Июль оказался богат событиями для двух крупнейших омских предприятий оборонно-промышленного комплекса — ПО «Полет» и ОМО им. П.И.Баранова. На первом из них сменился генеральный директор: вместо Олега ДОРОФЕЕВА пришел Василий КОВАЛЕВ, возглавлявший до этого дочерний завод стиральных машин. Второе объединение, возможно, станет филиалом московского ПО «Салют». Более подробно обо всем этом корреспонденту «Коммерческих вестей» Льву АБАЛКИНУ рассказал министр промышленной политики, транспорта и связи Александр ЛУППОВ:
— В России осталось только два федеральных унитарных предприятия по производству авиамоторов: ФГУП «Салют» (Москва) и ФГУП «ОМО им. Баранова». Остальные акционировались.
Объединение им. Баранова — автор и производитель двигателей для МИК-29, СУ-24 и 22. Во-вторых, в Омске было большое производство автомобильных коробок передач. К сожалению, Ижевский завод, который поставлял машины с омскими коробками, с 1 июля текущего года прекратил выпуск этих автомобилей. Они уведомили нас об этом, хотя у нас были все необходимые контракты, соглашения и договора о том, что мы друг друга, де, «любить и чествовать будем». Мы, соответственно, держали 1 500 работников и продукции этой выпускали на сумму более 400 млн рублей в год. Теперь мы остановили это производство. Есть, конечно, небольшой задел для автомастерских, но это уже не массовое производство. Что делать? Провели немало переговоров с Федеральным агентством по промышленности. Во-вторых, в июне во время ВТТВ-2005 мы встретились с генеральным директором ФГУП «Салют» Юрием ЕЛИСЕЕВЫМ с тем, чтобы, прямо скажем, как бы «сосвататься».
— А им-то мы зачем?
— «Салют» расположен в центре Москвы и занимает около 60 га. Земля в столице дорогая. Их выжимают оттуда. Во-вторых, вести там серийное производство непросто: тяжело найти станочников, сборщиков, да и другие рабочие кадры на авиамоторные предприятия. Цена рабочей силы в Москве достигает 1,2 — 2 тыс. долларов в месяц. Изделия в итоге выходят чуть ли не золотыми. В связи с этим мы и достигли некоторых договоренностей.
— Каких?
— В Москве у них очень мощная конструкторско-технологическая база: в КБ более 1,5 тысяч конструкторов. Они могут делать разработки и выпускать малыми опытными сериями, чтобы довести до ума изделия. А серийное производство, сервисное обслуживание и запчасти запустить в Омске на базе объединения им. Баранова. Тем более что в советское время «Салют» с «Барановым» работал как раз в паре. На прошлой неделе я был в Москве, повстречался с начальником управления авиационной промышленности ФАП РЫБАКОВЫМ, и мы обсудили эту ситуацию с заместителем руководителя АП Игорем ГАРИВАДСКИМ. Плюс к этому имеется на сегодня документ, подписанный ЕЛИСЕЕВЫМ и СПИВАКОВЫМ.
— Протокол о намерениях?
— Нет, это документ на имя губернатора области.
— Предложения?
— Да. Мы их рассмотрели у нас на прошлой неделе, и я внес предложение губернатору об участии и о создании единой интегрированной структуры, чтобы сохранить ОМО им. Баранова на правах филиала.
— Каковы объемы производства на «Салюте»?
— По прошлому году порядка 450 млн долларов США. Почти четырнадцать миллиардов рублей. Так что такой альянс — это неплохая перспектива для завода.
— Что происходит на ПО «Полет»?
— Вы знаете, что по договоренности правительства Омской области и ФАП произошла замена руководства завода. Надо отдать должное Олегу ДОРОФЕЕВУ. Он добросовестно восемь с лишним лет работал. Может быть, вперед сильного шага не сделал, но в то же время завод сохранил в целости. Это тоже сегодня ценное качество. Теперь серьезно надо думать о финансовой стабилизации этого предприятия.
— В связи с чем?
— Здесь есть и объективные факторы. Завод раньше входил в Росавиакосмос, который был нацелен и на авиацию, и на космос. К сожалению, при реорганизации эти направления разделили. «Полет» вошел в Федеральное космическое агентство, у которого нет желания заниматься авиацией: своих проблем хватает. А ведь авиационная составляющая на «Полете» приличная. Он и начинался-то как авиационный завод... Что касается космической составляющей, здесь у нас в Омске был две недели назад заместитель руководителя Роскосмоса Виктор РЕМИШЕВСКИЙ. Мы вместе с ним побывали у губернатора, высказали свою точку зрения и поставили ряд вопросов.
— Каких?
— Сохранить производство спутников здесь, и то, что в России производится по нашей номенклатуре, вернуть в Омск. Во-вторых, вернуться к производству ракеты-носителя «Космос 3М»: машина надежная, испытанная, постоянно модернизируется и сегодня очень востребована. На прошлой неделе я был в Москве, встречался с руководителем Роскосмоса Анатолием ПЕРМИНОВЫМ и эти позиции по поручению губернатора я с ним обсуждал. Имеется договоренность возродить и заложить на будущий год несколько космических аппаратов. Как по заказу Федерального космического агентства, так и с использованием внебюджетных источников. Что касается второй позиции, там еще надо будет отработать много вопросов.
Обговорили и вопросы финансового оздоровления предприятия. Надо посмотреть и кое от чего лишнего на предприятии избавиться, провести там реструктуризацию... На балансе есть много такого, что ничего не дает. Новому руководителю дан двухмесячный тайм-аут для подготовки своих предложений, которые мы обсудим в правительстве области и в космическом агентстве.