Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Как депутат сам себе баржи продавал. С хорошим "наваром"

6 октября 2010 14:00
0
1411

Коррупция наша многолика. Это не только мелкое мздоимство, когда за устройство ребенка в детсад надо что-то приплатить куда следует, не только прямое вымогательство, когда решение серьезного вопроса ставит прямую зависимость от размера взятки конкретному чиновнику, это еще и когда человек имеет возможность сидеть в двух креслах и одной своей рукой мыть другую.
Коммерсант и чиновник в одном флаконе
Новосибирский отдел Западно-Сибирского СУ на транспорте при Следственном комитете прокуратуры возбудил уголовное дело по факту продажи ФГУ «Обь-Иртышводпуть» семи судов Омского речного порта. По этому делу уже проводилось расследование, но почему-то зашло в тупик, хотя, казалось бы, вопрос выеденного яйца не стоит. Для кого-то, правда, стоит, и ни много ни мало четыре миллиона.
Не один год шла борьба антимонопольщиков с руководителем Обь-Иртышского бассейнового управления водных путей и судоходства (ФГУ «Обь-Иртышводпуть») Сергеем ОВЧИННИКОВЫМ, который, заняв эту государственную должность, ни в какую не хотел расставаться с прежней, сугубо коммерческой — главы ОАО «Омский речной порт». Реальным ее результатом стало лишь то, что ОВЧИННИКОВ покинул пост генерального директора порта, передав его главному инженеру Обь-Иртышского бассейнового управления Олегу ЖУЛИНУ, но остался председателем совета директоров ОАО «Омский речной порт» и его крупнейшим акционером. То есть продолжает рулить и предприятием, и госучреждением, от которого деятельность, а стало быть, и благосостояние этого предприятия во многом зависят.
Зависит от такого слияния должностей и благосостояние самого господина ОВЧИННИКОВА. Мы не располагаем данными на сегодняшний день, но в середине этого десятилетия ему лично принадлежали 36,38% акций порта, еще 6,64% акций владела его супруга Наталья и 3,26% — дочь Анна. Эти пакеты акций принесли семье ОВЧИННИКОВЫХ в виде дивидендов за 2005 год миллион рублей, а за 2006 год — два миллиона.

Приплыли в порт четыре миллиона
Но прибыль, с которой начисляются дивиденды, надо еще заработать. Для этого Сергей ОВЧИННИКОВ шел на странные операции, весьма смахивающие на спекулятивные. Осенью 2006 года руководитель Сургутского района водных путей и судоходства ЧИЖОВ сообщил своему начальнику Овчинникову, что сургутский «Запсибэлектросетьстрой» продает восемь единиц флота и очень даже недорого. В ноябре Овчинников встретился с гендиректором предприятия и договорился о сделке, предупредив, что покупателем в ней будет выступать Омский речной порт. 21 декабря 2006 года сделка состоялась.
Согласно договору купли-продажи Омский речной порт приобрел у «Запсибэлектросетьстроя» три буксира, три несамоходных сухогруза (проще говоря, баржи) и два плавучих крана, уплатив за все это добро 4 миллиона 112 тысяч 500 рублей. Товар, надо сказать, был отнюдь не первой свежести — 1975-1990 годов выпуска, но это уже, как говорится, вопрос непротивления сторон: нужен порту 30 лет отходивший по реке буксир — кто ж ему купить его не дает? Тем более что строителям электросетей флот этот был вовсе ни к чему, и они весьма обрадовались, выручив за него четыре с лишним «лимона».
Но, как выяснилось, и речному порту столь удачно прикупленные буксиры, баржи и краны оказались на дух ненужными. Уже через два с половиной месяца, 5 марта 2007 года, гендиректор порта Олег ЖУЛИН продает три буксира, три баржи и плавучий кран (судьба еще одного крана нам неизвестна) Обь-Иртышскому бассейновому управлению в лице его руководителя Сергея Овчинникова. Но, заметьте, за сумму вдвое большую — 8,2 миллиона рублей. И это без одного плавучего крана, который согласно приложению к государственному контракту стоит 2 миллиона 820 тысяч. То есть за пару месяцев
имущество, перейдя через посредника из коммерческой структуры в государственную, подорожало с 4 до 11 миллионов, лучше и новее от этого, естественно, не став.
При этом, по мнению специалистов, приобретенные буксиры проекта 1606 «Костромич» для эксплуатации на Иртыше и Оби мало пригодны — они проектировались для паромных переправ и внутрипортовых маневров и к многодневным переходам не приспособлены. По словам бывшего начальника службы пути ОИБУВПиС Лау-ка, такие суда продаются за 600-700 тысяч рублей (ОВЧИННИКОВ приобрел буксиры для управления по 1,3 миллиона каждый), но их никто не покупает ввиду устаревшей конструкции и крайней неэкономичности.
Между тем Сергей ОВЧИННИКОВ поясняет покупку тем, что «большой проблемой ФГУ «Обь-Иртышводпуть» является высокая степень износа основных фондов. Средства из федерального бюджета на развитие предприятия не выделяются, поэтому ожидать обновления путейского и технического флота в ближайшее десятилетие не представляется возможным». Но, во-первых, неясно, каким образом буксиры, отслужившие 20-30 лет, могут улучшить «степень износа основных фондов», а во-вторых, в 2006 году, например, по официальным данным, ФГУ получило из федерального бюджета более 300 миллионов рублей, и эта сумма как-то не согласуется со словами ОВЧИННИКОВА о безденежье.
Исходя из простого математического подсчета, получается, что ОАО «Омский речной порт» заработало на этой сделке четыре миллиона с «хвостиком» плюс плавучий кран в довесок. Этот доход должен быть отражен в балансовой прибыли предприятия, и часть его вполне может быть распределена между акционерами при решении о выплате дивидендов. Но основным акционером порта является, напомним, не кто иной, как сам господин ОВЧИННИКОВ. Ему вкупе с женой и дочерью принадлежит почти половина акций порта и, если «навар» со сделки разложить пропорционально этому пакету, получится сумма в 1 миллион 892 тысячи рублей. Вовсе не утверждаем, что Сергей ОВЧИННИКОВ получил эти деньги в виде дивидендов, но вопрос, как говорится, интересный.
За полтора «лимона» глава ФГУ стал агентом
А вот то, что ОВЧИННИКОВ умудрился помимо дивидендов хорошо заработать на продаже судов, по сути, самому себе, утверждать можно. В феврале 2006 года порт в лице его гендиректора ЖУЛИНА О.Н. заключил двухлетнее агентское соглашение с гражданином Овчинниковым С.А., предоставляющее последнему «исключительное право подыскивать на территории Обь-Иртышского и Западно-Сибирского водных бассейнов продавцов имущества и представительствовать при его продаже». За эту услугу агенту ОВЧИННИКОВУ предусматривалось комиссионное вознаграждение в сумме полтора миллиона рублей. Своим правом, как видим, Сергей ОВЧИННИКОВ не замедлил воспользоваться. Имущество подыскал, за что получил положенную премию с вычетом подоходного налога. Причем в платежной ведомости (редакция располагает ее копией) за начальника порта (на тот момент формально им был ЖУЛИН), по чьему указанию начислялись деньги, и за их получателя расписался один и тот же человек — С.А.ОВЧИННИКОВ.
Как имущество, купленное за четыре миллиона, оказалось перепроданным госучреждению за восемь, два года назад заинтересовался Следственный отдел при Западно-Сибирском УВД на транспорте. Предварительное следствие усмотрело в действиях ОВЧИННИКОВА признаки «использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы», что является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным статьей 285 УК РФ. Однако следственные действия тогда ни к какому результату не привели. Возможно, сыграло свою роль то, что Сергей ОВЧИННИКОВ является депутатом Омского городского совета. Сейчас дело вновь всплыло, но уже по другой статье УК — 286-й (превышение должностных полномочий) и, как ни странно, в отношении «неустановленного должностного лица ФГУ «Обь-Иртышводпуть». Впрочем, установить это лицо, как представляется, больших затруднений от следователей не потребует.

Игорь СПИРИДОНОВ

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.