И если бы не вмешался финансовый кризис, который отвлек на себя большую часть чиновничьего внимания, то тему борьбы с коррупцией можно было бы смело назвать темой 2008 года.
В теории
Федеральный закон «О противодействии коррупции», официально опубликованный 30 декабря 2008 года, который, по замыслу президента, должен стать краеугольным камнем национального плана по борьбе с коррупцией, ничего принципиально нового в себе не содержит. Все неприятные для чиновников-взяточников нововведения, а также слабости нового закона стали известны еще на стадии обсуждения проекта. Лучше этот текст с тех пор не стал, но и ухудшить его по ходу обсуждения тоже не удалось.
Закон содержит, напомним, определение понятий «коррупция» и «противодействие коррупции», а также списки мер по профилактике коррупции, по повышению эффективности борьбы и некоторые ограничения для государственных и муниципальных служащих (и тех, кто уже работает, и тех, которые еще собираются на госслужбу). Каждый чиновник при устройстве на работу обязан будет раскрывать информацию о своем имуществе (такого рода информация является конфиденциальной, то есть непубличной), а также под страхом неминуемого наказания обязан будет проинформировать начальство, прокуратуру или правоохранительные органы о любых коррупционных действиях, к которым его пытаются склонить (о коррупционных правонарушениях коллег чиновники докладывать не обязаны).
Чиновникам, занимающим должности из списка самых взяткоемких (самого списка текст закона не содержит), сложностей обещают больше. Такие госслужащие в течение двух лет после увольнения не смогут устроиться на работу в коммерческие фирмы, которые раньше зависели от их решений, а на занимаемой должности их обяжут ежегодно декларировать не только свои доходы, но и доходы семьи. Впрочем, такая норма не напугает опытных взяточников, поскольку семьей считаются не все родственники, а только жены (мужья) и несовершеннолетние дети. Доходы взрослых детей (старше 18 лет) и родителей чиновников никого интересовать, судя по всему, не будут. Не собирается государство контролировать и денежные траты государственных и муниципальных служащих (в других странах, озабоченных борьбой с коррупцией, различные варианты контроля над расходами применяются довольно широко).
Наиболее эффективное нововведение (на взгляд всех экспертов) – это антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов государственных и муниципальных органов власти. Механизм проведения экспертиз уже известен. Одна из методик, которую предполагалось использовать и в Омской области, была подготовлена экспертами Центра стратегических разработок (ЦСР) и прошла апробацию в Госдуме, где показала свою высокую эффективность. Причем методика достаточно проста в использовании (подробности в «КВ» от 26 марта 2008 года). По мнению экспертов ЦСР, для выявления скрытых дефектов нормативно-правового акта достаточно проанализировать его на наличие двух десятков коррупциогенных факторов. Если, например, отсутствуют конкурсы и аукционы, непрозрачна работа органа власти, у чиновников слишком широкие или неопределенные полномочия, а ответственность за них размыта, то возможности для коррупции видны даже невооруженным взглядом.
На практике
Поток новостей о различных мероприятиях по противодействию коррупции не иссякал в течение всего 2008 года. В середине марта прокуратура Омской области сформировала специальный отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, которому вменили в обязанность «своевременно предупреждать средствами прокурорского надзора коррупционные правонарушения, выявлять и устранять их причины и условия». А в сентябре губернатором Омской области Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ был подписан указ «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Омской области», которым была создана специальная комиссия по противодействию коррупции в органах исполнительной власти и утвержден план этого противодействия на 2008-2010 годы (среди основных мероприятий плана – оценка областных правовых актов на коррупциогенность).
В декабре приступила к работе и городская комиссия по противодействию коррупции, которая собирается вскоре утвердить собственный свой план по противодействию коррупции на уровне департаментов и городских округов. О создании собственной антикоррупционной структуры задумывался однажды даже горсовет (подробности см. в «КВ» от 15 октября 2008 года). И если бы на Омск не обрушился мировой финансовый кризис, который частично отвлек внимание чиновников от борьбы с коррупцией, то комиссии по ее противодействию появились бы наверняка в каждом КТОСе.
Впрочем, реальные примеры противодействия коррупции в Омске тоже были. Среди особо громких можно вспомнить арест в начале 2008 года сотрудниками управления собственной безопасности УВД по Омской области двух инспекторов ДПС за вымогательство на дорогах. Теперь Евгений ЕГОРОВ и Александр ИЛЬЯШЕНКО уже не скоро возьмут в руки жезл. В августе вступил в силу приговор суда, который определил для обоих реальные сроки наказания (подробности см. в «КВ» от 27 августа 2008 года). Завершилась возбуждением уголовного дела и разработка аперативников УБОПа, которые накрыли в момент получения взятки заместителя начальника отдела архитектуры, строительства и землепользования Советского округа Вячеслава ВЕЧЕРСКОГО.
28 ноября были возбуждены уголовные дела по статье 290 УК РФ (получение взятки) в отношении руководителя отдела УНП УВД по Омской области Анатолия БЫЧКОВА и его подчиненного Максима ПРОХОРОВА, которых взяли в момент получения 200 тысяч рублей. Сотрудники налоговой милиции пообещали предпринимателю вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но все же самый большой антикоррупционный резонанс вызвал, без сомнений, процесс над бывшим заместителем начальника УВД по Омской области Борисом ХМЕЛЕВЫМ, который обвинялся в покушении на получение взятки. Рассмотрение громкого уголовного дела продолжалось в областном суде полтора месяца, а завершилось, напомним, 27 ноября. И хотя полковник милиции даже не успел подержать в руках 300 тысяч рублей, приговор оказался суровым – пять лет лишения свободы в колонии строгого режима.