22 января на первой в текущем году пресс-конференции директор департамента транспорта Владимир ГУБЕР подвел итоги работы своего ведомства в 2006 году и рассказал о планах на год 2007-й. «КВ» представляют своим читателям наиболее интересные ответы Владимира ГУБЕРА на вопросы журналистов.
О тарифах
Всех взволновало и насторожило резкое повышение тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте в Москве и Санкт-Петербурге до 15 рублей. В целом по стране действует тариф 8 рублей, в двух городах он остался на уровне 7 рублей — это Тюмень и Екатеринбург. Но Екатеринбург выходил с предложением повысить его до 12 рублей, естественно, такой резкий рост у них не прошел, поэтому сейчас этот вопрос там в стадии рассмотрения. И в ближайшее время тариф в Екатеринбурге вырастет до 8-9 рублей. Что касается Тюмени, местный департамент транспорта пока повышать тариф не собирается, потому что там идет очень значительная компенсация разницы между себестоимостью перевозок и существующим тарифом из бюджета.
В Омске себестоимость, конечно, выше 8 рублей, и сегодня мы вместе с администрацией города и областным правительством рассматриваем себестоимость перевозки, чтобы в бюджеты и городской, и областной заложить разницу между себестоимостью и тарифом. Тариф в этом году мы поднимать не планируем — ни на разовые поездки, ни на проездные билеты. Так что населения этот вопрос никак не коснется, это вопрос взаимоотношений между транспортниками и бюджетом.
О рекламе внутри автобусов
Внутри автобусов мы внедрили бегущую строку для тех, кто плохо слышит, чтобы им можно было получать необходимую информацию. И сейчас, как вы знаете, идет оснащение подвижного состава мониторами, что населению довольно сильно нравится. На сегодня запущено уже 40 мониторов, а всего до конца года мониторами будет оборудовано порядка 600 автобусов — то есть весь подвижной состав, который более-менее новый. Это позволит повысить качество информации для пассажиров и даст возможность пассажиру отдохнуть, пока он едет в автобусе.
Сейчас в основном демонстрируются мультфильмы, как это будет выглядеть дальше, сказать пока сложно, поскольку это все делается на коммерческой основе. Мы сдаем место для монитора в аренду, и коммерсанты отводят нам определенное время для нашей информации, а в остальное время размещают свою. Сегодня, пока этот бизнес только начинается, электронное место стоит 500 рублей с одного телевизора.
О спутниковой навигации
Мы считаем спутниковую навигацию очень перспективным проектом. Она поможет оперативно реагировать на все возникающие пробки и аварийные ситуации, потому что спутниковая навигация предполагает, что диспетчер не только видит на мониторе всю ситуацию на дорогах, но и имеет возможность связаться по речевой связи с любым водителем, выяснить ситуацию и дать ему необходимые указания. Сейчас мы решаем вопрос с тем, чтобы попытаться объезжать крупные пробки по другим улицам. Причем цивилизованно, с разрешения диспетчера, а не так, как это делают сегодня газелисты, которые по всем клумбам, по всем дворам шныряют, как только появляется пробка, и выходят в итоге не на свой маршрут, а непонятно где.
Мы считаем, что системой спутниковой навигации должен быть охвачен не только пассажирский транспорт, но и коммунальные службы. Потому что смотреть, где находится какая метелка, где какой трактор и где какой экскаватор, тоже не помешает. Автомобили скорой помощи мы тоже считаем необходимым подключить к этой системе. Если взять все эти структуры, то внедрение спутниковой навигации будет стоить порядка 20 млн рублей. 2 млн в этом году в бюджете уже заложено. Центральный сервер будет стоить в пределах 900 тысяч — 1 миллиона. И еще на миллион мы можем оборудовать подвижной состав. Буквально в течение месяца-двух мы закончим подготовку всей необходимой документации и выйдем на конкурс.
В последнее время появляется информация, что у маршруточников уже есть подобная система, но я хочу, чтобы вы понимали, что ни у каких маршруточников никакой спутниковой навигации нет. Маршруточники применяют элементарную противоугонную систему УВД — когда ставится маячок и на экране видно, где находится машина. И через этот маячок можно дать команду заглушить двигатель. Все. А система спутниковой навигации, помимо этого, анализирует, где автобус должен быть в то или иное время, и дает сигнал как водителю о том, что он опаздывает на минуту или на две, так и диспетчеру. Кроме того, эта система ведет учет пробега, подсчитывает расход топлива, и после окончания рабочего дня фактически можно знать, сколько заработал водитель, сколько заработал кондуктор, сколько было затрачено топлива и так далее.
О маршрутках
По нашим расчетам, в городе продолжает работать 2 300 «газелей», из которых порядка 800 — нелегально. И мы работу по этим «газелям» будем продолжать. В рамках существующего законодательства. Не знаю, насколько здесь приемлемо слово «бороться», но то, что мы продолжаем работать по «ГАЗелям» и собираемся довести их количество до утвержденной цифры — это однозначно.
Всего с 1 февраля прошлого года нами составлено 25 000 протоколов, наказание понесли более 2 500 человек. Мы считаем, что мы сегодня наводим порядок не с частным бизнесом, мы наводим порядок с микроавтобусами. Я неоднократно говорил, что всем, кто выиграл конкурс, мы предлагаем на новый конкурс идти с автобусами. Ведь если бизнес будет на пользу нашему населению и не будет усугублять ситуацию с пробками, экологией, безопасностью, — пожалуйста. Сейчас у нас с этим все лучше и лучше, то есть наша работа дает определенный результат. И если не брать во внимание снегопады, которые нас в этом году побаловали, то в основном у нас больших пробок в городе уже нет.
О льготниках
Публикацию Ивана СЫСОЕВА в «Коммерческих вестях» я не читал, но ее суть мне вкратце рассказали. Вопрос здесь, должен сказать, непростой. Потому что в нашей области существуют двойные льготы — такого больше нет нигде. Ведь когда в 2005 году вводили единое денежное вознаграждение, там 100 рублей предусматривалось на проезд в городском транспорте. В других городах дали людям эти 100 рублей, ввели социальные проездные на эту же стоимость, и человек был вправе получить эти деньги и купить на них проездной билет или сразу получить этот билет — в разных областях по-разному — либо оставить эти деньги себе и платить за проезд самостоятельно. У нас получилось так, что областное правительство и дало людям деньги, и сохранило бесплатный проезд. То есть получается двойная льгота. В результате люди получают дополнительно порядка 300 млн рублей в год, при том осуществляя бесплатные поездки в транспорте.
Что касается финансирования проезда этих людей в городском транспорте — да, у нас есть вопросы к областному правительству чисто по выделению денег за их проезд. Но если учесть, что в прошлом году областью куплено на 269 млн рублей транспорта, и к этой сумме добавить те деньги, которые мы получили за льготников, все вопросы отпадают. В этом году в областном бюджете приобретение транспорта не заложено, заложена только компенсация льготного проезда. Эта сумма, как мы считаем, меньше нормативной, поэтому мы сейчас ведем работу с областным правительством по ее увеличению. То есть вопрос существует, но говорить, что область просто недодала денег, было бы однобоко.
О проблеме «стоячих пассажиров»
Я считаю, что изобретать колесо во второй раз вредно — голову сломаешь, а колесо так и останется круглым, каким оно и было. Я думаю, что ситуация, которая существует в западных странах, где стоя ездят лишь по несколько пассажиров, для нас будет реальна, но реальна она будет не скоро — лет через 5-7. Потому что в западных странах эта проблема решается не наличием общественного транспорта, а автомобилизацией населения. Там большая часть граждан ездит на собственных автомобилях, а общественный транспорт существует для малообеспеченных, социально незащищенных слоев населения. Поэтому даже в часы пик там стоя ездят не много. Но учитывая темпы нашей автомобилизации, я думаю, и у нас такая ситуация не за горами. Главное — успеть с развитием улично-дорожной сети, чтобы мы не стояли все в пробках.