— Конкурсные коммерческие стратегии пришли послушать лишь порядка 30 кредиторов «Пятерочки» из 150. К окончанию мероприятия в зале осталось чуть больше десятка поставщиков обанкротившейся сети. Каждое из СМИ, освещавшее конкурс, написало о прошедшем мероприятии через призму своей информационной политики. Были в средствах массовой информации и однозначные оценочные суждения, и объективно поданная информация, но с расставленными в ней «акцентами», и чисто репортажные материалы.Почти все СМИ, целенаправленно или невольно, формировали некое общественное мнение. Поэтому я и хотел бы выделить некоторые моменты, опубликовав свою стратегию и свои комментарии, пояснения не столько к стратегии, сколько к итогам самого конкурса и тому информационному полю, которое сложилось после его проведения.
Во-первых, конкурс проявил несколько позиций, занимая которые, кредиторы смотрят на проблему. Часть из кредиторов — назовем их «волшебниками» — до сих пор находятся в ожидании чуда, предполагая, что с помощью волшебной палочки можно вернуть свои деньги. Но карета получается из тыквы только в сказке «Золушка», и то на очень короткое время. Вторая позиция — «сыщики», они не успокаиваются, а все ищут и ищут, где зарыт мешок с деньгами, будучи уверенными, что они, их деньги, есть, просто их кто-то украл или куда-то очень хорошо спрятал. Только за год мешка, к сожалению, пока никто не нашел. И, наконец, есть «воины» — те, что будут биться до последнего, будут кричать и обвинять... Самую конструктивную позицию в этой ситуации — позицию предпринимательскую — никто особо занимать не хочет. А это единственная позиция, которая дает понимание: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И если это предприниматель осознаёт, то тогда возникает реальная возможность вернуть долги. В нормальных экономических условиях представители торгового сообщества являются предпринимателями, в условиях кризиса – растерялись и потеряли ориентиры, стали «взрослыми детьми».
Во-вторых, выбор конкурсной стратегии — это выбор способа, с помощью которого мы будем решать свои проблемы, Нам известно из заявления Олега МКРТЧЯНА, как поступила «Акция» с поставщиками «Пятёрочки». Просто их «кинула». Другой пример — Михаил КУРЦАЕВ недавно заявил в прессе о готовности скупать долги «Продторга». Это и не плохо, и не хорошо. Действия этих двух коммерческих структур организованы по одной схеме, популярной в капиталистическом обществе на его начальном этапе возникновения, — обогащение (язык не поворачивается сказать «зарабатывание») на проблемах других. В противовес подобным действиям я предлагаю обратиться к историческому генотипу русского человека, тому что я назвал основой русского духа, и попытаться сначала решить общую проблему, чтобы потом каждый мог решать свою индивидуально.Я считаю, что принцип справедливости, которым исторически руководствуется русский человек (не по национальности, а по факту рождения и жизни в России, особенно в провинции), применим и к экономике. Можно и нужно создать такой проект, где прибыль получат все его участники. И в том, и в другом случае предприниматель имеет возможность в результате заработать деньги, но для русского человека еще очень важно, КАК ЗАРАБОТАТЬ.
Наконец, стоит отметить, почему я не разделяю скепсиса в отношении реализации заявленного мной проекта. Формирование пула объектов может пройти успешно только при участии в новом проекте поставщиков, способных занять предпринимательскую позицию и подойти к решению проблемы конструктивно, без претензий к другим участникам. С моей точки зрения, такие предприниматели есть. Это было видно на конкурсе. Здесь важно не столько количество, сколько качество людей.
Что же касается стратегии, представленной владельцами бывшей «Пятёрочки», то ими предложена в большей степени тактика, чем стратегия, «сворачиваемая» в сделку, не имеющая долгосрочной перспективы для кредиторов, кроме возврата части денег. К сожалению, после прихода в регион федеральных сетей оптовый рынок омских операторов будет сворачиваться и мы получим еще один «пылесос». Чтобы этого не произошло, думать нужно сейчас, а действовать необходимо завтра. Стратегия – это когда есть перспектива и возможность развития проекта, например, через механизм реорганизации регионального рынка продуктов питания с выходом на преимущественное развитие особого вида сельского хозяйства в Сибири. Такая идея есть, и начать реализовывать ее можно местными силами уже на следующем этапе.