Коррупция наша многолика. Это не только мелкое мздоимство, когда за устройство ребенка в детсад надо что-то приплатить куда следует, не только прямое вымогательство, когда решение серьезного вопроса ставит прямую зависимость от размера взятки конкретному чиновнику, это еще и когда человек имеет возможность сидеть в двух креслах и одной своей рукой мыть другую.
Коммерсант и чиновник в одном флаконе
Новосибирский отдел Западно-Сибирского СУ на транспорте при Следственном комитете прокуратуры возбудил уголовное дело по факту продажи ФГУ «Обь-Иртышводпуть» семи судов Омского речного порта. По этому делу уже проводилось расследование, но почему-то зашло в тупик, хотя, казалось бы, вопрос выеденного яйца не стоит. Для кого-то, правда, стоит, и ни много ни мало четыре миллиона.
Не один год шла борьба антимонопольщиков с руководителем Обь-Иртышского бассейнового управления водных путей и судоходства (ФГУ «Обь-Иртышводпуть») Сергеем ОВЧИННИКОВЫМ, который, заняв эту государственную должность, ни в какую не хотел расставаться с прежней, сугубо коммерческой — главы ОАО «Омский речной порт». Реальным ее результатом стало лишь то, что ОВЧИННИКОВ покинул пост генерального директора порта, передав его главному инженеру Обь-Иртышского бассейнового управления Олегу ЖУЛИНУ, но остался председателем совета директоров ОАО «Омский речной порт» и его крупнейшим акционером. То есть продолжает рулить и предприятием, и госучреждением, от которого деятельность, а стало быть, и благосостояние этого предприятия во многом зависят.
Зависит от такого слияния должностей и благосостояние самого господина ОВЧИННИКОВА. Мы не располагаем данными на сегодняшний день, но в середине этого десятилетия ему лично принадлежали 36,38% акций порта, еще 6,64% акций владела его супруга Наталья и 3,26% — дочь Анна. Эти пакеты акций принесли семье ОВЧИННИКОВЫХ в виде дивидендов за 2005 год миллион рублей, а за 2006 год — два миллиона.
Приплыли в порт четыре миллиона
Но прибыль, с которой начисляются дивиденды, надо еще заработать. Для этого Сергей ОВЧИННИКОВ шел на странные операции, весьма смахивающие на спекулятивные. Осенью 2006 года руководитель Сургутского района водных путей и судоходства ЧИЖОВ сообщил своему начальнику Овчинникову, что сургутский «Запсибэлектросетьстрой» продает восемь единиц флота и очень даже недорого. В ноябре Овчинников встретился с гендиректором предприятия и договорился о сделке, предупредив, что покупателем в ней будет выступать Омский речной порт. 21 декабря 2006 года сделка состоялась.
Согласно договору купли-продажи Омский речной порт приобрел у «Запсибэлектросетьстроя» три буксира, три несамоходных сухогруза (проще говоря, баржи) и два плавучих крана, уплатив за все это добро 4 миллиона 112 тысяч 500 рублей. Товар, надо сказать, был отнюдь не первой свежести — 1975-1990 годов выпуска, но это уже, как говорится, вопрос непротивления сторон: нужен порту 30 лет отходивший по реке буксир — кто ж ему купить его не дает? Тем более что строителям электросетей флот этот был вовсе ни к чему, и они весьма обрадовались, выручив за него четыре с лишним «лимона».
Но, как выяснилось, и речному порту столь удачно прикупленные буксиры, баржи и краны оказались на дух ненужными. Уже через два с половиной месяца, 5 марта 2007 года, гендиректор порта Олег ЖУЛИН продает три буксира, три баржи и плавучий кран (судьба еще одного крана нам неизвестна) Обь-Иртышскому бассейновому управлению в лице его руководителя Сергея Овчинникова. Но, заметьте, за сумму вдвое большую — 8,2 миллиона рублей. И это без одного плавучего крана, который согласно приложению к государственному контракту стоит 2 миллиона 820 тысяч. То есть за пару месяцев
имущество, перейдя через посредника из коммерческой структуры в государственную, подорожало с 4 до 11 миллионов, лучше и новее от этого, естественно, не став.
При этом, по мнению специалистов, приобретенные буксиры проекта 1606 «Костромич» для эксплуатации на Иртыше и Оби мало пригодны — они проектировались для паромных переправ и внутрипортовых маневров и к многодневным переходам не приспособлены. По словам бывшего начальника службы пути ОИБУВПиС Лау-ка, такие суда продаются за 600-700 тысяч рублей (ОВЧИННИКОВ приобрел буксиры для управления по 1,3 миллиона каждый), но их никто не покупает ввиду устаревшей конструкции и крайней неэкономичности.
Между тем Сергей ОВЧИННИКОВ поясняет покупку тем, что «большой проблемой ФГУ «Обь-Иртышводпуть» является высокая степень износа основных фондов. Средства из федерального бюджета на развитие предприятия не выделяются, поэтому ожидать обновления путейского и технического флота в ближайшее десятилетие не представляется возможным». Но, во-первых, неясно, каким образом буксиры, отслужившие 20-30 лет, могут улучшить «степень износа основных фондов», а во-вторых, в 2006 году, например, по официальным данным, ФГУ получило из федерального бюджета более 300 миллионов рублей, и эта сумма как-то не согласуется со словами ОВЧИННИКОВА о безденежье.
Исходя из простого математического подсчета, получается, что ОАО «Омский речной порт» заработало на этой сделке четыре миллиона с «хвостиком» плюс плавучий кран в довесок. Этот доход должен быть отражен в балансовой прибыли предприятия, и часть его вполне может быть распределена между акционерами при решении о выплате дивидендов. Но основным акционером порта является, напомним, не кто иной, как сам господин ОВЧИННИКОВ. Ему вкупе с женой и дочерью принадлежит почти половина акций порта и, если «навар» со сделки разложить пропорционально этому пакету, получится сумма в 1 миллион 892 тысячи рублей. Вовсе не утверждаем, что Сергей ОВЧИННИКОВ получил эти деньги в виде дивидендов, но вопрос, как говорится, интересный.
За полтора «лимона» глава ФГУ стал агентом
А вот то, что ОВЧИННИКОВ умудрился помимо дивидендов хорошо заработать на продаже судов, по сути, самому себе, утверждать можно. В феврале 2006 года порт в лице его гендиректора ЖУЛИНА О.Н. заключил двухлетнее агентское соглашение с гражданином Овчинниковым С.А., предоставляющее последнему «исключительное право подыскивать на территории Обь-Иртышского и Западно-Сибирского водных бассейнов продавцов имущества и представительствовать при его продаже». За эту услугу агенту ОВЧИННИКОВУ предусматривалось комиссионное вознаграждение в сумме полтора миллиона рублей. Своим правом, как видим, Сергей ОВЧИННИКОВ не замедлил воспользоваться. Имущество подыскал, за что получил положенную премию с вычетом подоходного налога. Причем в платежной ведомости (редакция располагает ее копией) за начальника порта (на тот момент формально им был ЖУЛИН), по чьему указанию начислялись деньги, и за их получателя расписался один и тот же человек — С.А.ОВЧИННИКОВ.
Как имущество, купленное за четыре миллиона, оказалось перепроданным госучреждению за восемь, два года назад заинтересовался Следственный отдел при Западно-Сибирском УВД на транспорте. Предварительное следствие усмотрело в действиях ОВЧИННИКОВА признаки «использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы», что является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным статьей 285 УК РФ. Однако следственные действия тогда ни к какому результату не привели. Возможно, сыграло свою роль то, что Сергей ОВЧИННИКОВ является депутатом Омского городского совета. Сейчас дело вновь всплыло, но уже по другой статье УК — 286-й (превышение должностных полномочий) и, как ни странно, в отношении «неустановленного должностного лица ФГУ «Обь-Иртышводпуть». Впрочем, установить это лицо, как представляется, больших затруднений от следователей не потребует.
Игорь СПИРИДОНОВ