благодаря корпорации «Тактическое ракетное вооружение»
Хотя проблем у отечественной оборонки все еще хватает, но худшие времена для нее уже позади. А отдельные предприятия омского ОПК не только вышли на советские объемы производства, но и превзошли их. К примеру, ОАО «Омский завод „Автоматика“ в прошлом году добилось 186-процентного прироста объемов производства по сравнению с 2005 годом. А в этом году запланировало на 40% превзойти объемы 2006-го. „КВ“ решили разобраться, за счет чего же „Автоматика“ так наращивает свои обороты.
24 января 2002 года вышел указ Владимира ПУТИНА о создании ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“. 13 марта того же года вышло соответствующее постановление правительства РФ, а спустя год корпорация была создана. Головным стал ГНПЦ „Звезда-Стрела“ из Королева, еще пять предприятий вошли в корпорацию в качестве дочерних, в том числе и омская „Автоматика“. А в 2004-м в корпорацию на правах дочерних вошли еще 8 российских предприятий. По итогам 2006 года корпорация вышла по объемам на третье место среди подобных отечественных объединений, выпустив продукции на 32 млрд рублей. Из них почти 1 млрд приходится на долю „Автоматики“.
— В отличие от ПО „Полет“ и ОМО им. Баранова, которых объединяют сверху, мы объединялись снизу, — рассказал генеральный директор „Автоматики“ Петр ВЕРХОЛЕЗОВ. — Все, кто участвовал в выпуске тактических ракет, объединились под одной крышей и усилили возможности друг друга. Мы делаем головки наведения, кто-то — двигатели и другие комплектующие, кто-то собирает. После долгих организационных моментов мы отработали взаимовыгодные отношения, корпорация берет на вооружение лучший опыт, который есть на каждом предприятии. В корпорацию входят несколько разработчиков ракетных комплексов, поэтому наш научный потенциал очень высок.
Для российского ВМФ и на экспорт корпорация поставляет корабельные ракетные комплексы „Уран-3“ и „Москит-Е“. В 2004 году закончены испытания берегового мобильного ракетного комплекса „Бал-7“. В „Тактическом ракетном вооружении“ каждое предприятие специализируется на каком-то направлении. Так, „Автоматика“ является монополистом по производству пассивных головок самонаведения ракет класса „воздух-земля“ и „воздух-воздух“, которые никто в мире больше не делает. Параллельно „Автоматика“ готовится запустить в производство широкополосные головки наведения.
Кроме того, „Автоматика“ определена базовым предприятием корпорации по производству микроэлектроники и антенно-фидерных устройств. В модернизацию цеха микроэлектроники, которая начнется уже в этом году, 80 млн рублей вложит сама „Автоматика“ и столько же — государство через корпорацию. Для того чтобы соответствовать растущим объемам, завод регулярно приобретает новое оборудование. Так, в прошлом году были приобретены пять высокоточных станков с ЧПУ, из них 3 пятикоординатных, совместимых с персональным компьютером. На этих станках теперь работают в три смены и по выходным.
Спецтехника в рамках корпорации занимает более 80% в объемах „Автоматики“. Кроме того, на заводе выпускают гражданскую продукцию — сложные электронные устройства. Среди них пять видов медицинской техники, работающей на основе низкочастотного ультразвука. На прошлогодней российской выставке в Пекине китайские предприниматели весьма заинтересовались медицинскими приборами „Автоматики“, обещали приехать в этом году в Омск и заключить долгосрочный договор на их поставку.
— Нас не радует доминирование в наших объемах спецтехники, нужно увеличивать выпуск гражданской продукции, чтобы выйти на соотношение 50 на 50, — считает Петр ВЕРХОЛЕЗОВ. — Спецтехнику корпорация в основном поставляет за рубеж, а экспорт — дама капризная, зависит от очень многих факторов. В советские годы мы выпускали радиоприемники, можно было бы возродить их выпуск, но нет хорошей отечественной элементной базы. По всей стране упустили это направление, даже в элементной базе для спецтехники до половины приходится выбраковывать.
В корпорации объединили сбыт и коммерческие службы всех входящих в нее предприятий. В результате гражданскую продукцию „Автоматики“ предлагают и рекламируют все предприятия интегрированной структуры. А омский завод рекламирует и продает продукцию своих коллег, в частности термосы, газовые печи и прочие полезные в хозяйстве вещи.
В середине 90-х, как и вся отечественная оборонка, „Автоматика“ пережила трудные времена: резкий обвал производства, потеря многих классных специалистов и прочие „прелести“ переходного периода. Но предприятие смогло избежать банкротства, поднялось с колен и начало заново отвоевывать потерянные позиции. Сейчас на заводе работают 1200 человек в две смены, средняя зарплата возросла до 12 тысяч рублей в месяц. Предприятие имеет довольно высокие объемы производства. Все это появилось в результате вхождения завода в корпорацию. Конечно, став дочерним предприятием, „Автоматика“ потеряла былую самостоятельность, хотя свой бюджет и план производства по-прежнему принимает сама, зато обрела стабильные заказы и уверенность в завтрашнем дне.