Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

О прозрачной воде и прозрачной экономике

5 декабря 2005 11:45
0
2170

говорили участники «круглого стола» и пришли к выводу, что ликвидация перекрестного субсидирования в водоснабжении — это мера непопулярная сегодня, но необходимая, чтобы сохранить надежность и качество предоставления услуг завтра.

Сегодня на заседании Омского городского Совета должен рассматриваться вопрос о долгосрочном тарифном регулировании в городской системе водоснабжения. Этот пакет предложений по оптимизации тарифной политики, который будут рассматривать городские депутаты, был разработан специалистами Института экономики ЖКХ. В первую очередь он направлен на постепенную ликвидацию перекрестного субсидирования. По этой же теме на прошлой неделе обменялись мнениями и участники «круглого стола», в котором приняли участие практически все заинтересованные стороны: производители, крупные потребители, социологи и журналисты. Участвовал в обсуждении вопроса и корреспондент «КВ» Николай ВИКТОРОВ.

Перекрестное субсидирование — враг рыночной экономики

Перед тем как разработать свои предложения, специалисты столичного Института экономики ЖКХ провели экспертизу тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению. Были проанализированы данные о состоянии инженерной системы водоснабжения, о платежеспособности населения и данные прогноза социально-экономического развития города Омска. По оценке экспертов, наиболее острой проблемой является сегодняшний дисбаланс между тарифами на услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей (население и прочие категории) и экономически обоснованными тарифами.

Сегодня омичи платят лишь 14% от реальной стоимости услуги, а потребляют 65% воды. Оставшиеся 86% доплачивают за население прочие потребители, которые используют сегодня только 35% воды. Получается, что тот же самый кубометр воды омским предприятиям и организациям, в том числе бюджетной сферы, достается дороже в 13,5 раза. Как считают эксперты, в этой ситуации продукция омских предприятий становится менее конкурентоспособной по сравнению с продукцией из других регионов. С такими выводами экспертов согласен и генеральный директор ОАО «ОмскВодоканал» Геннадий ЛЕОНОВ.

— Что такое перекрестное субсидирование? Это скрытый элемент, увеличивающий стоимость товаров омских производителей, — считает он. — В результате цена продукции, которую выпускает омская промышленность, завышена на величину перекрестного субсидирования. А в год это не такая уж маленькая сумма получается — порядка 990 миллионов рублей.

Экономика, по мнению Геннадия ЛЕОНОВА, должна быть прозрачной. То есть каждый потребитель должен платить за услуги по водоснабжению ровно столько, сколько они сегодня стоят. В этом смысле показателен пример Казахстана, где перекрестное субсидирование в водоснабжении ликвидировали еще в начале 90-х, и сегодня никаких проблем с водоснабжением там нет. На сегодняшний день это рыночная услуга. Есть и пример Санкт-Петербурга. Если омичи сегодня платят за воду по 14 рублей с человека, в Санкт-Петербурге — 186 рублей.

Полностью согласился с Геннадием ЛЕОНОВЫМ и исполнительный менеджер Омского филиала ОАО «САН Интербрю» Игорь ИГОЛКИН. По его мнению, экономика только в том случае эффективна, если каждый производитель несет реальные затраты и в соответствии с ними рассчитывает свои потребности и оценивает свои возможности. Определенные успехи, которые были сделаны энергетиками в деле ликвидации перекрестного субсидирования, производители уже почувствовали. Происходит реальное снижение себестоимости продукции за счет снижения финансовой нагрузки на предприятия.

Однозначная позиция по поводу перекрестного субсидирования и у федеральной власти. В соответствии с постановлением Правительства РФ, местные власти должны были выравнять тарифы для разных групп потребителей услуг водоснабжения и водоотведения еще к 1 января 2004 года. С одновременным, кстати, обеспечением адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Однако, как мы видим, в Омске к решению этой проблемы подошли только спустя два года.

— Причем это должны быть не льготы, а именно адресные субсидии, — подчеркнул Геннадий ЛЕОНОВ. — Условно говоря, живет в квартире бабушка-льготница, а ее льготой пользуются все, кто проживает вместе с ней в квартире. Приче, эти деньги компенсируются поставщику услуг далеко не сразу. И мы вынуждены задействовать свои оборотные средства. То ест, мы сами постоянно берем коммерческие кредиты в банках для пополнения оборотных средств и одновременно кредитуем все уровни бюджетов, которые эти льготы раздают.

О тарифах на воду омичи не задумываются

При обсуждениях тарифной темы часто вспоминают о населении. Что на самом деле думают о тарифах на воду омичи, выяснилось в ходе социологического исследования, которое проводил «ГЭПИЦентр-II». По словам Эльвиры ЮРИНОЙ, население фактически ничего не знает ни о перекрестном субсидировании, ни о проблемах водоснабжения вообще, ни о реальной стоимости этой услуги. Сегодня составляющая воды в коммунальных платежах не превышает в Омске 3%. Это настолько мало, что подавляющее большинство респондентов не смогли даже сказать, какую долю в их семейном бюджете занимают платежи за воду. Но даже те, кто смог назвать сумму, не имеют ни малейшего понятия о перекрестном субсидировании. Потребители путаются как в цифрах, так и в терминах.

— Интерес не проявляют потому, что нет прямой связи тарифов с кошельком, — заметил Геннадий ЛЕОНОВ. — Опять же хочу вспомнить о жителях Санкт-Петербурга. При таких тарифах на воду, как там, все потребители знают о том, сколько они платят. И отношение к воде как к продукту в Санкт-Петербурге изменилось кардинально.

По мнению генерального директора ОАО «ОмскВодоканал», проблема тарифов плотно увязана с проблемой нерационального использования водных ресурсов. Из-за низкой стоимости воды омичи потребляют ее неоправданно много. А в Санкт-Петербурге уже стали считать и, как следствие, в массовом порядке начали устанавливать приборы учета. В результате реальные расходы тех потребителей, кто экономно относится к водным ресурсам, практически не выросли. А в Омске цену воды никто не знает, поэтому дорогостоящие ресурсы расходуются бездумно. Вода уходит в канализацию через неисправные смесители, вечно протекающие бачки и открытые на полную мощность краны. Причем бездумное отношение к водным ресурсам встречается и среди руководителей омских предприятий. Далеко не каждый директор, по словам Геннадия ЛЕОНОВА, знает сегодня о том, какой процент в себестоимости его продукции занимает вода. Отсюда и соответствующее к ней отношение.

Но есть и обратные примеры, когда предприятия уделяют вопросам управления водными ресурсами достаточное внимание.

— На нашем предприятии учет водопотребления очень жесткий, — пояснил исполнительный менеджер Омского филиала ОАО «САН Интербрю» Игорь ИГОЛКИН. —Мы считаем каждый литр воды, поэтому постоянно занимаемся вопросами оптимизации расхода воды в технологических процессах. И добились уже хороших показателей. Мы сегодня используем всего кубометр воды для приготовления одного кубометра пива. И это на сегодняшний день лучший показатель среди всех пивоваренных предприятий России.

Правда, управление ресурсами — дело затратное. И омичи, как показал социологический опрос, пока еще не готовы вкладывать собственные деньги в установку приборов учета. Если счетчики расхода воды будут устанавливаться бесплатно, то две трети опрошенных выразили желание их поставить. Но покупать их за собственные деньги готовы менее трети опрошенных омичей. Да и те, кто готов их поставить за собственные деньги, могут потратить на их установку минимальную сумму — в пределах 300 рублей и не больше. Зато те, кто сегодня уже имеет приборы учета, как показал опрос, относятся к воде гораздо бережнее. Проблему текущих кранов и бачков они давно решили. И трубы у них в квартирах тоже не протекают.

Качество воды — европейское, отношение к ней — безответственное

При обсуждении вопроса о тарифах на услуги ЖКХ в обязательном порядке всплывает вопрос о качестве этих услуг.

— Что касается водоснабжения, могу заверить, что качество воды в Омске выдерживается на высоком уровне, — пояснил Геннадий ЛЕОНОВ. — Мы сегодня гарантируем полную санитарную безопасность. Причем качество омской воды даже выше среднеевропейского. Я сам неоднократно бывал в разных городах Европы. У нас вода лучше, чем та, которая идет из кранов в Брюсселе, например. Не нужно забывать, что на внутреннее потребление омичи используют порядка 1% воды, а остальная вода попросту уходит в канализацию. Нужна ли нам «золотая» вода, чтобы спускать ее в канализацию?

Как показал опрос, оценить качество воды омичи адекватно не могут. По мнению Эльвиры ЮРИНОЙ, потребителям не с чем сравнивать, поскольку цена и качество — это рыночные категории. Сегодня водоснабжение не является рыночной услугой, поэтому и потребители не могут определиться с тем, какого качества они ждут от этой услуги и за что именно платят. Все эти вопросы пока только в области теории. Поэтому и ожидания у некоторых слишком завышенные, а у некоторых, наоборот, заниженные.

— Мы понимаем, что мнения потребителей о качестве услуги относятся чаще всего не к качеству воды, а к обслуживанию. Именно поэтому мы разработали программу, которая изменит основные процессы абонентской службы. Улучшить качество обслуживания наших потребителей — это на сегодняшний день основная задача, — рассказала заместитель директора по сбыту ОАО «ОмскВодоканал» Ольга СМИКОВСКАЯ. — Намерены мы создать и информационный центр, где любой потребитель сможет получить любую необходимую ему информацию. В том числе и о тарифах, о качестве воды, о своих начислениях, а также об авариях и отключениях воды, которые, к сожалению, иногда еще случаются. И далеко не всегда по нашей вине.

Рынок коммунальных услуг невозможен без грамотного потребителя

Ликвидация перекрестного субсидирования — мера непопулярная. Никто из участников «круглого стола» с этим тезисом спорить не собирался. Но все согласились с тем, что ликвидация перекоса между тарифами для населения и для прочих потребителей сделает, по большому счету, благое дело. Это та необходимость, без которой сегодня не обойтись. Только так у нас в Омске сможет сформироваться нормальный и грамотный потребитель на рынке жилищно-коммунальных услуг, который четко знает, какие ему нужны услуги и в каком количестве.

— К сожалению, депутаты горсовета не смогли прийти на «круглый стол», — посетовал в заключение директор омского представительства «Российской газеты» Виталий ВОЛОДИН. — Я специально для них приносил недавнюю публикацию нашей «Российской газеты» об Астрахани. Дело в том, что депутаты Астраханского городского Совета приняли решение отложить ликвидацию перекрестного субсидирования еще на год. На что тут же получили протест городской прокуратуры, которая подала иск в суд на Астраханский городской Совет. Жаль, что не удалось услышать комментарии по этому поводу от омских депутатов.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.