30 июня в прямом эфире телеканала ГТРК «Омск» состоялся очередной выпуск передачи «Губернаторский час». «КВ» предлагают наиболее интересные фрагменты общения главы региона Леонида ПОЛЕЖАЕВА с телезрителями.
О положении дел в области
Несмотря на то, что статистические данные еще не опубликованы, можно говорить о том, что в целом полугодие для нашей экономики и социальной сферы не было тяжелым. Если брать за критерий основные показатели текущего года, то Омская область выглядит не так уж плохо. И, вообще говоря, мы в числе одних из лучших в СФО, ну, и заметных, безусловно, в РФ. Но это не говорит о том, что проблем у нас мало или их меньше, чем где-либо. Наверное, не меньше, а может быть, даже больше, но такая целеустремленная работа всех звеньев и ветвей власти, которая сегодня у нас действует на всем поле общественной, политической, экономической жизни, позволяет нам удерживать ситуацию под контролем. Я думаю, у нас будет еще время подробнее поговорить об этом, наверное, после 10 июля, когда будут известны окончательные цифры: они на самом деле любопытны и очень важны с точки зрения оценки наших перспектив.
Об указе президента по поводу аэропорта
Наша позиция заключается в стремлении сохранять динамику развития: она может меняться, но она должна существовать. И эту динамику определяют конкретные точки. Одна из таких целей, которые мы ставим — это строительство аэропорта со всем тем мультипликативным эффектом, который он должен приносить области. Безусловно, я досадую, что столько сил и времени потрачено на преодоление омских и не омских мафиози, препятствующих строительству этого аэропорта, но это отдельная тема разговора. Но тем не менее задача, которую мы ставим перед собой, будет находить разрешение. И в этом смысле это принципиальнейшая часть нашего развития: я в предыдущем «Губернаторском часе» говорил о том, что намечавшийся приезд президента в Омск еще в январе текущего года не состоялся по причине того, что наш аэропорт не может принять его самолет. На поезде он сюда не поедет, и вот так мимо Омска пролетит не только президент РФ, пролетят все. Пролетит большой бизнес, пролетят большие инвестиции и т.д., потому что, не имея серьезных транспортных ворот, не имея хорошего воздушного порта, прежде всего не только для пассажирских, а для грузовых перевозок, на будущее, в котором мы считаем, что Россия будет играть активную роль, нечего и думать о развитии региона. У нас нет новых козырей, которыми мы могли бы воспользоваться, и тем более не могли бы потерять ту перспективу, которая здесь заложена в этом проекте. Поэтому впереди предстоит еще большая работа, передача материальных ресурсов и всей этой собственности, ну и, безусловно, та работа, которую мы уже сейчас ведем в переговорных процессах с вероятными инвесторами, которые будут заинтересованы в этом объекте. Они есть, интерес такой есть, так что из определенного числа мы найдем такого партнера, которому эта тема будет интересна.
О практической пользе визитов иностранных гостей
Если бы не было результатов и не было бы интереса, такие бы встречи не состоялись. Здесь не надо думать, что Люксембург — маленькая страна, а Россия — большая. Люксембург — богатая страна, Россия — бедная страна, и не стоит комплексовать по этому поводу. Территория не определяет сегодня богатство страны, а Люксембург — это один из крупных и серьезных инвесторов Евросоюза, с которым мы рассчитываем сотрудничать. Это не первый визит посла, скажем, Люксембурга в Омск: несколько лет назад мы принимали премьер-министра Люксембурга и, что называется, эти связи держим на таком подогреве. Ну а что касается Вьетнама, он тоже ищет рынки, ищет возможности взаимодействий. Его сбрасывать со счетов нельзя, да и вообще отказываться ни от чего нельзя. Надо использовать всякую вероятную возможность сотрудничества и поиска той выгоды, которая нам нужна для развития территории и для повышения нашего благосостояния.
О целесообразности помощи вкладчикам банка «Соотечественники»
Вы знаете, это смотря под каким ракурсом смотреть. Если смотреть с точки зрения теоретической экономики, то да, это неэффективное решение. Если смотреть с точки зрения социальной политики, ответственности перед людьми, то государство отвечает за все: и за коммерческую деятельность банковских структур, и за производственный и реальный сектор экономики. Давайте просто зададим себе вопрос: а что сделать с теми скромными вкладами, которые люди годами копили и доверили банку? Повторить случай пирамид? Я думаю, что мы пережили этот негативный опыт и знаем, чего это стоит людям, и снова подвергать их обману и делать вид, что это результат рыночной реформы, и мы на это не в состоянии влиять, я думаю, это не совсем правильно. Повторяю, с точки зрения суперлиберальной экономики я не прав, наверное, и премьер-министр ПУТИН неправ, и многие вещи вправе истолковываться каждой категорией ученых, социологов, политологов по-своему. Но дело в том, что они не на нашем месте, а мы не на их месте. И в этом смысле тот финансовый кризис, который переживает банковская система, я думаю, вызывает правильные решения в отношении основной массы вкладчиков, у которых на самом деле заработанные деньги. Не просто суперогромные вклады, а до 700 тыс. рублей — это заработанные деньги у людей, которые годами складывались и доверялись. Поэтому я внимательно слежу за этим процессом в банке «Соотечественники» и думаю, что омичи здесь будут менее пострадавшей стороной. Этот банк работал больше в Тюменской области, и там у него возникли проблемы, приведшие к отзыву его лицензии. Ну, Тюмень будет отвечать за своих вкладчиков, а мы будем отвечать за своих вкладчиков-омичей и постараемся, чтобы ни один из них не пострадал, а получил свой вклад и перенес его в тот банк, которому он выразит большее доверие, или оставит эти деньги у себя.
О контроле расходования средств на ремонт жилья
Регион уже взял эту проблему на контроль, и я могу поручиться перед жителями области и жителями тех домов, которые попадают в перечень капитального ремонта, что здесь не пропадет ни одна копейка и не попадет в лукавые руки никаких управляющих компаний. Поэтому каждый дом, каждая сумма, каждая смета контролируется специальным органом, которому это поручено в правительстве области. И сам я эту проблему контролирую: это нешуточное дело — 2 млрд руб., которые мы должны потратить в Омской области на ремонт, это просто беспрецедентная сумма. В СФО, по сути дела, мы единственный регион, который получил такие средства на ремонт жилья.
О льготных кредитах на развитие личных подсобных хозяйств
Я думаю, что определенная задержка в поступлении средств, о которой я, безусловно, знаю, вызвана тем, что в соответствии с решением правительства распределение этой бюджетной помощи личным подсобным хозяйствам идет через органы местного самоуправления. Мы вынуждены такую перевалку делать, передавать туда средства, а потом уже через эти органы финансировать те личные подсобные хозяйства, которые представляют необходимую для этого документацию. Поэтому было не просто перенастроить этот механизм, и в этом создалась задержка. Скажу, что на эти цели у нас запланировано более 120 млн руб., и мы, безусловно, на развитие личных подсобных хозяйств эти деньги не пожалеем.
О самых выгодных инвестициях для семьи и государства
Я думаю, инвестиции нужно делать в собственное здоровье, в образование и здоровье собственных детей, а потом уже, когда мы с вами это обеспечим, то, думаю, дети и внуки наши — у них будет гораздо больший диапазон действий выбора и интересов в приобретении квартир, бриллиантов и так далее. Поскольку мы сегодня позволить это не можем, то давайте мы сузим наши интересы на очень важной, я думаю, важнейшей проблеме, это здоровье и образование молодого поколения. Вот самые эффективные инвестиции не только для семьи, они эффективны и для государства.