Корреспондент «КВ» был единственным газетчиком на собрании в Омсктрансмаше.
12 января состоялось очередное собрание кредиторов Омсктрансмаша, в ходе которого никаких решений о дальнейшей судьбе стратегического банкрота принято не было. Из шести вопросов, стоявших в повестке дня, три были сняты по требованию Управления ФНС по Омской области, по остальным было принято отрицательное решение.
«Ни войны, ни мира»
После декабрьского громкого заявления директора ФСБ Николая ПАТРУШЕВА о том, что чекистами была предотвращена попытка заказного банкротства Омсктрансмаша и достигнута договоренность со всеми федеральными органами о дальнейшей судьбе предприятия, была надежда на то, что «черный» период у танкостроителей завершится. Но не тут-то было: то ли ФНС еще не поставили в известность о том, что на Омсктрансмаш покушались «враги», то ли у этого государственного органа другая, чем у ФСБ, государственная позиция.
На собрании присутствовали всего 10 из нескольких сотен кредиторов Омсктрансмаша, но на их долю приходилось 94% от его долгов, поэтому кворум был, только вот толку от этого не было. По ходатайству главного кредитора — Управления ФНС по Омской области с голосования были сняты наиболее важные вопросы, стоявшие в повестке дня: отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника в период с 23 сентября по 20 декабря 2005 года, о периодичности представления конкурсным управляющим отчета о своей деятельности и об использовании денежных средств и о порядке продажи имущества Омсктрансмаша.
Кроме налоговиков с ходатайством о включении в повестку дня дополнительных вопросов выступили другие кредиторы: КБ ТМ предложило рассмотреть вопрос о продолжении производственной деятельности Омсктрансмаша, а Сбербанк — о досрочном прекращении деятельности нынешнего комитета кредиторов и избрании нового. При голосовании ходатайства УФНС набрали 65% голосов (сами налоговики и финансовая группа «Караван звезд»), а другие предложения были отклонены с тем же результатом.
На вопрос исполнительного директора Омсктрансмаша Игоря ШУМАКОВА, должно ли предприятие прекратить производственную деятельность, представитель УФНС Иван РЫКОВ ответил: «Мы узнали об этом вопросе только перед собранием, поэтому проголосовали против включения его в повестку дня. Но это не значит, что мы против того, чтобы завод работал». Забегая вперед, можно сказать, что УФНС саботировало любое принятие решений на собрании, прямо как в хрестоматийной позиции Льва ТРОЦКОГО по Брестскому мирному соглашению: «Ни войны, ни мира, а армию — распустить».
Закопанные миллионы
При конкурсном производстве обычно предприятие не работает, а все его сотрудники подлежат увольнению. Но при ликвидации стратегического предприятия все обстоит несколько иначе, только вот как оно будет работать, должны решать кредиторы. «Без решения собрания кредиторов я даже металлическую стружку не могу продать», — посетовал Игорь ШУМАКОВ. Казалось бы, ну что там эта стружка, однако при работающем производстве ее накапливается на несколько миллионов рублей в месяц.
Металлолом тоже нельзя продавать без разрешения кредиторов, а его на заводе накопилось уже пять вагонов. По словам исполнительного директора, «по вине налоговиков, которые не разрешают предприятию работать, мы ежемесячно теряем по 7 млн рублей, например, стружку приходится закапывать в землю». На вопрос, сколько времени и какие документы нужны УФНС, чтобы оно разрешило Омсктрансмашу заниматься производственной деятельностью, Иван РЫКОВ заявил: «Нужно подумать, обсудить, вопрос важный и сложный и должен решаться на самом высоком уровне».
Стоявший третьим в повестке дня отчет конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства налоговики и «Караван звезд» большинством голосов решили не принимать к сведению. Оглашение, согласно пункту четвертому повестки, итогов проведения инвентаризации имущества Омсктрансмаша тоже к сведению не приняли.
В период конкурсного царствования Василия ТЮПИНА на заводе была проведена инвентаризация имущества. При новом арбитражном управляющем Борисе ГОВОРОВЕ проинвентаризировали находящееся в залоге у Омскпромстройбанка, Сбербанка, Омскэнерго и правительства Омской области заводское имущество. Итоги говоровской инвентаризации в части заложенного имущества совпали с тюпинской. Есть ли необходимость еще раз проводить полную инвентаризацию, которая требует немало денег и сил, должны решить кредиторы, но из-за позиции налоговиков этот вопрос не решается.
«Чемодан компромата» от ОПСБ
Оставшиеся в повестке дня вопросы были сформулированы на основании требования УФНС по Омской области от 15 декабря 2005 года № 24-17/16858. Однако по вопросу определения полномочий комитета кредиторов Омсктрансмаша налоговики большинства голосов не получили — «Караван звезд» почему-то проголосовал против их формулировки. УФНС предлагало добавить функций комитету кредиторов по контролю за конкурсным управляющим и расходованием средств банкрота, но в результате голосования не прошли предложения ни УФНС, ни Сбербанка и все осталось по-прежнему.
По вопросу имущества Омсктрансмаша неожиданно выступил представитель ОПСБ с «сенсационным» заявлением. Дескать, у банка есть документы, свидетельствующие о продаже заводского оборудования НПО «Мостовик» прошлой осенью. Реализовывать любое имущество банкрота, кроме товарной продукции, без разрешения кредиторов нельзя. Игорь ШУМАКОВ и Борис ГОВОРОВ в один голос утверждали, что ничего из оборудования реализовано не было. А когда ОПСБ предъявил документы, то выяснилось, что сделка по продаже оборудования «Мостовику» датирована осенью 2003-го и произведена внешним управляющим Владимиром ХАРИТОНОВЫМ.
Складывается впечатление, что главных кредиторов Омсктрансмаша — ФНС и «Караван звезд» — совершенно не интересует, когда же банкрот начнет рассчитываться. Иначе непонятно, почему они бойкотируют принятие решения о продаже непрофильных активов предприятия, среди которых профилакторий «Металлург», МСЧ-4, здание ПТУ. Чтобы их продать на аукционе, нужно сначала провести оценку рыночной стоимости, что потребует немалых затрат. ФАП должно определить, какие мощности Омсктрансмаша являются мобилизационными. Продавать их ни в коем случае нельзя, скорее всего, они будут зачтены в счет налоговых долгов предприятия.
УФНС пыталось отстранить Бориса ГОВОРОВА от конкурсного управления, но безуспешно, теперь же, как будто в отместку, саботирует все его предложения. И хотя конкурсный управляющий подтвердил, что пока на него никаких расходов у завода не было, наоборот, он вложил в него свои 760 тысяч рублей налоговики категорически против его кандидатуры. В целом же встало на формальную позицию: его представитель РЫКОВ регулярно ссылался то на постановление правительства №56 от 21 февраля 2004 года, то на приказ МНС от 3 августа 1994 года, то на другие акты, в соответствии с которыми-де УФНС действует именно так, а не иначе.
В итоге собрание кредиторов превратилось в фарс, хотя более мелкие кредиторы готовы получить в счет своих долгов хоть стружку, которая пока лежит на предприятии мертвым грузом. Понятно, что представитель УФНС РЫКОВ — всего лишь «говорящая голова», которая четко выполняет указания руководства «держать и не пущать», при этом демонстрируя полный непрофессианализм. Но создается впечатление, что и у самого высокого московского руководства ФНС нет пока четкой позиции по Омсктрансмашу. И хотя никто не спорил с ГОВОРОВЫМ по поводу того, что «работающий актив дороже, чем неработающий», но фактически налоговики делают все, чтобы завод работать нормально не мог. При этом ФНС утверждает, что отстаивает интересы государства.