Все рубрики
В Омске среда, 25 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,8729    € 104,2310

По 6 миллионов рублей получат три омских предприятия

14 апреля 2010 14:15
0
1736

5 апреля стали известны результаты второго этапа программы СТАРТ-10. В номинации «Электроника, приборо-, машиностроение» победу отпраздновали ООО «СМС» с проектом «Супермодификатор сплавов» и ООО «Политех-Прибор» с разработкой «Прибор активного контроля». А в области биотехнологии, сельского хозяйства и пищевой промышленности лучшей признана работа НП ООО «Липосом» — «Приготовление косметических препаратов на основе биологически активных компонентов природной этиологии».
Деньги от фонда победители будут получать в течение 3 лет: каждый год — по 2 млн. Эти средства предприятия должны потратить на проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и внедрение новинки на рынок. Почему эксперты выбрали именно эти проекты (всего было подано 15 заявок), выяснял Максим ДУБОВСКИЙ.

Как закаляется сталь
Изобретение Гизара МИНИХАНОВА из ООО «СМС» выглядит как очень большие таблетки активированного угля, но свойства имеет просто потрясающие:
«Нами созданы специальные модифицирующие добавки. Вот эти «таблетки», каждая весит 20 граммов. Этого хватает, чтобы модифицировать 10 килограммов отлива. Вот эти «таблетки», которые я держу в руках, повышают морозостойкость стали на 20-30 %. Среднеупругие стали работают при температуре до -40 градусов, сплав, полученный с использованием нашего изобретения, без проблем выдерживает -60°С. И это без изменения химического состава отлива! Раньше для эксплуатации в холодных условиях использовались стали, легированные хромом, марганцем, молибденом, никелем и другими дорогостоящими металлами. Это сильно увеличивало стоимость заготовки. Для сравнения: цена нашего модификатора от 100 до 200 рублей за килограмм, его требуется всего 0,1-0,2% от веса расплава, а сталь типа 20ДФЛ содержит 0,2-0,4% феррованадия, цена которого составляет 1600-1800 рублей за килограмм. Что выгоднее – вполне очевидно. Если сравнивать легирующие и модифицирующие добавки, то последние выигрывают в цене в 6-8 раз. Во всем мире идут по пути легирования. Ввод дисперсных частиц тугоплавких соединений позволяет увеличить и коррозестойкость, что важно для нефтяников. В нашей нефти завышенное содержание сероводорода, обычные легированные стали не предназначены для такой среды, поэтому иногда используют нержавеющую сталь, а это расточительство.
— Из чего состоят ваши «таблетки»?
— Это нанопорошок и ферросплав. Над составом модифицирующих добавок мы работаем с конца 80-х годов. Начинали на литейной кафедре ОмГТУ под руководством Виктора СИБУРОВА, его уже нет с нами. И вот только сейчас завершили. Надеемся, наша продукция будет востребованной. На воплощение планов в жизнь как раз потребуется 6 млн рублей. Надеемся их получить (беседа с Гизатом Нигматьяновичем состоялась во время защиты проектов, участвующих в программе «СТАРТ», тогда еще не было известно, кто станет обладателями грантов).


СТАРТ УМНИКа
О приборе, который изобрел Александр ТИГНИБИДИН, «КВ» уже рассказывали (см. №48 за 2009 год). Аспирант в прошлом году победил в программе УМНИК (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия и получил грант в размере 200 тысяч рублей, а теперь аппарат ученого отмечен более престижной премией – «СТАРТ» в 30 раз большей. Александр рассказал, что изменилось в его проекте с момента нашей последней встречи:
— Наш аппарат называется «Прибор активного контроля». Сейчас в России около 32 000 машиностроительных предприятий, которые производят двигатели, турбины, машины, тракторы, различное оборудование. Практически все фабрики используют шлифовальные станки. Мой прибор контролирует геометрические параметры изделия при обработке на шлифовальном станке. Точность шлифовки на станке с использованием аппарата 1 микрометр. ПАК позволяет модернизировать устаревшую технику с минимальными затратами. Ведь современный станок с числовым программным управлением стоит несколько миллионов рублей. Немногие предприятия могут позволить себе такую роскошь. А цена моего аппарата — всего сто тысяч. Качество выпускаемой продукции на современном станке и на устаревшем с использованием моего изобретения, абсолютно одинаковое.
Над этой установкой я и мой научный руководитель доктор технических наук Владимир ЛЕУН работаем уже шесть лет. Постоянно что-то переделываем, добавляем. Я выявил 13 недостатков у аналогов моего прибора. Испытания лабораторной модели показали, что наш аппарат снижает количество брака на 90%.
Главное новшество заключается в том, что создана принципиально новая схема построения. При точности измерения до 1 микрометра наш прибор не повреждает поверхности детали. Заготовка измеряется непосредственно датчиком. Это повысило скорость измерения. Его плюсом, в отличие от существующих аналогов, также является и полная герметичность — он может функционировать в охлаждающей жидкости, при высоких температурах, в общем, в неблагоприятных условиях. К тому же в современных рыночных условиях более выгодно производить мелкие партии продуктов. Наш аппарат отвечает этому требованию — его можно быстро перенастроить на выпуск других деталей».



«Грязный» бизнес
Группа омских ученых из НП ООО «Липосом», которая решила изготавливать из сапропеля нанокосметику, видимо, без работы в ближайшее время не останется – только в Омской области предполагаемые запасы сапропеля – 1500 млн тонн.
Менеджер инновационного проекта Евгений ГРОСС рассказал «КВ», в чем, заключается ноу-хау нанокрема:
— Наше изобретение открывает новые горизонты в изготовлении косметики третьего поколения, так называемой трансэпидермальной. Наша разработка – аналог живой клетки, может применяться в разных направлениях косметологии: в омолаживании, очищении. Полезные частицы, которые содержатся в креме, настолько малы, что проходят сквозь кожу и действуют в глубоких слоях кожного покрова на протяжении длительного времени. Авторы проекта молодые ученые, кандидаты химических наук Екатерина ШУБЕНКОВА, Ольга АЗАРОВА, и я — руководитель проекта. Под изобретение мы создали ВУЗовское предприятие — общество с ограниченной ответственностью «Липосом» — 51% акций этой компании принадлежит нашей alma mater – ОмГТУ. Теперь непосредственно о преимуществах нашей косметики над аналогами. Мы в этом направлении, увы, не первые: разработки зарубежные фирмы ведут с 60-х годов. Но иностранные косметические нанопрепараты и средства, производимые в нашей стране, обладают рядом недостатков, которые мы устранили: во-первых, это импортное сырье, во-вторых, высокая стоимость продукции, в-третьих, нестабильность при хранении и, в-четвертых, энерго-, ресурсоемкие технологии. Мы подали заявку на полезную модель и получили три патента: «Липосомальная капсула с витамином Е». Принципиальное отличие от аналогов в структуре нанокапсулы: зарубежные состоят из оболочки и внутренней части. А у нас – капсула в капсуле, оболочка в оболочке, наружная часть – липидный слой, в нем можно растворять жирорастворимые витамины, а внутренняя часть представляет собой гидрофильную область, в ней можно растворять биологически активные добавки, экстракты растений и т.д. То есть наш препарат – это капельки масла, которые содержат капельки воды еще меньшего размера. Двойная эмульсия более стабильна, чем разработки конкурентов. На основе нашего препарата можно изготавливать увлажняющие, питательные, антисептические кремы и маски для лица и рук, а также средства для стимуляции роста волос. Мы предполагаем развивать косметическую линию. А в дальнейшем планируем наладить выпуск медицинских препаратов.
— Евгений, расскажите о коммерческой стороне вопроса, какие объемы планируете выпускать, какие прибыли планируете получить, сколько составит цена вашего крема?
— Продукция конкурентов стоит около шестисот рублей за баночку объемом 50 мл. Мы планируем продавать наш крем на 20-30% дешевле. Но «обвала» рынка допустить не хотим. Производство будет организованно на базе химических лабораторий ОмГТУ. Уже есть микроскопы, есть необходимое оборудование. В первый год планируем доработать технологию, исследовать рынок, понять, сколько требуется продукции. Даже если мы займем 1% рынка от доли рынка, этого будет достаточно для получения высоких прибылей. Конкретные цифры – коммерческая тайна, но в заявке мы сообщили, что планируем за первые три года выйти на объем в 16 млн рублей. Это по самым скромным подсчетам.
Почему эксперты выбрали именно эти проекты, неизвестно: от комментариев члены комиссии воздержались. Скорее всего, грантами отметили те разработки, которые можно внедрить в производство в ближайшее время.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.