Соучредитель строительства микрорайона Старгород и гендиректор компании «Омские кабельные сети» Дмитрий ПАВЛОВ совместно с генеральным директором КСМ «Сибирский железобетон» Михаилом ОЛЬШАНСКИМ приступил к реализации нового проекта – строительству микрорайона Старгород-Сити. Квартал престижного жилья будет возведен в центре Омска напротив цирка на месте бывшего мясокомбината, который уже начали сносить. О своих проектах в строительном и телекоммуникационном бизнесе Дмитрий ПАВЛОВ рассказал корреспонденту «КВ» Алексею ПАНТЕЛЕЕВУ.
— Дмитрий Борисович, на каком этапе находится работа над проектом Старгород-Сити?
— Площадку бывшего мясокомбината планируется освободить к июлю. Должны быть снесены все старые здания, кроме офисного корпуса вдоль проспекта Маркса. Он тоже будет убираться, но в последнюю очередь. С Омскгражданпроектом заключен договор на проектирование, уже прошли первые совещания, институт ведет работу. Окончание проектирования – август 2012 года.
— Какова концепция будущего микрорайона и что вы планируете строить?
— Это будет многоэтажное жилье повышенной комфортности. Я умышленно не употребляю слово «элитное», потому что людям сразу кажется, что элитное — значит, недоступное, но это не так. Кроме того, в микрорайоне появится отдельно стоящее здание торгово-развлекательного комплекса. Первые этажи жилых зданий, выходящих на проспект Маркса, также будут торгово-офисными. Площадь жилья должна составить примерно 70 тысяч кв. метров, офисов – более 10 тысяч кв. метров. И практически под всем микрорайоном предполагается подземный паркинг.
— Предполагаются ли новые социальные объекты – детский сад, школа?
— Мы поймем необходимость в этих объектах в процессе проектирования, и если она появится, конечно мы будем их делать. Наше дело как застройщика – предоставить техническое задание, а институт должен выполнить проект с соблюдением всех норм и СНиПов. Сейчас, кстати, я вижу существенный крен в пользу частных детских садов. Они становятся все доступнее, потому что их становится все больше. Если пять лет назад это услуга была для богатых, то сейчас и средний класс активно ею пользуется.
— На какой период рассчитана реализация проекта?
— Мы предполагаем начать строить первую очередь в 2012 году. Далее будем ориентироваться на спрос и решать, насколько интенсивно следует строить. Но и затягивать, конечно, мы не намерены. Думаю, что и микрорайон Старгород на настоящий момент был бы готов уже в полном объеме, а не на 70%, если бы не финансовый кризис, который мы с честью пережили.
— Из каких источников планируется финансирование Старгород-Сити?
— В основном из собственных средств, как это было и по Старгороду. Но, конечно, будет и привлечение дольщиков. Надеюсь, что мы себя уже зарекомендовали в работе над предыдущим проектом, потому что никаких обманутых дольщиков и просрочек в Старгороде не было.
— Объем инвестиций просчитывался?
— При стоимости строительства около 30 тысяч рублей за 1 кв. метр это более двух миллиардов рублей. Но порядок цифр пока примерный.
— А затраты на инженерные сети?
— Во-первых, у нас есть существующие мощности. Во-вторых, мы уже сегодня кроме сноса и проектирования занимаемся внеплощадочными сетями, ведем переговоры с генерирующими компаниями. Мы намерены в 2012 году к началу строительства подвести все сети на стройплощадку. У нас удобная в этом плане площадка, точки присоединения к коммуникациям рядом. Завод был мощный, хотя его потребление было не такое, как у микрорайона, но отчасти нам хватает и прежних мощностей.
— Как вы оказались на этой территории?
— Я приобрел долю в ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Омский». После этого были долгие и сложные переговоры с другими соучредителями – Рашидом КАМАЛОВЫМ и Виктором СЕБЕЛЕВЫМ. И впоследствии нам с Михаилом Петровичем ОЛЬШАНСКИМ удалось договориться о выкупе у них остальных долей. Речь идет об имущественном комплексе, то есть о зданиях, – в нашу собственность перешли все строения. Уже после этого у государства мы выкупили земельный участок.
— Какие планы по вашему первому строительному проекту – микрорайону Старгород, в котором предполагалась еще и вторая очередь?
— Мы ее уже начали строить. К сожалению, у нас нет докризисных темпов строительства, нет 16 кранов на территории, тысячи с лишним человек рабочих. Но мы чувствуем, что рынок оживает, люди начали получать кредиты. В следующей очереди возводятся пятиэтажные жилые дома с подземными паркингами и квартирами небольшой площади. Подобрана очень удачная планировка, мы немного скорректировали концепцию и теперь не гонимся за квартирами в 150 кв. метров.
Свободных коттеджей также осталось не много, и впрок мы их не строим – они возводятся по мере необходимости. На сегодня практически все индивидуальные дома проданы, осталось, наверное, три коттеджа из пятидесяти.
— Недавно в СМИ была информация о возможной покупке Ростелекомом компании «Омские кабельные сети». Действительно ли велись такие переговоры?
— У нас были контакты, но это сложно назвать переговорами. На мой взгляд, переговоры – это когда обсуждаются конкретные условия и детали сделки. А контакты – это когда люди высказывают друг другу намерения.
Я бизнесмен. Для меня эта компания, как и любая другая, не конечная точка в самореализации. Но если я вложил деньги и получаю на сегодня 25% годовых, то, наверное, от добра добра не ищут. Однако у всего есть своя цена, и если будет предложение выше рынка, что для федеральных операторов обычная практика, то мы будем его рассматривать. Пока серьезных разговоров не было, и все эти люди — просто интересанты, а интересантами в нашем случае являются все без исключения федеральные операторы связи. При этом руководство их омских филиалов часто даже не знает о том, что мы интересуем их центральное руководство.
— Так к чему вы пришли в результате контактов с Ростелекомом?
— К тому, что мы – прекрасная компания (смеется). Это мнение Ростелекома, и я с ним, конечно, согласен. Нам удалось построить компанию, которая за три года с абсолютного нуля вышла в лидеры рынка без какого-либо опыта в отрасли. У наших конкурентов уже есть большая история, опыт работы в других городах, а у кого-то, как у Ростелекома, история насчитывает больше 110 лет – ведь это наследники телеграфа. Они развивались долго и методично. Сегодня они четко отслеживают и мониторят рынок и понимают, насколько быстро и активно мы прирастаем и с абонентской базой, и с долей рынка.
— А как вы сами оцениваете свои показатели и долю на рынке?
— Думаю, что на сегодняшний день это более 30%, если мы говорим о рынке города Омска, а не рассматриваем область. Зона охвата нашей сети около 250 тысяч абонентов в городе и в ближайшем пригороде.
— Какова выручка «Омских кабельных сетей»?
— Мы подошли к результату примерно до 1 млн евро – это наша месячная выручка.
— Какие дальнейшие планы?
— У нас еще есть возможности для строительства сетей в городе, сдаются новые дома. Очень хорошо в этом плане прирастают Нефтяники и Левый берег. Кроме того, мы рассматриваем возможность строительства в удаленных от города районах, в которых раньше не предполагали работать. Например, это поселок Входной, возможно, Лузино, не исключаю Ростовку – то есть присматриваемся к пригороду, имеющему многоэтажную застройку. Причем там есть и девятиэтажные дома, они очень компактно расположены, и их достаточное количество, чтобы там размещать узел связи. Остается вопрос транспорта – нам нужно как-то туда попасть, и мы сейчас рассматриваем эти возможности. Это интересно, учитывая, что конкуренции в этих районах почти нет – сейчас там присутствует только бывший Сибирьтелеком.
— А в Омске вы присутствуете уже во всех округах?
— Нас нет на Московке, в 16-м Военном городке, остались около 7%-10% в Советском округе. Сейчас стали активно строить сеть в Ленинском округе – по улице Труда и в других местах. Это и есть наши планы на ближайшее будущее.
— В феврале ООО «Омские кабельные сети» победило в аукционе на право оказания услуг связи по предоставлению доступа к сети Интернет органам исполнительной власти Омской области до 31 декабря 2011 года. Вы предложили цену контракта в 283 тысячи рублей, при этом бюджет сэкономил 417 тысяч рублей. Не будете ли выполнять этот заказ в убыток себе?
— Нам, в отличие от других участников этого тендера, позволяет работать по такой цене структура нашего интернет-трафика. У «Омских кабельных сетей» три магистральных оператора, а обычно компания нашего уровня уверенно себя чувствует, если стоит на двух ногах – имеет двух операторов. Если один из них «отвалился», срезается скорость, и пусть худшего качества, но Интернет все-таки есть. Так вот, мы покупаем у наших магистральных операторов трафик по верхней границе загрузки. То есть, если у нас в часы пик загрузка 13-14 гигабит, мы покупаем 15 гигабит, с запасом, и магистральному оператору не важно, что у «Омских кабельных сетей» часы пиковой загрузки – это вечер, когда люди приходят с работы. Мы покупаем эту полосу в течение суток. А днем и ночью она у нас загружена не до конца, и это дает возможность существенно падать по цене в дневное время. Администрация области, как вы понимаете, потребляет, как правило, дневной трафик. Ростелеком и некоторые другие операторы в основном ориентированы на юридических лиц, и у них обратная динамика – днем полоса загружена и им приходится еще ее расширять под конкретного клиента, а у нас она в принципе уже куплена.
— Помнится, в 2010 году в аукционе за право предоставления обладминистрации доступа в Интернет сроком на четыре месяца вы согласились работать за одну копейку.
— Я просто почувствовал, что там попахивает коррупционной составляющей. Мы же все связисты и понимаем себестоимость услуги. У человека, который участвует в электронных торгах, всегда есть согласованный с руководством порог сделки, ниже которого он опуститься не может. Но когда сотрудник мне говорит, что после того как он уже остановился в ставках (цена контракта была сброшена нами с миллиона до трехсот тысяч), другие участники еще упали по цене вдвое, я понимаю, что эти люди не могут работать ниже себестоимости. И наверняка, выиграв конкурс за какие-то минимальные суммы, они будут потом компенсировать этот убыток дополнительными услугами. В итоге мы решили сделать имиджевый проект и предложили одну копейку. Конкурс проводило министерство промышленности, а Интернет был для всей администрации области и ее подразделений. Но мы свою работу выполнили от и до.
— В арбитражном суде рассматривается дело, в котором «Омские кабельные сети» выступают одним из ответчиков. Брат бывшего главы областного УВД Виктора КАМЕРЦЕЛЯ Герман ГЕРИНГ через суд хочет признать недействительным создание ЗАО «Информационный центр г. Омск», в котором участвовало ООО «ОКС». Но ведь г-н ГЕРИНГ наряду с вами является соучредителем «Омских кабельных сетей»?
— Да, это так. На самом деле это нередкая практика. Я не согласовываю каждый шаг с Германом ГЕРИНГОМ. Степень моих полномочий крайне высока, и такой необходимости нет. Разумеется, я уверен, что принимаю правильные решения, но порой, по не зависящим от меня обстоятельствам, как это было с Омским единым информационно-расчетным центром, проекты не удаются. Но считаю, что я как участник этого проекта, свою работу сделал на «пять». ОКС за свои деньги построил для них сети, чтобы было довольно сложно на тот период, организовал высокоскоростные защищенные каналы связи. Проект был обречен на успех, поэтому, на мой взгляд, не требовал согласования с Германом Яковлевичем. К тому же у нас не было годового собрания учредителей. Затем на годовом собрании по итогам трех лет Герману ГЕРИНГУ доложили, что была такая сделка, таким-то образом она закончилась и нам придется списать около десяти миллионов рублей на убытки. И он начал отстаивать свои права. Здесь не идет речи о конфликте соучредителей, у нас полное взаимопонимание и дружба. Но как учредитель Герман ГЕРИНГ вправе оспаривать конкретную сделку компании.
— Если проект создания Инфоцентра и идея выписывать жителям единую квитанцию для оплаты жилищных услуг были обречены на успех, почему же тогда Инфоцентр пришлось ликвидировать?
— Мне сложно рассуждать на эту тему, потому что «Омские кабельные сети» были соучредителями ЗАО «Информационный центр г. Омск», но не имели даже блокирующего пакета акций. 51% акций был у Тюменского расчетно-информационного центра, но нас досконально в курс событий они не ставили, так же как и муниципалитет. В конечном итоге все ключевые решения принимались в Тюмени. Думаю, что проблема была в том, что Инфоцентр не смог договориться с ОмскВодоканалом и ТКГ-11 о включении в единую квитанцию. Хотя на самом деле проект был очень хороший, и думаю, что люди сейчас были бы ему очень рады и реально экономили бы в деньгах и во времени. Управляющие компании сегодня все равно скрыто закладывают в квитанцию расходы на бумагу, печать, доставку квитанций по подъездам. Это все стоит денег. А когда это делается централизованно и в больших объемах, это всегда дешевле.
— Убытки для «Омских кабельных сетей» от проекта Инфоцентра вы оценивали?
— Прямой убыток – 9 млн рублей, которые мы как соучредители внесли в счет оплаты акций. Плюс мы построили разветвленную сеть, которую у нас просто по актам выполненных работ не приняли. А сеть была очень специфическая, она шла к конкретным объектам, и в дальнейшем мы смогли ее эксплуатировать лишь отчасти.
— Кроме того, в феврале ООО «Арсенал +» из Тюмени в арбитражном суде взыскало с ООО «Омские кабельные сети» долг в 10,2 млн рублей за поставку компьютерной техники для Инфоцентра…
— У нас есть вопросы к этому решению, и мы будем в апелляционной инстанции отстаивать свою позицию. Интересно, куда вообще делось это имущество Инфоцентра, если его еще никто не реализовывал? Там были компьютеры, очень серьезное серверное оборудование, одних только архивных стеллажей на миллионы рублей, много офисной мебели. Если конкурсной массы из имущества обанкроченного Инфоцентра не хватит на погашение долга фирме «Арсенал +» и нам все же придется возмещать какие-то средства из своего кармана, мы будем выяснять этот вопрос.
— Арбитражный суд 29 апреля удовлетворил иск «Омских кабельных сетей» к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области. Решение чиновников об отказе предоставить вам без торгов в аренду под строительство площадку в районе улиц Орджоникидзе — Булатова было признано незаконным. Для каких целей вы запрашивали эту землю?
— Там планировалось построить деловой центр, но это вопрос отдаленного будущего. Не исключено, что туда переедет центральный офис «Омских кабельных сетей». Мы уже «выросли» из нашего офиса, только штатных сотрудников в «ОКС» порядка 270 человек, и плюс в интересах компании по договорам трудится еще столько же. Кроме того, у нас есть еще и другие площадки в городе Омске и серьезные планы по возведению коммерческой недвижимости с большими строительными объемами. Это будут знаковые стройки для города, но я готов их обсуждать по мере приближения к реализации, а это проекты на среднесрочную перспективу.