«КВ» продолжают освещать разные точки зрения предпринимателей на ситуацию с банкротством омской сети супермаркетов «Пятерочка». На этот раз о перспективах погашения задолженности разорившегося ритейлера перед поставщиками корреспондент «КВ» Ольга УМОВА побеседовала с директором ТД «Шкуренко» Виктором ШКУРЕНКО.
— Виктор Васильевич, вы тоже были одним из поставщиков «Пятерочки»?
— Да, я тоже являюсь пострадавшим в этой ситуации. Задолженность трех операционных юридических лиц, управлявших «Пятерочкой», перед ТД «Шкуренко» составляет порядка восьми миллионов рублей.
— Как вы считаете, что стало основной причиной банкротства «Пятерочки»?
— Управляющий акционер «Пятерочки» Олег МКРТЧЯН ссылается на кризис, а также на то, что его предприятие находилось на тот момент в «активной инвестиционной стадии развития». К сожалению, МКРТЧЯН не признает, что основной причиной краха данного проекта явились его стратегические просчеты. Я хочу заметить, что розничная торговля, тем более на тот момент, от кризиса пострадала в меньшей степени, чем, к примеру, девелоперы или автомобильные дилеры. Большие потери в продовольственном ритейле понесли только те предприятия, в управлении которыми изначально были допущены ошибки. Я могу доказать, что причиной банкротства «Пятерочки» стало именно это.
— Какие ошибки вы имеете в виду?
— Изначально омская сеть «Пятерочка» выстраивалась как бизнес-проект для дальнейшей продажи. С такой миссией сложно завоевать искреннюю любовь покупателей. Поверьте мне, в бизнесе главное – это создание чего-то ценного для потребителей. Во-вторых, эта сеть использовала привлеченные оборотные средства в инвестиционных целях. Делать этого нельзя – любое предприятие должно разделять свои инвестиционный и операционный бюджет. Стратегия любой ценой открыть как можно больше магазинов за короткий срок привела к тому, что магазины открывались в абсолютно неинтересных местах, с завышенной арендной платой.
В результате буквально с самого начала в «Пятерочке» только недолгий период была чистая прибыль – в момент покупки сети МКРТЧЯНОМ у Андрея ГОЛОВАСТИКОВА. После этого состоялась бессмысленная покупка убыточной «Десятки», а после «Пятерочка» ни разу не вышла на положительные показатели по прибыли. Это стратегические просчеты. В оперативном управлении тоже были промахи – непривлекательный ассортимент, грязные магазины, хронические задержки расчетов с поставщиками. С моей точки зрения, «Пятерочка» с сухим счетом проиграла конкурентную борьбу «Астору» и «Нашему магазину». При том, что вроде бы и стратегию они прописывали на пять лет вперед, и пиар в прессе был лощеный.
— Почему вы считаете, что «Пятерочка» работала в минус?
— По моим подсчетам, в 2008 году только расходы по банковским процентам занимали в обороте «Пятерочки» от 8 до 10%, на персонал расходы составляли более 12% от выручки. Я вообще удивляюсь, как с такими показателями федеральная сеть «Пятерочка» их рассматривала в качестве актива для покупки, скорее всего, она хотела спасти своего франчайзи. Непонятно, как банки кредитовали «Пятерочку» с ее показателями. Возможно, как-то подгонялась отчетность. Либо банки были так одурачены песнопением руководства «Пятерочки» о лидерстве в Омском регионе. Сейчас я могу признаться – в середине 2008 года акционеры «Нашего магазина» (во главе с Дмитрием ШАДРИНЫМ) вели переговоры с владельцами местной «Пятерочки» о приобретении активов. Но когда мы увидели финансовые показатели этой сети, то были в шоке. Мы поняли, что если мы приобретем этот актив, нам из 70 «Пятерочек» придется закрыть минимум 30. В тридцати этих магазинах выручка была около ста тысяч рублей в день и даже меньше. Это был катастрофически низкий оборот с квадратного метра. Самое страшное, что остальные эффективные участники рынка становились заложниками ошибок акционеров этой сети.
— Каким образом?
— Неэффективная «Пятерочка» задавала рынку искаженные экономические сигналы. Так, «Пятерочка» своими действиями взвинтила арендные ставки на объекты недвижимости. Что, наверное, повлияло и на рост стоимости коммерческой недвижимости. Как акционер «Нашего магазина» могу сказать, что мы всегда были эффективны, и нам было очень сложно конкурировать с идущей в минус «Пятерочкой». Мы не могли арендовать объекты по той цене, по которой брали они, потому что мы несли ответственность перед потребителем и перед нашими партнерами. Кроме этого, как дистрибьютор я выполнял свои обязательства перед производителями, и это не давало мне возможности остановить поставки в «Пятерочку» вплоть до 1 декабря 2008 года. Последние платежи пришли к нам в начале ноября, весь ноябрь деньги не поступали. Куда поступила выручка, полученная «Пятерочками» в ноябре – а по моим подсчетам это около 150 млн рублей, не ясно до сих пор.
— Как вы относитесь к инициативе закупочного союза создать новую торговую сеть на базе тех торговых объектов, в которых раньше работала «Пятерочка»?
— К Сергею ГАНЧАРУКУ как к духовному лидеру закупочного союза я отношусь положительно. Это искренний и честный человек. Если ему удастся воплотить в жизнь задуманную конструкцию, ему можно будет ставить памятник. Но как реалист я понимаю, что эта идея утопична. У поставщиков есть желание создать новую торговую сеть. Но цель создания сети немного, мягко говоря, странная – отбить долги «Пятерочки». К тому же в их действиях чувствуется недовольство поставщиков поведением сетевых игроков, и планы союза выглядят своеобразной местью ритейлерам. Я с этой точкой зрения абсолютно не согласен. Строить сеть на необходимости вернуть долги – значит повторять ситуацию с «Пятерочкой». К тому же я не верю, что «Килограмм» отдаст кому-то площади.
— Как, по вашему мнению, должна разрешиться ситуация с «Пятерочкой»?
— Либо Олег МКРТЧЯН как управляющий акционер сети должен признать свои стратегические ошибки, либо понести ответственность в правовом поле. Особенно внимательно нужно просматривать ситуацию с выводом активов – если они когда-то и куда-то выводились, должна быть дана правовая оценка этим действиям. Если активы не выводились, какой смысл столь упрямо МКРТЧЯНУ контролировать процесс банкротства трех управляющих компаний сети?
Мне непонятна нынешняя позиция акционеров «Пятерочки», наверное, стоит признать свои ошибки и, как минимум, покаяться. Чтобы мы получили хотя бы моральное удовлетворение. Что касается материального, то я, например, согласен даже на дисконт в 50%, чтобы только снять для себя этот вопрос. Я думаю, многие согласились бы решить вопрос долга с дисконтом. А разные конференции, собрания лишь замыливают взгляд на проблему. По большому счету поставщики вряд ли получат что-либо в итоге. Активов в компании после истории с «Акцией», после того, как банки забрали недвижимость, а лизинговые компании – торговое оборудование, не осталось. Можно уповать на совесть акционеров «Пятерочки», в первую очередь на совесть МКРТЧЯНА, потому как он был управляющим акционером. Было бы справедливо, если бы переговоры о долгах «Пятерочки» перешли в русло переговоров о долгах конкретного предпринимателя. Пусть это будут даже десятилетние обязательства. Возмущает то, что МКРТЧЯН продолжает заниматься предпринимательской деятельностью. Развивает сеть мини-рынков, не скрывая этого. Причем на площадях бывшей «Пятерочки». Да, де-юре эти рынки принадлежат банкам. Но даже от операционной деятельности он явно получает какой-то доход.
— Какой урок можно извлечь из ситуации с «Пятерочкой»?
— Опыт «Пятерочки» показал, что бизнес-сообщество должно дать оценку этой деятельности. Ведь есть начинающие предприниматели, которые могут начать копировать подобные схемы работы. В бизнесе любые неправильные идеи наказываются рублем, но с «Пятерочкой» этого не произошло – сеть акционеры банкротят под собственным контролем. Мы обсуждали эту тему в Союзе предпринимателей, была вынесена однозначная отрицательная оценка данным действиям. Сейчас нужно с отвращением относиться к тем, кто не рассчитывается по долгам. Многие предприниматели бросились в суды оспаривать свои же кредитные договоры. Я думаю, подобное нужно жестко пресекать. Эта модель поведения может привести к нарушению принципов ведения честного бизнеса, а пострадают порядочные предприниматели.