— Игорь Михайлович, какие конкретные задачи будет решать созданная компания «Омский аэропорт «Федоровка»?
— Задачи и цели, собственно, определены распоряжением правительства Омской области от 31 августа 2011 года № 116-рп, согласно которому ОАО «Омский аэропорт «Федоровка» создано для полной реализации проекта по реконструкции и строительству объектов аэропорта Омск-Федоровка, а также их дальнейшей эксплуатации в целях предоставления аэропортовых услуг.
— Какова сегодня структура вашей компании?
— Общество было зарегистрировано как юридическое лицо только 16 сентября 2011 года, и сейчас, естественно, идет работа по организации его деятельности. Разрабатываются внутренние документы, в процессе регистрации находится проспект эмиссии акций, идет работа и по формированию структуры. На сегодняшний день в компанию принято чуть более 10 человек, а структура представлена тремя основными блоками: техническим, финансовым, правовым, что полностью соответствует задачам первого этапа. В дальнейшем, конечно, структура будет изменяться, приспосабливаться к направлениями деятельности и задачам, выполняемым на каждом конкретном этапе.
— Какой регистрируется уставный капитал?
— Уставный капитал — 100 тысяч рублей. К концу 2015 года он возрастет до 7,3 млрд рублей. При том же самом соотношении долей учредителей: 49% — Омская область и 51% — НПО «Мостовик».
— Не совсем понятно, какими будут взаимоотношения с дирекцией строящегося аэропорта Омск-Федоровка? Не будут ли пересекаться функции?
— Весь имущественный комплекс аэропорта Омск-Федоровка, то есть все объекты, не завершенные строительством и находящиеся в собственности Омской области, с 2009 года управляются казенным учреждением Омской области «Дирекция по строительству аэропорта «Омск-Федоровка», которое обеспечивает охрану, содержание, инвентаризацию этих объектов, а в дальнейшем дирекция будет обеспечивать передачу объектов имущественного комплекса на баланс ОАО «Омский аэропорт «Федоровка».
— А когда планируется передача на ваш баланс имущественного комплекса?
— В феврале — марте 2012 года.
— Какие у вас планы до конца года?
— Начата деятельность по получению технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, организован процесс по проведению инженерно-геологических изысканий, часть которых планируется завершить до конца текущего года. Проводится расчет вариантов реконструкции взлетно-посадочной полосы. В самом разгаре подготовка к архитектурному конкурсу на определение наиболее приемлемого варианта архитектурного решения для здания аэровокзала. Строится и финансовая модель проекта.
— Какие здания предполагается снести на территории аэропорта и зачем, если до сих пор нет ни проекта, ни даже ТЭО и техзадания, и вообще не очень понятно, что потом пригодится, а что нет?
— Предполагается демонтаж объектов, не завершенных строительством, которые точно не войдут в комплекс будущего аэропорта. Демонтаж этих 22 зданий, которые определены по результатам обследования, необходим в силу их морального, технологического старения и фактического износа. Но этим будем заниматься не мы. Снос будет произведен до того, как состоится передача на наш баланс имущественного комплекса.
— Давно хотел выяснить судьбу старой взлетно-посадочной полосы. Она будет использоваться?
— Конечно. Правда, придется ее удлинить на 400 метров, чтобы аэропорт смог принимать все типы самолетов. Сейчас мы занимаемся всеми вопросами реконструкции взлетно-посадочной полосы, ведем переговоры с проектировщиками в Санкт-Петербурге, Москве и не только.
— Когда будет готова проектная документация на аэропорт и кто будет работать над проектом? Видимо, «Мостовик»? Какая документация уже есть сейчас, кроме бизнес-плана? Актуально ли экспертное заключение о техническом состоянии зданий и сооружений аэропорта или придется заказывать новое?
— По нашим расчетам, работа над подготовкой проектной документации должна быть завершена в июле 2012 года, после чего вся документация будет передана в Главгосэкпертизу. После получения положительного заключения параллельно будет вестись и процесс подготовки рабочей документации, которая необходима для подрядчика, чтобы он мог начать производство строительно-монтажных работ. Предполагается, что в качестве подрядчика и генерального проектировщика будет выступать наш акционер – НПО «Мостовик». Также в качестве консультанта мы планируем привлечь одну из профильных организаций, занимающихся проектированием аэропортов, что позволит не только задействовать в работе квалифицированных специалистов в аэропортовой области, но и получить доступ к информации о самых современных технологиях строительства и реконструкции подобных объектов. При этом мы обязательно учтем всю имеющуюся в нашем распоряжении информацию по объектам аэропорта Омск-Федоровка, начиная с проектной документации, разработанной в 80-х годах прошлого века, и заканчивая обследованиями объектов, проведенными в последние несколько лет.
— А будет ли использоваться уникальное аэронавигационное оборудование, которое закупалось для нового аэропорта еще в начале 90-х годов?
— Это давняя история с этим оборудованием. Действительно, институтом «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» в 1994 году была выполнена корректировка проекта для установки в международном аэропорту Омск-Федоровка современного на тот период времени оборудования АРА УВД «Буран», которое предназначалось для управления радиолокационным и навигационным оборудованием, средствами связи и передачи данных. Система была разработана и создана совместно российскими и итальянскими предприятиями, ее компоненты должны были располагаться как в аэропорту Омск-Федоровка, так и в аэропорту Новосибирска, для того чтобы покрывать и контролировать воздушное пространство Сибири. Сейчас могу сказать только то, что решение о возможности его использования будет приниматься позже. Для начала нам нужно сделать ревизию и принять на баланс все имущество, которое есть.
— Как будут решаться вопросы финансирования строительства аэропорта? Какие инвестиции предполагаются контролирующим акционером в 2012 году? На что именно?
— Источником финансирования проекта являются: уставный капитал общества, доходы, генерируемые проектом и в случае необходимости заемные средства. Объем инвестиций, определенный на 2012 год, планируется затратить на проведение мероприятий по подготовке исходных данных и получение технических условий, проведение проектных и изыскательских работ, на оплату процедуры получения заключения Главгосэкспертизы. От успешности прохождения экспертизы проекта будет зависеть и график последующих строительно-монтажных работ.
— Соинвесторы предполагаются?
— Скажем так, сегодня все подготовительные работы финансируются «Мостовиком», но мы не исключаем, что потом, на более поздних этапах, к реализации проекта по строительству аэропорта Омск-Федоровка присоединятся и соинвесторы. Предложения во всяком случае поступают. От кого — пока воздержусь говорить.
— На какие аэропорты будет ориентация при проектировании – российские или западные?
— Аэропорт — это элемент воздушно-транспортной системы государства, поэтому проект обязан соответствовать всем нормам авиационного законодательства, в которое входит не только Воздушный кодекс РФ, но и другие федеральные законы, регламентирующие авиационную и иную деятельность, связанную с эксплуатацией воздушного транспорта. Сегодня утверждено и вступило в силу более 40 федеральных авиационных правил и в настоящий момент авиационное законодательство находится в стадии реформирования. Поскольку аэропорт Омск-Федоровка стремится к статусу международного, то он должен будет соответствовать и нормам международного законодательства в этой области, всем требованиям ICAO — International Civil Aviation Organization, Международной организации гражданской авиации. Ну и ко всему прочему не будем забывать, что каждый аэропорт – это уникальный инженерный объект, который строится в условиях определенной местности со своей розой ветров, климатом, почвами, рельефом и так далее. В общем, ориентиров много.
— Боюсь даже спрашивать о сроках ввода в эксплуатацию сложного инженерного объекта Омск-Федоровка. Уже столько раз они переносились...
— Сроки жесткие. В 2015 году мы должны завершить все строительно-монтажные работы, до конца первого квартала 2016 года получить все разрешения и сертификаты, их довольно много, так что первый самолет взлетит и сядет в аэропорту Омск-Федоровка, я думаю, в марте — апреле 2016 года.
— Так и запишем. Это я к тому, чтобы знать заранее, когда приходить к вам с поздравлениями...
— Конечно, приходите, я буду только рад. Мне как коренному жителю Омска тоже очень небезразлична судьба нашего многострадального аэропорта Омск-Федоровка. Аэропортовый бизнес очень специфичен, и многое, если не все в мире, уже было придумано до нас. Сейчас главное — двигаться вперед и применять все самое лучшее, что есть в мировом опыте. Я абсолютно уверен, что через четыре года омичи будут гордиться своим собственным, современным, не похожим ни на один другой аэропортом.