Комитет горсовета по финансово-бюджетным вопросам 3 апреля отложил принятие проекта изменений в решение ОГС о едином налоге на вмененный доход. Эти изменения прежде всего касаются налоговой ставки для автоматов по продаже горячих напитков. Депутаты усомнились, что действующий ранее понижающий коэффициент для этого вида деятельности нужно оставить в силе. На комитете присутствовал директор ООО «Ре дель Каффе», официального представителя компании «Nestle» в Омской области, одного из крупнейших операторов вендинга в Омске, Алексей ПРОВОЗИН, однако ему не дали возможности принять участие в дискуссии. «КВ» решили восполнить этот пробел. Корреспондент «КВ» Оксана МИРОНОВА задала Алексею ПРОВОЗИНУ несколько вопросов о ситуации, которая сложилась сегодня на рынке вендинга в Омске.
— Алексей Николаевич, сколько сегодня игроков на омском рынке вендинга? И о каком количестве торговых автоматов можно вести речь?
— Точной статистики у меня нет, но, я думаю, можно говорить о 100 автоматах по продаже горячих напитков и примерно таком же количестве торговых автоматов, которые продают штучную продукцию: шоколадки, минеральную воду, медицинские бахилы. На этом рынке 3-4 относительно крупных игрока с парком оборудования 40-60 штук и десяток мелких игроков с количеством оборудования в два-три автомата. Если говорить только об автоматах по продаже горячих напитков, здесь представлено два оператора (официальный представитель компании «Nestle» в Омской области ООО «Ре дель Каффе» и фирма «Автоматтогр» — прим. редакции). У каждого в среднем по 50 штук автоматов.
— Автоматы «Nestle» находятся у вас в собственности?
— Нет, мы арендуем эти автоматы. Ставка аренды приблизительно равна ставке амортизации в том случае, если бы мы имели эти автоматы в собственности.
— Каков срок окупаемости одного аппарата. Какую прибыль он приносит?
— При нынешней ставке налогов, которая действует с 1 января 2008 года, говорить о какой-то окупаемости вообще некорректно. Если аппарат будет приносить 50-60 рублей в месяц чистой прибыли, то это еще хорошо. Увеличение налоговой ставки, как вы знаете, произошло по той причине, что федеральный законодатель отнес этот вид деятельности к розничной торговле. Раньше, когда мы относились к общепиту, налог рассчитывался не по количеству аппаратов, а по количеству обслуживающего персонала. В месяц налог с одного аппарата составлял 33-35 рублей. Да, это была более чем посильная ставка. При таком раскладе можно было говорить о прибыли в 1-1,2 тысячи рублей в месяц. Вообще этот вид деятельности характеризуется невысокой выручкой и высокими накладными расходами. Кроме того, ему мешает развиваться масса неналоговых препятствий.
— Каких, например?
— В нашем обществе существует определенный стереотип: большинство людей пока просто не привыкли к автоматам, не привыкли к сервису. А вот молодежь техники не боится и активно пользуется этим видом торговли, поэтому в этой среде выручка выше. Второй фактор — узкий ассортимент. На одном квадратном метре магазина лежит намного больше товара, чем может предложить автомат. В-третьих, очень высокая логистика. Одно дело — в магазин привезти товара на 20-30 тысяч, и другое — в автомат завезти одну коробочку. А расстояние, транспорт, сопровождение те же. Ведь транспортные расходы ложатся в процентном отношении на сумму поставки.
— По каким ставкам вы будете платить налог, пока депутаты не примут решение о внесении изменений в решение горсовета о ЕНВД?
— Федеральный закон, который отнес торговые автоматы к рознице, и по которому мы теперь будем платить налог на порядки больше, действует с 1 января 2008 года. Следовательно, до 20 апреля мы должны сдать в налоговую инспекцию отчетность, где налог будет рассчитан по новым ставкам. Пока горсовет не внес изменения в свое решение о ЕНВД, мы будем платить так, как того требует федеральный закон. То есть ставку, предусмотренную для розничной торговли, без какого-либо понижающего коэффициента. На комитете горсовета по финансово-бюджетным вопросам прозвучала фраза представителя ФНС о том, что нагрузка на предпринимателей не возросла. Что значит — не возросла, если предприниматель раньше платил 4 тысячи за все автоматы, а теперь будет платить больше тысячи с каждого аппарата? Нагрузка возросла в 35 раз! А представитель налоговой, не моргнув глазом, говорит, что нагрузка не возросла. Другой момент, который помешал добиться принятия решения, отсутствие данных у налоговой службы. Депутаты отложили принятие решения, так как им мало информации от двух источников — администрации города и Союза предпринимателей. Поэтому мы сейчас совместно с мэрией и налоговой будем готовить информацию, но налоговую отчетность по первому кварталу мы вынуждены сдавать по новым ставкам.
— Какова вместимость рынка вендинга в Омске? Ему есть куда расти?
— Вместимость рынка — минимум 2-3 тысячи автоматов. Но при нынешней позиции федерального законодателя и при нынешней позиции городского совета ни о каком росте речь вести нельзя. Сейчас идет речь не о росте, а о выживании отрасли. Причем это касается только автоматов по продаже горячих напитков. А те аппараты, которые продают штучную продукцию, вообще вылетели за грань рентабельности: налог больше, чем доход от аппарата. Это микробизнес, а федеральный законодатель применил к нему ставку налога такую же, как для супермаркетов, — бездумно, безграмотно и недальновидно. А наши депутаты даже не попытались разобраться в вопросе, сославшись на отсутствие полной информации. Хотя кто мешал запросить полную информацию к заседанию комитета?
— Кое-какая информация была и даже вызвала бурную дискуссию...
— Я был поражен, когда от одного из депутатов услышал фразу: «Пусть пока платят по новым ставкам, а мы посмотрим, сколько их останется, и тогда примем решение!» Меня удивляет такая позиция депутата. Это депутат! Избранный народом, соответственно, и предпринимателями. И каждое слово, слетевшее с его губ, — это мнение представителя власти! Это уже не просто бабушка на базаре сказала. Как депутат позволяет себе произносить фразу: мы посмотрим, как они выживут? Давайте польем цветы керосином и посмотрим, выживут они или нет! Ведь это чей-то бизнес, чьи-то кредиты, это поступления в бюджет, это рабочие места. Аргументация другого депутата — Владимира ГЕРЧИКА — направлена на то, чтобы увести вопрос совершенно в другую плоскость. Не в рациональную, а в эмоциональную. Он говорит, что мы якобы кормим иностранные компании. Разве он сам не кормит иностранные компании, когда продает телевизоры «Panasonic»? Но при чем здесь это? Он оперирует эмоциональными аргументами «мало/нормально/много». Как может депутат, тем более человек, который сам занят в бизнесе, вообще применять такую аргументацию? Ведь для кого-то 100 рублей — много, для кого-то миллион — мало. А если ваше «мало» для кого-то «очень много»? Нужно оперировать относительными категориями, а не абсолютными. Экономическими, а не житейскими. Надо смотреть реальные цифры, сколько действительно зарабатывает предприниматель и сколько он физически может платить налогов. Сам ГЕРЧИК не входит в первую пятерку налогоплательщиков, хотя предприниматель весьма крупный. Он платит «мало» или «много»? На мой взгляд, финансово-бюджетный комитет горсовета — не место для бытового «мало/много».
Сейчас Ассоциация автоматической торговли активно прорабатывает вопрос на уровне Минфина и Госдумы о том, чтобы внести очередные изменения в Налоговый кодекс, отменив решение о переводе торговых автоматов в сферу розницы. Но пока это решается на федеральном уровне, мы надеялись на позицию местных депутатов, потому что омским предпринимателям больше некуда обращаться, кроме как к родной муниципальной власти.
На мой взгляд, депутатам нужно было понять: пусть лучше город имеет полмиллиона рублей поступлений, чем, желая миллион, в итоге получит ноль от трупа отрасли.