Сразу же после громкого заявления на комиссии горадминистрации по защите трудовых прав заместителя начальника УНП УВД по Омской области Владимира ТЕРЕНТЬЕВА о том, что милиция никак не может найти бывшего директора Омскгидропривода Евгения ШИШКИНА, обозреватель «КВ» Лев АБАЛКИН нашел Евгения Владимировича сразу же и без всяких проблем и попросил его рассказать, чем он сегодня занимается и в каком сстоянии оставил завод Омскгидропривод.
— Евгений Владимирович, вы почему рабочим зарплату не платили вовремя?
— Зарплатные долги относятся к периоду, когда я на заводе уже не работал. А в общем, финансовые проблемы на Омскгидроприводе возникли после того, как, приступив в 2006 году к программе техперевооружения и сделав валютные займы в евро в Чешском экспортном банке, предприятие после начала кризиса столкнулось с падением объемов продаж и девальвацией рубля.
— Сколько занимали?
— По первому кредиту 2 188 тыс. евро, но до кризиса половина уже возвращена была. По второму траншу взяли 2 700 тыс. евро. Это все пошло на новые станки. Поэтому завод серьезно переоснастился и готов решать более масштабные задачи, тем более что рынок постепенно оживает. Кризис пережили очень мало предприятий нашего профиля. Сегодня Омскгидропривод очень успешно, на мой взгляд, конкурирует на конвейерах ведущих производителей сельхозтехники с западными поставщиками, и именно благодаря техперевооружению, которое позволило повысить качество продукции. Однако двукратное падение объемов все же не могло не сказаться. Объем 2009 года по отношению к объему 2008-го составил всего 47 %.
— В цифрах это сколько примерно будет?
— За 2009 год выручка была около 215 млн рублей.
— Кто покупает продукцию Омскгидропривода?
— Крупными потребителями являются компания «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону), Агромашхолдинг и входящие в него Красноярский комбайновый завод, Владимирский тракторный завод и Курганмашзавод (коммунальная техника). Группа ГАЗ – «Тверской экскаватор» и Челябинский завод имени Калющенко. Кроме того — Арзамасский завод коммунального машиностроения, Кемеровский опытный ремонтно-механический завод и многие другие. Омскгидропривод расширяет номенклатуру изделий и пытается диверсифицировать портфель выпускаемой продукции. На Минском тракторном заводе – а это гигант, выпускающий тракторов больше, чем все российские заводы вместе взятые, — проходит испытание омский насос-дозатор рулевого управления. Есть перспективы поставок на конвейер минского тракторного и его российские сборочные производства — Саранский завод и завод в Елабуге – это очень хорошие объемы и деньги.
— Но кто-то туда раньше поставлял же эти насосы?
— Сегодня рули поставляют для Минского тракторного все производители зарубежные: Danfoss, Iton, Boch- Rexroht, Lifam и т.д. Насосы-дозаторыиз постсоветского пространства для Минска никто не поставляет. Мы первые, кто этим занимается. Недавно Белоруссия приняла у себя программу локализации выпуска компонентов гидравлики, и достаточно мощному Борисовскому заводу, который производит гидроусилители для ГАЗа (он раза в четыре больше, чем Омскгидропривод), поручено освоить выпуск насос-дозатора. И Минский тракторный рекомендовал Борисовскому заводу скооперироваться с Омскгидроприводом, как максимально соответствующим по уровню качества продукции. Борисовцы были в Омске на заводе, переговоры пока вялые ведутся, но заинтересованность в кооперации, похоже, у них есть. Есть даже некоторые перспективыпо созданию нашего сборочного производства в Белоруссии, потому-то там внутри страны есть определенные льготы, но это, опять-таки, предмет переговоров.
— А каково соотношение цен между вашей продукции и зарубежной?
— По насос-дозаторам цены практически сопоставимы. Мы можем продавать по 95 евро, они продают за 100-115. Разница несущественна.
— А какой тогда смысл менять зарубежные поставки на омские?
— Быть зависимым от одного поставщика всегда очень чревато, потому что каким бы надежным он ни выглядел сегодня, что может произойти с ним завтра, никто не знает. Как правило, все крупные производители техники свой объем закупок диверсифицируют и квоты создают, кому-то отдают 30%, кому-то 20%. Ну, представьте, например, что был поставщик из Греции, все поставлял и вполне устраивал, но сегодня в Греции кризис, что с ним произойдет никто гарантии и не даст. Если быть завязанным только на одного, существуют риски, что в один прекрасный момент останешься без комплектации. Вторая стратегическая перспектива для Омскгидропривода — это цилиндр для КАМАЗа. Автомобилестроение — новая отрасль для омского завода. Сейчас в техцентре КаМАЗа на испытании два цилиндра, которые мы сделали для испытаний. Камазовский конвейер вполне может компенсировать потерянные в 2009 году объемы. Я когда приходил в 2005 году на Омскгидропривод, там работало 950 человек и объемы были более чем скромные, сейчас на заводе около 500 человек, а объемы выпускают большие, чем раньше. Программа техперевооружения позволила не только модернизировать станочный парк и улучшить качество, но и сократить производственные площади. Мы в прошлом году, сконцентрировавшись в двух корпусах, вывели 10 тысяч квадратных метров из производственной деятельности. Тем самым существенно сократили затраты по содержанию этих корпусов на отопление и т.д. Так что из кризиса завод выходит совершенно с другим потенциалом,нежели входил в него.
— То есть обсуждаемые на комиссии в администрации города вопросы о зарплате и налогах будут решены?
— Завод с учетом оптимизации и техперевооружения, которые были проведены, обладает серьезным потенциалом и мощностями. Не воспользоваться ими — это просто преступление.
— Почему вы ушли из Омскгидропривода?
— Компания, в которой я сейчас работаю, и Омскгидропривод находятся в одном холдинге. Акционеры предложили возглавить новое направление, которое возникло в связи с выходом в ноябре прошлого года 261 федерального закона по энергоэффективности. В принципе для меня это был своего рода вызов, потому что я раньше в основном работал на промышленных предприятиях, связанных с машиностроением, но тем не менее для жизненного драйва хочется попробовать новую тему и реализоваться еще в чем-то. С 12 апреля я генеральный директор ООО «Центр энергоэффективности и ресурсосбережения».
— Кто учредитель?
— Все сто процентов принадлежат компании «Основа холдинг». Но есть и иная перспектива. Минэнерго планирует создать сеть центров энергоэффективности по стране, которые будут проводником линии, предписываемой ФЗ 261. Мы сегодня боремся за то, чтобы наш центр стал именно такой структурой на территории Сибирского федерального округа. Мы уже подбираем людей, которые должны возглавить филиалы на территориях сибирских субъектов Федерации, и в мае приступим к созданию филиальной сети в 8 – 10 городах Сибири.
— То есть предполагается реорганизоваться во ФГУП?
— Все будет зависеть от дальнейшего развития ситуации, но скорее всего это будет ФГУ – Федеральное государственное учреждение, либо смешанная форма собственности в рамках частно-государственного партнерства.
— Что представляет собой центр сегодня?
— Пока он в зачаточном виде.
— Но это ООО существует уже года два.
— Так как законодательной базы в сфере энергоэффективности еще не существовало, предприятие раньше концентрировалось на другом направлении, связанном с кадастровыми вопросами, оформлением земельных участков.
— Под объектами энергетики?
— Не только. Консультации, реальные работы, оформление прав. Весь комплекс работ. Но в ближайшее время на первый план выходит работа по реализации энергоэффективных технологий.
— На ближайшие месяцы уже есть какие-то планы?
— Трансформация центра в энергосервисную компанию (ЭСКО). Энергосервисные договоры позволят заказчикам реализовывать энергоэффективные мероприятия без вложения собственных средств на первоначальном этапе. А окупаемость обеспечится экономией, которая возникает вследствие реализации этих мероприятий. Есть уже реальный пример, правда, не наш: Омская энергосбытовая компания реализовала на БСМП проект по установке тепловых счетчиков и автоматики. Сокращение энергопотребления от предыдущих договорных объемов произошло в два раза. Окупаемость проекта составила три месяца.
— Кто покупал эти счетчики и автоматику?
— Организация-заказчик, условно скажем, платила миллион рублей в месяц. Стала платить 500 тысяч в месяц. Энергосервисная компания за свой счет закупает аппаратуру, устанавливает ее, закладывает оговоренную норму прибыли, а потом возмещает свои расходы из сэкономленных затрат. Эта же организация-заказчик несколько месяцев продолжает платить этот миллион или даже тысяч 800 в месяц, но все что сверх 500 тысяч идет на оплату работ ЭСКО. Так что на первоначальном этапе заказчик не вкладывает ни рубля, все оплачивает из фактически полученной экономии. Сегодня мы ведем переговоры с рядом сельских районов по реализации на территории области мероприятий по энергоэффективности. Правда, пока эти мероприятия сводятся к установке счетчиков и автоматики. В дальнейшем речь должна идти уже о комплексе работ по утеплению фасадов, установки стеклопакетов, модернизации системы отопления, внутренней разводки. Потому что схемы, которые реализуются сегодня, не самые оптимальные и не позволяют существенно экономить.
— Если так, то и за счет экономии ресурсов трудно будет возместить затраты, а значит, те же счетчики должны быть кем-то закуплены?
— По статистике установка счетчиков на тепло сразу дает процентов 20 – 30 экономии. Это разница между расчетными нагрузками, по которым заказчик платил до того, и по тем нагрузкам, которые заказчик будет оплачивать уже по счетчику.
— Сегодня счетчики по теплу, наверное, на многих объектах стоят?
— Вы ошибаетесь. По электроэнергии – да, стоят, по теплу – нет. 26 апреля правительство Омской области принялоплан по реализации 261-ФЗ в регионе. При этом первый зампред правительства Валерий БОЙКО прокомментировал, что установка счетчиков — это вещь затратная, Там было озвучено, что 123 млн рублей необходимо области на такое оприборивание.
— Это, наверное, без города Омска.
— Скорее всего.
— Но пока таких договоров у вас еще нет?
— Чтобы заключить договор, нужно выиграть тендер. А тендер еще никто не проводил, потому что вопросами энергоэффективности еще никто толком не занимался. Надеюсь, 261 закон и определенные действия со стороны федеральных и региональных властей подтолкнут руководителей на местах начать заниматься этим процессом и проводить тендеры. А в них уже будем участвовать и мы, и другие компании появятся, потому что рынок очень широкий. Работы хватит всем.
— Несколько месяцев назад в минэкономике Омской области был круглый стол, на котором и вы выступали. Там был разговор о программах «Энергоэффективная школа», «Энергоэффективная больница». Что это такое?
— Эту программу планирует осуществить МРСК Сибири. Сегодня идет стадия согласования с органами власти объектов на местах, на которых будут реализованы данные проекты, ну а уже после будут определены источники финансирования и начнется реализация. Но мы не суживаем свои границы для работы только с МРСК Сибири, у нас есть виды и на ЖКХ, и на бюджетную сферу, где мы будем обязательно работать. 261 закон предусматривает установку счетчиков по всем видам ресурсов – по электроэнергии, теплу, газу, воде… По оценке Минрегионразвития, для того чтобы в масштабе страны эту работу сделать, нужно 250 млрд рублей. Найти в бюджете такие деньги, наверное, очень сложно. Поэтому без бизнес-структур это сделать невозможно. Здесь как раз должны будут сработать энергосервисные договоры.