В пресс-центре «КП» состоялась встреча представителей омского страхового рынка с журналистами. На ней присутствовали: председатель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь ПУШКАРЬ, директор омского филиала ООО СК «Цюрих. Ритейл» Александр КИРЕЕВ, директор омского филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» Александр КУЗНЕЦОВ, замдиректора омского филиала ООО «Страховая группа «АСКО» Александр ГЛАССОН, директор омского филиала ООО «Согласие» Владимир ПЛАТОНОВ и другие.
— Действительно ли ОСАГО убыточно для страховщиков и нужно ли в связи с этим повышать тарифы?
Игорь ПУШКАРЬ. Массовое количество жалоб на страховщиков начало поступать к нам в организацию с июля 2008 года. В 2009 году оно увеличилось на 240%. Аналогичная картина и по России. Подавляющее количество жалоб связано с реализацией закона об ОСАГО — с недоплатой страхового возмещения, с его задержкой и незаконным отказом в его выплате. Большинство таких дел в судебном порядке решаются в пользу потерпевших, споров там нет, так как страховщики сами знают о своей неправоте. По мнению страховщиков, тарифы по ОСАГО сегодня не соответствуют реальности — стоимость запчастей и ремонтных работ увеличилась.
Александр ГЛАССОН. Закон об ОСАГО вступил в силу 8 лет назад. Когда говорили об убыточности, то отмечали, что ОСАГО в портфеле страховщика не должно превышать 30%, чтобы не было убыточности, остальное должны занимать добровольные виды — именно так и работают все страховщики в Европе. А что у нас происходит? В Омске около 100 компаний, среди них есть филиалы федеральных, у которых ОСАГО 70% в портфеле занимает — то есть нечем покрывать убытки, потому у них и идут задержки, отказы. Отсюда вопрос: почему ФССН, когда выдавала таким фирмам лицензию по ОСАГО, не отслеживала эти моменты? Страхователям тоже надо знать, что не стоит покупать полисы ОСАГО где-то с рук, выписанные на коленке, неизвестно какой компании. Нужно идти в стационарный офис хорошей известной компании. С нами, например, не рассчитались 29 страховых компаний виновников ДТП — говорят, что нету денег. Дело доходит до суда.
Владимир ПЛАТОНОВ. Уже имеются данные РСА и ФССН, говорящие о том, что по крайней мере в семи регионах нашей страны, в основном на Урале и в европейской части, ОСАГО действительно является убыточным, то есть убыточность там вышла за пределы 77%. Поэтому повышать тарифы по ОСАГО все-таки нужно. К тому же правительство РФ собирается повышать верхнюю планку страховых выплат по ОСАГО за вред здоровью, причиненный в ДТП, со 160 тысяч до 500 тысяч рублей.
Александр КУЗНЕЦОВ. Чтобы возникало меньше судебных споров по выплатам по ОСАГО, советую пострадавшим в ДТП проконтролировать, чтобы инспектор ДПС внес в справку ГИБДД абсолютно все видимые повреждения, причиненные автомобилю. Иначе у страховой компании не будет оснований включать в стоимость ремонта повреждения, не указанные в справке. Второй момент — нужно обязательно читать, прежде чем подписывать, акт осмотра повреждений, составленный независимым экспертом, возможно, он тоже что-то забудет указать. Существенно уменьшить сумму страховых выплат может учет износа деталей, так как методика его определения довольно расплывчатая. Споры часто также возникают, когда страховщики исключают из калькуляции ремонт тех деталей, которые уже имели повреждения, не связанные с этим ДТП. К сожалению, наши суды на эти нюансы, как правило, внимания не обращают, вставая на сторону потребителя. Что касается повышения тарифов по ОСАГО, то, безусловно, Игорь ПУШКАРЬ прав, что они давно не менялись. Есть вероятность, что базовую часть тарифов поднимут на 50%, но при этом будет увеличен и лимит ответственности страховщиков за повреждение в ДТП транспортного средства и за причинение вреда жизни и здоровью людей. Будущее ОСАГО — это увеличение выплат за жизнь и здоровье людей, а не за железо, пока соотношение между ними 1: 99.
ПУШКАРЬ. В вопросе, будут ли повышаться тарифы по ОСАГО и когда это произойдет, есть один любопытный нюанс. Их утверждает правительство РФ — для этого не нужно принимать какие-либо законы. Так вот на сайте правительства РФ размещен план рассмотрения законодательных актов, в нем законы, связанные с ОСАГО, намечены на декабрь 2011 года. 4 декабря будут выборы в Госдуму РФ. Я думаю, что власти хотят приберечь эти непопулярные у автовладельцев, которых около 30 млн человек, новации для нового состава депутатов.
ГЛАССОН. Могут приурочить к годовщине введения ФЗ «Об ОСАГО» 1 июня.
ПЛАТОНОВ. А мне кажется, что в 2012 году после выборов президента РФ примут изменения в закон, а вступят в силу они с января 2013 года. Поэтому сейчас преждевременно говорить о повышении тарифов.
Александр КИРЕЕВ. На мой взгляд, сложилась достаточно парадоксальная вещь, когда государство регламентирует, сколько стоит полис для того или, иного автовладельца, и совершенно не регулирует уровень выплат по ним. Хотя при запуске ФЗ «Об ОСАГО» предусматриалась также и реализация таких двух проектов, как система отслеживания убыточности того или иного застрахованного, и предполагалось, что будет введена единая методика оценки ущерба. Однако по данному закону страховщики работают уже восьмой год, но ни один ни другой проект, до сих пор не реализован. Если хотя бы можно будет предотвратить перебегание убыточных застрахованных из одной компании в другую, отследить их страховые истории, то наверняка и не понадобится пересматривать тарифы. А при единой методике оценки ущерба страховым компаниям станет намного проще общаться с потерпевшими, число судебных споров по этому поводу уменьшится.
ПУШКАРЬ. Действительно, сейчас в нашей стране нет единых стандартов оценки ущерба, причиненного в ДТП. Один эксперт может считать стоимость ущерба по одной методике, а второй — по другой, поэтому так часто и случаются нестыковки в суммах выплат.
КУЗНЕЦОВ. Я бы определение стоимости полиса ОСАГО сделал бы рыночной. Государство определило бы минимум и максимум, а страховщики уже сами бы устанавливали цены на полисы в пределах данной вилки стоимости. Мне кажется, что таким образом страховой рынок быстрее бы очистился.
— В чем заключается процедура прямого урегулирования убытков?
КУЗНЕЦОВ. Эта процедура дает право пострадавшему в ДТП, если столкнулись не более двух машин, по его выбору обратиться не в компанию виновника ДТП, а к своему страховщику, у которого он покупал полис ОСАГО.
ПЛАТОНОВ. К сожалению, не случилось того, чего мы ожидали, — планировалось полностью перейти только на прямое урегулирование убытков. Если бы это все-таки произошло, тогда бы страховой рынок очистился еще быстрее — остались бы только надежные компании, которые заботятся о своих клиентах.
ПУШКАРЬ. Есть еще один нюанс в ПВУ( прямое возмещение убытков). Компания, которая продала полис и которая производит выплату, потом в любом случае предъявляет требования о возмещении данной выплаты к компании, где был застрахован виновник ДТП. Причем сразу же прямой страховщик может получить от непрямого всего около 27 тысяч рублей, а остальную сумму возмещенного ущерба, которую выплатил пострадавшему прямой страховщик, можно будет компенсировать только в конце года. Потому страховщикам выгодно работать по ПВУ только если сумма ущерба не превышает 27 тысяч рублей, чтобы не кредитовать друг друга, а если же она будет выше, то страхователь под любым предлогом получит отказ в выплате по ПВУ и будет направлен к страховщику виновника ДТП. Например, причиной отказа могут назвать, что компания виновника плохо выплачивает и с ней все часто судятся, однако по закону это не аргумент. Или еще одна надуманная причина — компании виновника ДТП нет в Омске. На самом деле, чтобы получить выплаты по ПВУ, нужно соблюсти всего три условия: чтобы в ДТП пострадали не более двух машин, чтобы не было причинено вреда жизни и здоровью людей и, чтобы обе машины имели полисы ОСАГО.