в реализации программы сноса ветхого жилья.
30 ноября на коллегии при мэре Омска обсуждалась программа регенерации кварталов ветхого и аварийного жилья на период до 2010 года. Напомним, что по этой программе инвестор-застройщик, получивший от мэрии без аукциона площадку с ветхими зданиями, обязан расселить их жильцов, снести намеченные объекты недвижимости и комплексно застроить квартал новыми домами, социальными объектами и парковками.
Справка «КВ»:
По состоянию на 1 января 2006 года общая площадь ветхих и аварийных домов в городе составила 193 тысячи кв. метров. По данным главного архитектора Омска Анатолия ТИЛЯ, из всего имеющегося в городе жилья, а это около 27 млн кв. метров, почти 50% — малоэтажный ветхий жилой фонд. По приблизительным расчетам, для переселения из него омичей необходимо более 2,8 млрд рублей в ценах 2006 года. Для решения этой проблемы с мая по октябрь 2006 года администрация Омска заключила 41 соглашение на регенерацию 44 кварталов. Соглашения подписали 30 инвесторов-застройщиков. Строительные работы уже ведутся на 17 площадках.
После того как все проекты кварталов рассмотрят на градсовете, с застройщиками заключат инвестиционный контракт. В нем будут уточнены обязательства сторон, сроки расселения и сноса, строительства новых объектов. Одно из условий контракта — ограничение сроков реализации проекта до середины 2010 года, то есть на период действия нынешней администрации Омска. По словам директора департамента строительства Сергея КОЗУБОВИЧА, если инвестор не будет соблюдать график расселения и возведения домов, инвестиционный контракт и соглашение могут быть расторгнуты, а квартал передадут другому застройщику.
В итоге за четыре года по программе должно быть построено более 4,2 млн кв. метров жилья. Численность населения в этих кварталах увеличится более чем на 180 тысяч человек. Для них необходимо построить 24 школы на 12 тысяч мест, 40 детских садов на 5,8 тысячи мест и 19 лечебных учреждений на 5 тысяч посещений в смену. «Социальные объекты будут строиться прежде всего за счет инвестора, — сообщил мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР. — Но если расчеты покажут, что мы тем самым лишаем инвестора прибыли, будет подключаться бюджет города Омска».
Как еще сообщил Сергей КОЗУБОВИЧ, разработанные генпланы показали, что процент сноса составляет в кварталах от 4 до 27% от строительства нового жилья. На некоторых участках находятся объекты федеральной и областной собственности, что приводит к значительному уменьшению площади для новой застройки. А если в квартале есть еще и муниципальная собственность, то она подлежит приватизации через аукцион, что приводит к неоправданному увеличению затрат инвестора.
По словам г-на КОЗУБОВИЧА, встречаются и недобросовестные коммерсанты, которые приобретают доли в ветхих домах. А некоторые жители без всяких разрешений начинают реконструкцию или даже новое строительство на участках, чтобы увеличить стоимость своих объектов которые должен выкупить инвестор. «В ряде случаев это приводит к невозможности застройки кварталов, — добавил чиновник. — Пример — три жилых дома в центре города по улице Сажинской напротив памятника Жукову».
С созданием Главного управления по земельным ресурсам (ГУЗР) ситуация не облегчилась. Как отметил Сергей КОЗУБОВИЧ, процедура переписки стала сложнее, как минимум, на один этап. Кроме того, если ранее, к примеру, вынос гаражей решался в рабочем порядке, то теперь, чтобы решить вопрос по предоставлению нового земельного участка под вынесенные гаражи, всю процедуру требуется пройти через ГУЗР. Однако, несмотря на все проблемы, желание заключить новые соглашения высказали еще пять инвесторов. По словам Анатолия ТИЛЯ, в целом объем строительства нового жилья на месте ветхих кварталов планируется довести до 6 млн кв. метров.
Генеральный директор Треста №5 Борис МЕДВЕДЕВ назвал на коллегии еще несколько проблемных вопросов. «Наблюдается какое-то противостояние муниципальной власти и контролирующих структур, — заявил он. — Только мы начали работать, прокуратура, ОБЭП и другие органы говорят: на каком основании? Прекратить! Не пущать! Штрафов мы уже заплатили черт знает сколько. Это противостояние надо каким-то образом ликвидировать».
Директор ЗСЖБ-6 Юрий ГУРИНОВ, давно участвующий в программе регенерации, также столкнулся со многими сложностями. «Прежде чем снести ветхое строение, я должен оформить его в свою собственность. Потом оформить под ним землю, а это уже затяжка, — рассказал он „КВ“. — Это хорошо, если дом частный, я его выкуплю и все оформлю, а если объект муниципальный? Это сегодня неразрешимая проблема, и никто не знает, что с ней делать. Первый квартал у меня на Тарской, я уже год оформляю землю, и еще не сдвинулся с места. Подписанное соглашение, как сказал мэр, предварительное и ни к чему не обязывает. И, естественно, закон о том, что земля под жилищное строительство предоставляется с аукциона, это соглашение отменить не может. Представим, что землю по соглашению я себе отведу, а кто-то возведет там сарай и параллельно со мной землю под ним оформит на себя. А потом придет ко мне и скажет: я хочу за свой сарай 10 млн рублей. Здесь нет ответа».