 23 января 2004 года — первым заместителем председателя правительства Омской области.
Женат. Две дочери, внук.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.