«Тема масштабирования сильно идеализирована и очень распиарена».
Продолжаем публикацию выступлений с панельной сессии «Масштабирование бизнеса: вывод бизнеса на новый уровень», состоявшейся в рамках Всероссийского съезда лидеров бизнеса. Слово – автор и тренер программы «Зрелость лидера» Евгении КЛИМАНОВОЙ:
— На мой взгляд – а я очень много работаю с владельцами разных бизнесов от малого до крупного – тема масштабирования сильно идеализирована и очень распиарена. В книгах, на тренингах, во всех источниках нам заявляют, что бизнес обязательно должен расти, причем кратно из года в год – в цифрах, в количестве филиалов и так далее. Но нам не говорят о том, что вместе с количественным ростом важно еще качественно меняться – в оргструктуре, инфраструктуре, ключевых процессах, IT-поддержке.
Бывает, что бизнес кратно вырос, но стоит на тоненьких ножках. Например, у меня есть один клиент с оборотом дела три миллиарда рублей, до сих пор выставляющий счета в Excel вручную. Люди там работают по 15-18 часов, и отсутствие автоматизации создает огромный стресс для коллектива, топ-менеджеров и самого владельца. Кратный рост – не всегда благо, ростом нужно управлять.
Часто, когда мы проводим стратегические сессии с компанией, которая быстро выросла, искусственно тормозим рост: договариваемся, что в этом году не будем открывать новые филиалы, а подтянем инфраструктуру бизнеса. Вы должны принять осознанное решение и честно ответить на вопросы. Точно ли мой бизнес сегодня готов к кратному росту? Может, мне стоит еще что-то внутри доработать? А может, расти вовсе пока и не нужно?
Масштаб бизнеса очень сильно связан с масштабом мышления владельца и топ-менеджмента. Это не плохо и не хорошо: кто-то изначально рождается с очень большим масштабом мышления. Знаете, порой говоришь с подростком и понимаешь, что человек уже мыслит инвестпроектами. У кого-то масштаб мышления ремесленника, у кого-то масштаб мышления владельца малого бизнеса, и ему хорошо в этой сфере, он как рыба в воде, а у кого-то масштаб мышления управленца целыми корпорациями.
Я видела людей с трясущимися руками, владельцами, чьи бизнесы очень быстро выросли, а мышление осталось как у лавочника. Это огромный стресс, когда у тебя миллиардный бизнес, а ты не понимаешь, что в нем происходит и как им управлять. Иногда лучше остаться счастливым обладателем малого бизнеса и получать от этого искреннее удовольствие, чем быть несчастным, загнанным в угол владельцем крупного дела. Разумеется, это работает и наоборот: если у человека масштаб мышления очень большой и он готов управлять целыми системами, структурами, а занимается он малым бизнесом, то для него это будет некомфортно.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 4 декабря 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ