Девятого декабря в Центральном районном суде состоялось слушание по уголовному делу, возбужденному в отношении диспетчера отделения розничной реализации нефтепродуктов ОАО «Газпромнефть-Омск» Инны СМИРЕНИНОЙ. Женщину (34 года, имеет среднеспециальное образование, ранее не судима) обвиняют в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).
Суть дела
Суд установил, что подсудимая в 2006 году передала своему сожителю КЕРИМОВУ корпоративную мобильную карту, по которой водители и механики, работающие в ОАО «Газпромнефть-Омск», могли заправлять через специальные терминалы на АЗС служебные автомобили бензином АИ-92 и дизтопливом бесплатно, а личный транспорт — со скидкой в 5%. Подсудимая не имела права пользоваться данной картой и тем более передавать ее кому-либо, а своего сожителя об этом не предупредила. КЕРИМОВ полученное по карте топливо продавал, а вырученные деньги делил со СМИРЕНИНОЙ.
В результате плановой проверки расходования горюче-смазочных материалов, которая проводилась в ОАО «Газпромнефть-Омск» в марте 2009 года, выяснилось, что некоторые путевые листы, заполненные водителями организации, не совпадают с данными отчетов, составленных диспетчером АЗС. В отчетах было написано, что машины, которые на самом деле стояли на ремонте, заправлялись и уходили с грузом. Были обнаружены также путевые листы, оформленные на водителя, который уже не работал в ОАО «Газпромнефть-Омск». Среди сотрудников организации была проведена служебная проверка — СМИРЕНИНА созналась, что подделывала отчеты и путевые листы для того, чтобы скрыть хищение топлива, которое она совместно с сожителем совершила по мобильной карте. СМИРЕНИНА сообщила своему руководству, что незаконно пользовалась картой с мая 2006 года по февраль 2009 года. Таким образом, согласно обвинительному заключению прокуратуры ЦАО женщина похитила у ОАО «Газпромнефть-Омск» 12,5 тысячи литров бензина АИ-92 и примерно 80 тысяч литров дизтоплива, а сумма ущерба составила 1,8 млн рублей. Как заявила в суде представитель потерпевшего — юрист ОАО «Газпромнефть-Омск», данная сумма якобы была высчитана предприятием с учетом 5%-й скидки, которая предусмотрена мобильной картой. Так что сумма ущерба на самом деле больше, но, по словам юриста, компания готова простить подсудимой эту скидку. Защита же считает, что предприятие лукавит, так как о скидке ранее речи не велось. Предоставить суду доказательства того, что при расчете ущерба действительно учитывалась 5%-я скидка, ОАО «Газпромнефть-Омск» так и не смогло.
Свидетель — начальник отдела внутреннего аудита ОАО «Газпромнефть-Омск» Виталий БРАЖНИКОВ пояснил, что мобильную карту СМИРЕНИНОЙ отдал один из трактористов, когда увольнялся из организации. Подсудимая должна была сдать данную карту своему начальнику, но не сделала этого. По словам БРАЖНИКОВА, ОАО «Газпромнефть-Омск» до случая со СМИРЕНИНОЙ не вело учета мобильных карт — не было ни правил выдачи, ни возврата карт, ни контроля над ними. Теперь же компания ввела строгий регламент. Свидетель сообщил, что после служебной проверки СМИРЕНИНА признала свою вину, раскаялась и даже добровольно внесла в кассу предприятия в счет возмещения ущерба 400 тысяч рублей. А ее сожитель КЕРИМОВ предлагал руководству ОАО «Газпромнефть-Омск» отработать оставшуюся часть долга, выполняя строительно-монтажные работы на объектах компании. БРАЖНИКОВ пояснил, что предприятие вынуждено было отказаться от предложения КЕРИМОВА, так как у последнего не было лицензии на выполнение строительных работ на объектах повышенной опасности. А так как СМИРЕНИНА и КЕРИМОВ не смогли полностью возместить ущерб компании, последняя обратилась с заявлением в правоохранительные органы.
Позиция подсудимой
Инна СМИРЕНИНА вину свою признала и раскаялась. Она рассказала, что с 1997 года работала в одном из подразделений ОАО «Газпромнефть-Омск», расположенном в Омской области, а с 1999 года была переведена в Омск, где сначала работала бухгалтером, а потом диспетчером. На данный момент женщина не уволена из организации, так как находится в декретном отпуске по уходу за ребенком (7 месяцев). По словам подсудимой, она вынуждена была воспользоваться чужой мобильной картой, потому что находилась в тяжелом материальном положении:
— После развода с мужем я осталась одна с малолетним ребенком. Своей квартиры у нас нет — приходится снимать. Муж оставил мне только одежду, у нас с ребенком даже ложек не было. Чтобы устроить ребенка в детский сад, тоже нужны были деньги. А зарплата у меня всего 6 тысяч рублей. Бывший муж мне не помогает, к тому же перестал платить свою долю по кредиту — у нас оформлен ипотечный кредит на покупку квартиры, где я являюсь созаемщиком. Мне пришлось одной выплачивать кредит. Мой сожитель КЕРИМОВ нигде не работает. Вот я и решила воспользоваться картой. Деньги от продажи топлива КЕРИМОВ отдавал мне, а я гасила ими долг по кредиту. КЕРИМОВ не знал, что карта досталась мне незаконно. Уважаемый суд, я во всем раскаиваюсь. Частично ущерб ОАО «Газпромнефть-Омск» я уже выплатила, а остальную сумму буду гасить по мере возможности. Кроме меня о моих детях некому позаботиться.
Прения сторон
Гособвинитель попросила суд при назначении наказания подсудимой учесть то, что она признала свою вину и раскаялась, частично возместила ущерб. А также, что у СМИРЕНИНОЙ двое малолетних детей, ранее она не судима и в деле имеются положительные характеристики ее личности с места жительства и от участкового милиционера. Но так как преступление, которое совершила подсудимая, относится к категории тяжких, то, по мнению прокурора, ей все же следует назначить наказание, связанное с реальным лишением свободы — 5 лет и 6 месяцев в колонии общего режима. Представитель же потерпевшего — юрист ОАО «Газпромнефть-Омск» считает, что нет необходимости изолировать подсудимую от общества, и его устроит, если суд назначит СМИРЕНИНОЙ наказание ниже низшего предела.
По мнению защиты, все смягчающие обстоятельства, которые перечислила прокурор, говорят как раз о том, что к подсудимой необходимо применить условную меру наказания. Адвокат попросил суд не лишать его подзащитную свободы, а также убрать из обвинения признак «особо крупный размер» и переквалифицировать ее действия с ч. 4 на ч. 3. ст. 159 УК РФ:
— Свидетель — главный бухгалтер ОАО «Газпромнефть-Омск» подтвердила, что ее компания не занимается производством бензина и дизтоплива, а всего лишь реализует их. Поэтому прибыль предприятия слагается из той разницы, которая образуется между розничной стоимостью продажи и себестоимостью топлива, которое приобретается компанией. В связи с этим сумма ущерба будет гораздо ниже, а значит, и признак «особо крупный размер» не нашел своего подтверждения. Прошу назначить моей подзащитной наказание ниже низшего предела.
Приговор подсудимой будет вынесен сегодня, 16 декабря. «КВ» сообщат об итоге разбирательства.