Все рубрики
В Омске пятница, 27 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,2295    € 103,2997

Отпуск на выживание: 160 километров на лыжах по Гренландии

18 мая 2011 15:43
0
1884

Гренландия – самый крупный в мире остров и второй на планете крупнейший покровный ледник после Антарктиды. Официально Гренландия является частью Королевства Дания. Протяженность острова с севера на юг – около 2 700 км, максимальная ширина – 1 300 км, общая площадь – около 2 000 тысяч кв. км. Пригодной территорией для проживания считается только прибрежная полоса южной и западной части острова (около 19% всей площади острова), которая омывается теплым Западно-Гренландским течением. Поверхность ледника повышается от побережий к центру острова. Самая высокая поверхность ледника – 3230 м над уровнем моря. Климат Гренландии морской, арктический и субарктический, на ледниках — континентальный, на прибрежных зонах — крайне изменчивый. Средняя температура июля – чуть выше нуля. Население Гренландии (по данным на 2010 год) – 57 600 человек. Подавляющее большинство местного населения, порядка 90%, – это коренные жители острова, гренландские эскимосы (на местном языке – инуиты).

Александр МИХАЙЛОВ

С Гренландией в голове

Очень трудно объяснить не лыжнику (и даже лыжнику), что такое Arctic Circle Race (ACR). Я не претендую на корректность сравнения, но мне оно видится так: есть Эльбрус, Монблан, Белуха, а есть Эверест, взойти на который и далеко, и дорого, и трудно, и не каждому по силам. У покорителей Эвереста не спрашивают, какими они были по счету. Просто все знают, что они покорили главную вершину мира. Так и в международных лыжных марафонах. Есть Васалоппет, Биркебайнер или Марчелонга, а есть Arctic Circle Race. Я очень люблю и Васалоппет, и Биркенбайнер (проходил эти дистанции по три раза), люблю марафоны в итальянской Марчелонге и в финской Хиихте, но это как много раз подняться на Эльбрус. А гренландская ACR – это гонка в другом измерении. Для тех, кто бежит марафоны ради мест, секунд и призов, ACR не особо интересна. На лыжне в холодной Гренландии секунды не решают почти ничего. Эта трасса существует для того, чтобы стать событием жизни тех, кто ее прошел.

Для меня, признаюсь, все началось с известной статьи главного редактора журнала «Лыжный спорт» Ивана ИСАЕВА «Белое безмолвие как символ Гренландии». Десять лет назад эта статья оставила в моей голове начинающего марафонца глубокий след. В последние годы, когда уже были пройдены (и не по разу) многие международные марафоны, мысли об ACR стали всплывать все чаще и чаще. А не замахнуться ли, думал я, на гонку через Белое безмолвие? И вот два года назад, подводя итоги очередного заключительного марафона (Биркенбайнер), мы с моим товарищем из Магнитогорска Юрием СТРОГАНОВЫМ впервые озвучили мечту: Гренландия. Оказывается, он тоже все это время готовился внутренне к принятию главного марафонского решения. И тогда мы решили: идем. Но не с бухты-барахты, понятно, а после тщательной подготовки. Пока готовились, обсуждали тему на форуме, нашлись еще двое желающих, в том числе Сергей АРХУТИЧ из Омска. Вчетвером мы и подали заявку на участие в гонке, которая была назначена на апрель 2011 года.

Готовились все самостоятельно, по индивидуальным программам. Я взял отпуск еще в феврале и начал подготовку с марафона в Тарту. Потом пробежал еще три марафона – Хиихта, Васолоппет, Биркенбайнер, ну а последние дни перед отлетом в Гренландию я провел в норвежском Нордсеттере (для окончательной шлифовки спортивной формы). 4 апреля мы все вчетвером собрались в Копенгагене. И там только узнали, что на ACR-2011 подал заявку бронзовый призер чемпионата мира 2011 года в Осло Илья ЧЕРНОУСОВ. Илью мы увидели уже на острове. Я подошел к нему, заговорил, и сразу стало ясно – наш человек. Открытый, общительный и удивительно скромный парень.

Курс на Сисимиут

Город Сисимиут (столица одноименного муниципалитета в центральной части Западной Гренландии) расположен в 75 км севернее полярного круга. Его жители гордятся тем, что Сисимиут — самый северный порт Гренландии свободный ото льда, поэтому летом его несколько раз в неделю посещают паромы Arctic Umiaq Lines. Зимой, весной и осенью добраться в Сисимиут, можно, как минимум, тремя способами. Способ оптимальный – на ярко-красном небольшом самолетике гренландских авиалиний, который ежедневно летает из международного и самого крупного аэропорта Гренландии, расположенного по близости от поселка Кангерлуссуак. Когда-то там располагалась американская авиабаза, а сегодня этот аэропорт, оборудованный по последнему слову техники, принимает, в отличие от Омского аэропорта, любые типы воздушных судов. Даже «боинг-347».

Можно, правда, добраться до Сисимиута на снегоходах или собачьих упряжках, но эти способы довольно утомительные и долгие, поэтому мы (пятеро россиян) по понятным причинам выбрали самолет. Из Копенгагена до Кангерлуссуака четыре часа. А оттуда до Сисимиута уже совсем недалеко – сорок минут. Вообще-то город Сисимиут, который в последние годы стал приобретать ярко выраженные черты туристического центра Гренландии, производит приятное впечатление. Несмотря на малочисленность жителей (население – порядка 6 тысяч человек), город древнее Омска. Первые человеческие поселения на территории Сисимиута появились 4,5 тысячи лет назад, и уже несколько сотен лет на этом месте живут инуиты. А в 1721 году миссионер Ханс ЭГЕДЕВ построил поблизости первую церковь.

Сегодня в Сисимиуте работает рыбозавод. Есть современные магазины, банк, молодежное общежитие, конференц-центр, несколько церквей, библиотека, почта, больница. Трехзвездная гостиница, в которую нас поселили, соответствует всем европейским меркам. В Сисимиуте, как мы потом узнали, есть даже открытый плавательный бассейн с подогреваемой водой (на сваях, чтобы избежать отрицательного воздействия на вечную мерзлоту). В общем, вполне современный город. Хоть и за полярным кругом.

В день нашего прилета в Сисимиут было минус 17. Влажность – менее 50%. Вполне комфортная погода по сибирским меркам. Первым делом распаковались и пошли на экскурсию по поселку и магазинам. В местных супермаркетах нашли все, что нам было нужно для гонки. После закупок решили немного покататься, чтобы протестировать лыжи. Вокруг ослепительно белый и очень сухой снег. С одной стороны – красиво. С другой стороны – как по песку катишься. И постоянно тянет ветерок, и когда попадаешь в тень с северной стороны, то ветерок прихватывает и руки, и лицо. После полутора часов катания делаем вывод: на гонку нужно утепляться. Но вообще, конечно, волнуемся. Впереди три дня труднейшей лыжной гонки в мире.

Гренландия, однако!

Главная идея ACR, как озвучивают ее организаторы, – показать участникам гонки максимальное количество красивых мест в Гренландии. В этом году снега было много, и организаторы смогли усложнить трассу. Дистанция, конечно, осталась прежней – 160 километров, но добавились новые перевалы, новые вершины, к которым раньше просто не было доступа из-за ветра, выдувавшего снег с этих вершин. Инструктаж, где нам честно пытались объяснить особенности трассы, показывали опасные спуски и нырки, стенки и повороты, я слушал внимательно. Изучил выданные карты. Перепад высот первого дня – 1 850 метров, второго дня – 2 130. Что все это означает на практике, я понял только потом. На старт главной гонки (160 километров) выходили 97 человек. Еще около 100 человек стартовали на дистанции в 100 километров. Примерно 30 человек вообще не дошли до финиша.

Температура воздуха в первый день – минус восемнадцать. Снег некатучий, лыжи едут туго. Сейчас, задним числом, я понимаю, что можно было бы и спокойнее начинать. Но азарт марафонов еще не выветрился, работалось хорошо, да и тренировки в Нордсеттере явно повысили мою боеготовность. В первом пункте питания (кекс, шоколад и морс, который я сначала принял за спортивный напиток) практически не задерживаюсь. Быстро выпиваю кружку морса и — вперед, вперед, вперед. Иду в обход гряды. Из одного распадка в другой. Взглянул на часы – уже два часа прошло, а позади всего 18 километров. Гренландия, однако!

На третьем подряд подъеме догоняю одного из участников гонки. Поднимаемся почти шагом, елочкой, успеваем познакомиться. Он оказался местным. Он машет рукой на красивую вершину. Я соглашаюсь: да, мол, красиво. Честно сказать, в тот момент мне даже в голову не могло прийти, что он демонстрирует мне мое будущее. Штурм этой главной высоты первого дня (702 метра) занял 46 минут. Наверху посетил пункт питания, малость передохнул, выпил морса, осмотрелся. Слева горные хребты, залитые солнечным светом, справа – фьорды и синий залив. За спиной – Сисимиут. Выдохнул и начал спуск.

Перед самым кепмом (лагерем) еще более крутой спуск. Там я и осознал свой главный промах – нужно было надеть комбинезон, а не разминочный костюм. Кто бежал в комбинезонах, те ничего не заметили, а меня на спуске так потрепало, что «разминка» моя буквально встала колом. Чувствую, весь заледенел и даже локти разогнуть не могу. Пришлось повозиться, чтобы костюм не «сломать». В Омске, кстати, я даже в минус тридцать катался, а такого ни разу не видел. Ну и результат первого дня, конечно, удивил – пять часов семь минут. За такое же время я пробежал трассу на марафоне Васалоппет. А там было не 50, а 90 километров.

Кстати, о трассе. На всем ее протяжении все три дня гонки постоянно курсировали на буранах спасатели и контролеры. Помощь, если бы таковая потребовалась, была бы оказана очень быстро. Спасатели подъезжали достаточно близко к участникам, спрашивали, как дела, внимательно вглядывались в наши лица. На трассе это казалось мне странным, но теперь я понимаю, что в этом была необходимость. И хочу сказать большое спасибо всем организаторам за такое внимание к нам, участникам этой безумной гонки. Самой трудной гонки на Земле.

(Окончание в следующем номере)

Врезка
Отпуск у людей, измученных тягой к здоровому образу жизни, на взгляд обычного человека бывает странен. Но поверьте, преодолеть самую трудную в мире трассу гонки по полярному кругу (Arctic Circle Race), которая проводится в гренландском городке Сисимиут, – это такая же мечта для поклонников лыжных марафонов, как для альпинистов покорение капризных вершин Эвереста и К-2. Генеральный директор омского ОАО «Земля» Александр МИХАЙЛОВ, по его собственному признанию, мечтал поучаствовать в самой северной гонке последние десять лет. И когда он вернулся из очередного отпуска, проведенного на трассах пяти международных лыжных марафонов, «КВ» напомнили ему о давнем обещании – поделиться впечатлениями от суровых красот датского Заполярья.


Александр МИХАЙЛОВ
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Как в Омске в разные времена встречали Новый год

Омский краевед Владимир ПАНАСЕНКОВ рассказал об истории праздничной ёлки в Российской империи и в СССР

26 декабря 15:03
0
494

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.