Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Александр ЕРЕМЕНКО, аспирант СибАДИ: «Я занимаюсь исследованиями более четырех лет, но мне до сих пор не скучно»

9 февраля 2011 16:33
0
3790

Ежегодно количество преступлений в сфере высоких технологий увеличивается. В 2009 году было зарегистрировано 5,5 тысячи киберпреступлений, а за 9 месяцев 2010 – около 7,5 тысячи. Об этом заявил в своем докладе начальник Бюро специальных технических мероприятий (одно из подразделений управления «К») МВД РФ Борис МИРОШНИКОВ. По словам МИРОШНИКОВА, среди противоправных действий в сети Интернет лидирует взлом компьютерных систем с целью доступа к информации. Аспирант кафедры информационной безопасности СибАДИ Александр ЕРЕМЕНКО знает, как защитить персональные сведения: он работает над созданием технологии сокрытия информации в медиафайлах с шифрованием на основе динамических характеристик рукописных паролей. О том, что это за технология, как она работает и можно ли ее обмануть, ученый рассказал корреспонденту «КВ» Максиму ДУБОВСКОМУ.

— Александр, что вы изобрели и как ваше изобретение работает?
— У нас возникла идея повысить защищенность информационных ресурсов и информации вообще. В последнее время стали очень популярны так называемые облачные сервисы, используя их, человек может работать с информацией через окно браузера: создавать, сохранять и редактировать документы он-лайн. В качестве примера «облачного сервиса» можно привести почту gmail. Часто люди забывают, что информация после попадания в «облако» становится неконтролируемой: документы хранятся там годами, даже если их удалить. Известны случаи, когда в результате ошибок программного обеспечения компании Google, создателя gmail, почта и документы пользователей становились доступны посторонним лицам. Если эти документы содержат конфиденциальную информацию или сведения, которые являются коммерческой тайной, кто-то может ими воспользоваться. Мы предлагаем технологию, которая объединит в себе методы криптографии (науки, изучающей методы обеспечения конфиденциальности и аутентичности информации), биометрии (распознавание людей по поведенческим или физическим чертам) и стеганографии (наука о скрытой передаче информации путем сохранения в тайне самого факта передачи. — Прим. «КВ»). Способы комбинирования были известны и ранее, например, использовались криптография и стеганография. Мы предлагаем добавить и биометрические характеристики.

— Какие?
— Мы хотим использовать динамические характеристики письма: при воспроизведении пароля оценивается скорость написания, давление на графический планшет, угол наклона. Эти характеристики используются при создании ключей, которыми будет шифроваться информация. Мы предлагаем создавать и генерировать эти ключи только в момент проведения криптографических операций – допустим, пользователь расписался на планшете, создались ключи, после этого информация зашифровывается и помещается в стегаконтейнер, например в картинку или аудиофайл, и передается другому пользователю. Даже если злоумышленник получит доступ к этим документам, он не будет знать, что скрытая информация вообще существует, даже если он сможет ее извлечь, она будет зашифрована личным ключом пользователя, который связан с его биометрическими характеристиками.

— То есть взломать не получится?
— Защищенность возрастает в несколько раз. Чтобы получить доступ к информации, скрытой таким образом, придется выкрасть биометрические характеристики пользователя.

— А скорость письма и угол наклона у всех разные?
— Да, конечно. Нами создана система идентификации личности по динамике написания паролей. Сейчас мы выделили новое направление – создание ключей на основе этой информации. Еще одно применение, которое я вижу для нашего изобретения – создание электронной цифровой подписи: можно создать такое приложение, в котором будет подписываться электронный документ, причем привычным способом, и защитить его от несанкционированных исправлений.

— Эти работы ведутся только СибАДИ?
— Конкуренты есть как в России, так и за рубежом. Но они занимаются идентификацией личности, создавать же криптографические ключи по динамике подписи пока никто не пытался. По крайней мере патентный поиск таких организаций не выявил.

— Патентный поиск проведен, а свидетельство о регистрации уже выдано?
— Еще нет, мы смотрели, есть ли аналогии в этой области. По другим направлениям, например отпечаткам пальцев, такие патенты есть, в нашем еще никто ничего не открыл. Вот мы и решили работать в этой области, тем более что есть уже наработки по идентификации, определены параметры, которые наиболее информативно описывают динамику подписи.

— Александр, не так давно разгорелся скандал, спровоцированный Wikileaks. Документы, конечно, были добыты без помощи взлома. Но как вы считаете, нужно ли сегодня защищать информацию?
— Безусловно нужно, если у вас нет желания, чтобы документы стали достоянием общественности. АССАНЖ, скорее всего использовал методы социальной инженерии: подкуп, личные связи и другие способы получения информации. Необходимо постоянно повышать уровень защиты, потому что регулярно появляются новые способы взлома, повышаются производительные мощности компьютеров.

— Ваш метод может дать 100%-ю гарантию защиты информации?
— 100% гарантии никто не даст.

— Сколько в процентном отношении составляет надежность вашего метода — 99, 98 %?
— Мы не производили расчетов в процентном отношении. Могу сказать лишь, что по сравнению с обычными методами надежность нашего выше на порядок. Допустим, мы получили криптографические ключи, нам их нужно где-то сохранить. На практике перед администратором или пользователем встает дилемма: хранить ключи в открытом доступе и зашифровывать их паролем или хранить на защищенных носителях. Отсюда вытекает еще одна: легкий пароль несложно взломать, если пароль трудный, его нелегко запомнить. Мы же предлагаем не хранить ключи, а генерировать их в тот момент, когда это нужно пользователю.

— На какой стадии сейчас находятся работы по созданию этой системы?
— Сейчас мы ведем обзор методов, с помощью которых можно получать постоянные ключи из биометрических характеристик человека.

— А если человек долгое время не заходил на какой-нибудь почтовый сервер, у него не возникнет проблем с идентификацией?
— Динамика подписи со временем может изменяться, более того, она зависит от психофизиологического состояния человека, поэтому нужно еще провести некоторые исследования. Думаю, в дальнейшем мы эти трудности разрешим.

— Как вы считаете, люди будут заинтересованы в том, чтобы купить вашу разработку?
— Безусловно, эта технология представляется очень перспективной.

— За сколько продавать будете, еще не думали?
— Это вопрос будущего, все будет зависеть от конечных испытаний, от реакции общественности. Мне кажется, что спрос будет большим.

— Разве общественность может плохо встретить такую систему?
— Все зависит от реализации: будет ли работа с этой системой удобной для людей. Также не менее важный момент — получит ли графическое оборудование широкое распространение: сейчас для введения графической информации в память компьютера используются планшеты, в ближайшее время их заменят сенсорные экраны. Если стоимость оборудования снизится, наша технология будет востребованной. Ведь для использования нашей системы безопасности компаниям придется покупать дополнительное оборудование, а графический планшет, который измеряет угол наклона пера, стоит около 15 тысяч рублей. Если же широкое распространение получатсенсорные мониторы и их цена будет приемлемой, думаю, наша программа будет пользоваться спросом.

— В одной телепередаче ведущие пытались обмануть сканер отпечатков пальцев. Для них это особого труда не составило. С вашей системой такого не произойдет?
— У нас на кафедре такие работы тоже велись. Студент с помощью муляжа пальца смог обмануть сканер. Говорят, что сейчас появились такие сканеры, которые измеряют температуру, влажность и пульсацию. Наверное, можно обойти и такой сканер. Воспроизвести же динамику подписи практически невозможно.

— А что если хакер неоднократно наблюдал за тем, как человек пишет?
— Ну и что, динамику он не сможет воспроизвести. Скорость письма, давление, угол наклона пера воспроизвести в совокупности практически невозможно.

— Сколько времени вам понадобится, чтобы закончить работу над своим проектом?
— Вообще программа У.М.Н.И.К. подразумевает финансирование в течение двух лет. Я думаю, за год мы сможем создать прототип системы. Второй год можно посвятить испытаниям, доработке, если будут выявлены какие-нибудь недостатки.
Это очень интересная тема. Я занимаюсь исследованиями в этой области более четырех лет, но мне до сих пор не скучно. В дальнейшем мы планируем совершенствовать нашу систему, находить какие-то новые варианты. Ведь совершенству нет предела.

— Денег, которые выделяет Фонд, хватит для того, чтобы завершить работу над проектом?
— Если бы пришлось покупать оборудование, этих денег могло бы не хватить, но в рамках других проектов уже куплена необходимая техника. С этим проблем не должно возникнуть. В дальнейшем мы планируем совершенствовать нашу систему, находить какие-то новые варианты. Ведь совершенству нет предела.

— Ходят слухи, что спецслужбы отслеживают переписку граждан. В вашей системе безопасности для них лазейки не предусмотрены?
— Я считаю, что разработчики не должны так делать. Если оставлять в таких системах лазейки для правоохранительных органов, их рано или поздно найдут злоумышленники. Необходимо быть честными с покупателями нашей системы.

Биография
Александр Валериевич родился 10 августа 1984 года в Омске. В 2001 окончил школу с серебряной медалью и поступил в Сибирскую государственную автомобильно-дорожную академию на факультет «Информационные системы в управлении». В 2006 году окончил вуз и поступил в аспирантуру. В настоящее время готовится к защите кандидатской диссертации на тему «Повышение надежности идентификации пользователей ПЭВМ по динамике написания паролей».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.