Все рубрики
В Омске суббота, 27 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,0134    € 98,7187

Михаил КУРЦАЕВ, директор ООО "Бакалея-Сервис": "Все, кто хотят что-то купить у государства, должны знать: это что-то могут в любой момент отобрать и денег не вернуть".

12 февраля 2007 12:56
1
5296

— Что на сегодня подписано с «Холидей-Классик» — договор или протокол о намерениях?
— Есть договоренность о создании совместного предприятия, но сделка еще не завершена. СП будет зарегистрировано в Октябрьском округе Омска.

— Зачем оно создается?
— С целью получения доходов. Так будет написано в его уставе.

— СМИ сообщали, что вы передали в это СП 26 магазинов. Это так?
— В газетах цифры постоянно путают. Ориентировочно — 25, но не «магазинов», а «объектов недвижимости».

— В вашей структуре гораздо больше таких объектов, то есть в СП войдут не все. Почему?
— Доходы можно получать по-разному: работать самим, сдавать в аренду...

— Почему вы согласились работать совместно именно с «Холидей-Классик»? Были же, наверное, и другие предложения?
— В целом было 14 различных предложений. Ребята из «Холидея» мне понравились больше всех. Они все выпускники физического и математического факультетов Новосибирского университета. И видно, что нацелены на долгосрочную работу. Мне стало интересно с ними поработать и что-то вместе сделать.

— Что будет с магазинами, не вошедшими в СП? Под каким брэндом они станут работать?
— «Омич и К». «Экономных» уже не будет. У нас останется еще много объектов. Их профиль сейчас уточняется.

— Сколько сейчас «Экономных» и сколько «Омичей»? В чем принципиальное различие между ними?
— В «Экономных» дешевле оборудование, ассортимент поскуднее. У нас 14 «Омичей» и 13 «Экономных», но есть магазины и с другими названиями: «Детское питание», «Скороход».

— А смысл? Выстраивание торговой сети подразумевает единый брэнд.
— Смысл в том, что каждый объект недвижимости должен приносить максимальный доход. Независимо от того, магазин там расположен или что другое. То же «Детское питание» после реконструкции может стать банком, а может — супермаркетом. «Скороход» — вновь оказаться обувным магазином. «Омич и К» на улице Ленина тоже может быть преобразован, если арендную плату за него предложат больше, чем магазин приносит сейчас. Предложений поступает очень много разных. Экспансия из других регионов идет большая. Из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска. Денег там больше, чем в Омске.

— Если у новосибирцев сплошь физики да математики, то они, наверное, пришли к вам с кучей графиков: вот обороты и доходность сегодня, вот — через полгода, через год, три, пять...
— Графики еще будут. Они могут взять в аренду и другие помещения в Омске, тем более что собираются развивать разные форматы торговли.

— Но что вы с этого будете иметь? И зачем вам это? Работали себе магазины, приносили доход. Зачем перемены, чужие люди, нестабильность?
— Сюда приедут менеджеры из Новосибирска. Сетью будут управлять более грамотные специалисты. Я стану тратить меньше времени на управление — больше останется на другие дела.

— Слухи ходят, что в ваших магазинах идут сокращения?
— Пока мы сокращаем только тех, кто заворовался.

— И что, много таких?
— Таких везде много. Только не все об этом знают и не все говорят.

— С 1 июля прошлого года индивидуальным предпринимателям запрещено продавать алкогольную продукцию. В итоге практически все магазины перерегистрировались в ООО. Какие потери вы от этого понесли?
— Очень небольшие. Потому что отреагировали на изменения в законодательстве не в последний момент, а заблаговременно. В итоге заплатили за лицензии не по 50 тысяч рублей, а одну тысячу.

— Но что-то вы потеряли от прошлогодних пертурбаций с алкоголем?
— Только выиграл. А результатом прошлогодних антигрузинских мер, в частности, стало то, что я до сих пор пью «Боржоми», которое у меня периодически просят знакомые из контролирующих органов для лечения.

— Что вы имеете в виду?
— Пришлось купить лично для себя большую партию «Боржоми», теперь держу ее в гараже и пью. Хватит еще на три-четыре месяца.

— Сколько объектов недвижимости вы купили по 306-му решению горсовета?
— Девять.

— Пришлось доплачивать, когда департамент недвижимости начал подавать массовые иски в арбитражный суд?
— Доплатил пять миллионов.

— Но с учетом того, что цена на коммерческую недвижимость за это время выросла раза в два-три...
— Даже больше.

—...это оказалось выгодным вложением?
— Выгодным, но вынужденным. Мы узнали, что ряд помещений, где располагались наши магазины, один небезызвестный депутат горсовета собирался перевести в доверительное управление. (Думаю, договоры эти в департаменте недвижимости еще лежат.) Среди них были магазины на Ленина, на Марченко, «Детское питание». А в декабре 2003 года мэр Евгений БЕЛОВ пригласил около десятка предпринимателей и слезно попросил выкупить объекты, так как нечем платить зарплату учителям и врачам. Лично гарантировал законность сделок. Вот и выкупили...

— Видел в материалах арбитражного суда дело по иску к вам арендатора -фирмы «Смок». Они пытались опротестовать итоги муниципального аукциона по продаже вам объекта недвижимости.
— Мы купили на аукционе помещение по ул. Б.Цемента, 6. Арендатор оказался этим недоволен, выселяться не хотел, арендную плату не платил. Год я это терпел, потом съездил, посмотрел: объект разрушается, никто не следит за коммуникациями, электрическими сетями. Пожарные подали судебный иск о приостановке эксплуатации объекта и арендатор был выселен. Это, наверное, единственный в Омске случай, когда пожарные выиграли дело в суде у предпринимателей. Такой вот анекдот. Другой арендатор тоже пытался опротестовать сделку по продаже объекта — уже иного. Потом у них пропало крыльцо. А оно было высокое — метра под два. Арендатор решил его восстановить, а я ему говорю: согласно закону ты должен сначала согласовать со мной строительство нового крыльца...

— Непосредственно «Бакалея-Сервис» чем занимается?
— Это предприятие, которое владеет недвижимостью. И все. Больше ничем не занимается.

— Вы один из крупнейших оптовиков по кондитерским изделиям...
— Раньше из Караганды сюда ехали на «пазике», чтобы взять 50 коробок печенья. Сейчас побеждают прямые продажи в торговые точки. Крупные предприятия — «Укринвест», «Сладко» — находят дистрибьюторов в каждом городе. (Мы, например, омский дистрибьютор «Сладко». У нас в компании их агентов человек сорок работает.) У нас есть филиалы в Астане, Караганде, Алма-Ате. Кондитерки мы в Омске продаем меньше, чем в Казахстане или в европейской части России. А начинали с украинских конфет. Была выставка в Москве на Цветном бульваре в 1993 году. Там и завязались первые контакты.

— С Nestle или другими международными компаниями работаете?
— Невыгодно. Известные международные компании, по сути, ищут «рабов», которые должны выполнять все их условия. Даже, может быть, где-то в убыток себе. Наша же задача — купить там, где дешевле, и продать это с наибольшей доходностью. Если выгоднее собственное производство, организуем его. Так же, как и остальные. Вот ребята из «Сладуницы» тоже начинали с продажи кондитерки. Активно работают, молодцы. Конфеты начали делать и сегодня делают их больше всех в Омске.

— Пробовал — вкусные.
— Свежие. Естественно, они кладут ингредиентов не больше, чем те же украинцы. «Пилот», скажем, харьковской фабрики лучше, чем «Трюфель» московский.

— Но там.
— Да, там. Логистика такая, что пока один — два месяца конфеты добираются до потребителя, они существенно усыхают.

— А ваше производство начиналось с вафель?
— С покупки в 2000 году за десять миллионов рублей у службы судебных приставов вафельной линии, изъятой ранее по таможенным долгам у «Лакомки».

— Той самой линии, судебные споры по поводу которой продолжаются и по сей день?
— Мы ее официально купили у государственного органа, а потом выяснилось, что приставы не имели права ее продавать, так как линия была в залоге у Мосбизнесбанка. В конце концов линию пришлось вернуть, а затраченных живых десяти миллионов нам не вернули до сих пор. Так начиналась наша производственная деятельность. Все, кто хотят что-то купить у государства, должны знать: это что-то могут в любой момент отобрать и денег не вернуть. Такие правила игры в нашей стране.

— Какой-то еще бизнес, помимо кондитерского, у вас есть?
— Есть еще ОАО «Сибиряк» в Полтавке, которое занимается переработкой молока. В Омской области сложилась такая ситуация, что молоко вывозится за ее пределы даже зимой. Хотя зимой надои раза в три меньше, чем летом.

— Если в области излишки сырья, значит ли это, что предприятие загружено по максимуму?
— Нет, не значит. «Сибиряк» приносит доход, однако мог бы зарабатывать еще больше. Но мы сознательно не используем, например, растительные жиры. На Западе это давно уже практикуется, а теперь в России начинают. Есть и в Омске заводы, которые производят много масла, не имея сырья. Или молоко, которое пастеризуется вроде бы так же, как у нас в Полтавке или в Любино, но хранится в два раза дольше. Был такой анекдот: одна из омских газет провела дегустацию сметаны, и первое место заняла продукция, которая сделана не из настоящего сырья.

— Значит, она оказалась вкуснее?
— Можно же что угодно добавить или заменить — для вкусности. Многие используют растительные заменители. В итоге потребитель ест ненастоящую сметану, ненастоящее масло, ненастоящую сгущенку.

— «Сибиряк» какую продукцию производит?
— Весь набор от молока до масла. Мы выпускаем там, например, сыр, который в полтора раза дороже, чем на маслосырбазе. И он очень хорошо продается. Потому что качественнее.

— В магазинах «Омич и К» и «Экономный» продается молочная продукция не только из Полтавки, но и из Исилькуля, Любина, от «Манрос-М». Свою вы поставляете в эти магазины дешевле, чем в другие точки?
— Дешевле, потому что меньше затрат на логистику, на торговых агентов. В чужие магазины мы мало возим. К сожалению, качество упаковки у нас еще не на уровне. Сейчас готовимся выпускать продукцию в более прочной финской упаковке. Будем заходить и в другие сети.
Появляются и новые направления. В той же Полтавке есть торговля стройматериалами, мельница. Как-то во время рыбалки в Таре услышали, что продается здание площадью более двух тысяч кв. метров всего за сто семьдесят тысяч рублей. Там же купили базу, тоже площадью две тысячи квадратов. Надо было как-то с этой недвижимости получать доход. Торгуем там строительными материалами, мебелью. В Калачинске купили за 3,5 млн рублей двухэтажное здание, где было когда-то кафе. Планируем там ресторан открыть, а пока работает продовольственный магазин и небольшой магазин автозапчастей. Снова анекдот: месяц назад шесть калачинских предпринимателей пришли туда с требованием, чтобы мы подняли цены на запчасти. Такого раньше не случалось...

— Кстати, о ресторанах. Почему все ваши заведения разноформатны и непохожи одно на другое: «Дали», «Дали на Мира», «В дали», «Bevitore»?
— Так исторически получилось. «Дали» мы поначалу открывали для себя. А на Мира свободная площадь была всего 150 кв. метров и большой поток людей. Быстрое питание там само напрашивается.

— Окупаются рестораны?
— Конечно.

— И "Bevitore"?
— Сходите туда в пятницу.

— Пробовал. Было закрыто на спецобслуживание.
— Вот именно. Одна свадьба может принести ресторану больше, чем за день зарабатывает продовольственный супермаркет. Потому мы и стараемся этот бизнес развивать. Привезли в Омск итальянского повара, потому что со своими намучились. Сейчас он налаживает нам весь процесс. Собираемся увеличить число точек быстрого питания. Есть и другие идеи. Обсуждается, например, возможность открыть вместо „Детского питания“ столовую с раздачей. Такую, как „Вилка-ложка“.

— Недавно нашел на сайте арбитражного суда сообщение о банкротстве индивидуального предпринимателя КУРЦАЕВА Михаила Анатольевича.
— Это было давно. Тогда совершенно неожиданно установили НДС на товары с Украины. Загружались — НДС еще не было, а начали пересекать границу — он появился. Мы дошли с этим делом вплоть до Страсбургского суда.

— Теперь-то есть индивидуальный предприниматель КУРЦАЕВ Михаил Анатольевич?
— Есть.

— Но это уже другой индивидуальный предприниматель?
— Конечно.

— Вы руководите, основываясь на интуиции или на технологиях, стандартах, регламентах?
— Много интуиции было в самом начале, но сейчас ей надо меньше доверять. Технология должна быть.

— Откуда она берется?
— Технологию можно купить. Можно поехать в Москву и изучить. То, что появилось там сегодня, до Омска дойдет через год. А можно поехать в Швейцарию и там перенять опыт, который не дошел еще и до Москвы. Обеспечив тем самым выигрыш во времени.

— Создается впечатление, что всем вашим гигантским холдингом вы управляете один, практически не делегируя полномочий.
— Полномочия, естественно, делегируются. Главный помощник у меня — ЯНКЕЛЕВИЧ Александр Михайлович. Вы, наверное, о нем слышали. Восемьдесят лет ему недавно исполнилось.

— И все? И вы считаете это правильным?
— Это неправильно. Но все разрасталось так стремительно... Мне повезло, что хотя бы ЯНКЕЛЕВИЧ был рядом. Было бы таких два, три, четыре человека... Но в Омске дефицит специалистов. В газетах пишут, что вот-вот сюда придут какие-то федеральные сети. И кто будет ими управлять? Лучшие кадры — в Москве или еще где-то.

— Как вы ищете управленцев — через знакомых, кадровые агентства или...
— Через кадровые агентства мы наняли двух работников — небольших начальников. И они оба меня обворовали.

— А директора магазинов? Это ведь тоже руководители коллективов. Текучесть есть?
— Остались те, кого подбирали еще лет пять назад. Новых хороших мало.

— То есть те, кто из советской торговли?
— Из советской.

— Они более профессиональны?
— У них есть обязательность, есть страх. А при нынешних законах процветает безнаказанность.

— Сеть „Омич и К“ выросла из магазина „Омич“ в Нефтяниках. В свое время многие газеты писали про баррикады в этом магазине. Коллектив раскололся надвое: одни поддерживали вас, другие вашего тогдашнего оппонента г-на ТИМОШЕНКО.
— В этот конфликт (как и в универмаге „Тополь“) меня попросила вмешаться большая часть коллектива. Противоположная сторона в борьбе за „Омич“ использовала все: административный ресурс, подкуп правоохранительных органов... И весьма успешно! Не известив кооператив „Омич“, по подложным документам „заинтересованный“ судья снял запрет на проведение сделок с недвижимым имуществом кооператива. Это имущество чуть ли не в течение нескольких часов было продано и перепродано, и обе сделки моментально прошли государственную регистрацию.

— В 2002 году сразу несколько человек из холдинга „Бакалея-Сервис“ баллотировались на выборы в Законодательное собрание и городской совет. Зачем вам это было надо?
— Это был протест против всего того беззакония, которое творилось. Я-то думал, что хоть там честная борьба...

— Но тогда никто не прошел.
— Денег было мало вложено. Мы оценили свои силы, возможности и вовремя остановились.

— А сейчас вы решили не участвовать?
— Нет смысла. Это уже не выборы, а комедия.


Родился 6 марта 1962 года в Омске. После окончания школы в 1979 году поступил на факультет автоматизации ОмПИ. Получив специальность инженера-электромеханика, пришел работать в НИИД, который занимался разработкой авиадвигателей. С 1988 года работал инженером на кафедре общей физики пединститута, а в 1990 году стал частным предпринимателем.
Получил почетное звание „Человек торговли“ в 2002-м и 2003 году.
Женат, воспитывает двух сыновей-школьников и дочь-студентку.

Несколько малоизвестных фактов из жизни Михаила КУРЦАЕВА

Семиклассник Миша КУРЦАЕВ знал назубок фамилии чуть ли не всех омских футболистов и хоккеистов. Любил вырезать заметки из омских газет и отправлять в рубрику „Нарочно не придумаешь“ журнала „Крокодил“. Один раз отправил туда газетную полосу, где в программе телевидения было написано, что трансляция матча команды „Юность“ будет в час дня, а рядом, в рубрике „Афиша“, указывалось, что эта игра состоится в 18 часов. Директор спорткомплекса „Юность“ прислал школьнику КУРЦАЕВУ официальное письмо с извинениями за ошибку. И по сей день Михаила Анатольевича возмущают ошибки в газетах, даже опечатки. Он их помнит и цитирует.

Собственный бизнес у КУРЦАЕВА появился в 1991 году. Он привозил в Омск из Тольятти заказы на запчасти к технологическому оборудованию, которые там не могли сделать. Заказы размещались на омских заводах. АвтоВАЗ расплачивался „Жигулями“ по госцене. Цена государственная и цена рыночная различались в разы.

Одну из машин купила страховая компания „Омск-АСКО“. Так состоялось знакомство с ее гендиректором Андреем МИХЕЕВЫМ. И когда компания купила на аукционе магазин „Колос“, МИХЕЕВ в десять вечера того же дня позвонил КУРЦАЕВУ и предложил на базе магазина сделать что-нибудь вместе. Магазин специализировался на хлебных и кондитерских изделиях. Для обеспечения поставок было создано предприятие „АСКО-Сервис“ — прообраз будущего ООО „Бакалея-Сервис“. Кондитерские изделия закупались в Екатеринбурге, на Украине контейнерами. В Омск за ними приезжали предприниматели из соседних городов и Казахстана, у которых денег на контейнер не хватало. Они брали у „АСКО-Сервиса“ несколько десятков коробок конфет и продавали у себя втридорога.

В центре „Пирамида“ в декабре прошлого года открылась фотовыставка. В числе участников — фотографию Михаил КУРЦАЕВ. Он снимает в основном пейзажи: лес, река, закат, костер... А „Бакалея-Сервис“ выпустила настенный календарь на 2007 год под названием „С теплом о лете“, оформленный фотоработами Михаила Анатольевича.

Комментарии
Лилия Рафаэльевна 9 ноября 2016 в 17:44:
Ехала в поезде из Питера.Узнала о том, что в магазинах М Курцаева продаются честные продукты, те.без трасгенных жиров как это повсеместно имеет место быть.Вопрос:где адреса этих магазинов в Омске
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.