25 ноября юридический факультет Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского совместно с Ассоциацией юристов России (АЮР), Комиссией Совета Федерации по физкультуре, спорту и развитию олимпийского движения и Континентальной хоккейной лигой провел Всероссийскую научно-практическую конференцию «Правовые и криминологические аспекты развития физкультуры и спорта в России».
— Данная тема как никогда актуальна для нас, так как в нашем вузе теперь есть отдельная кафедра физкультуры и спорта, которая выпускает соответствующих специалистов. Кроме того, мы открываем магистратуру «Психология достижений и спортивная психология» — уникальное направление для России. Мы сможем составить серьезную конкуренцию СибГУФКу в плане другого уровня понимания, что такое спорт. Может быть, обсуждение таких тем приблизит нас к тому, чтобы «Авангард» наконец-то стал чемпионом, а Россия вышла на должные рубежи в целом как спортивная держава, — открыл конференцию ректор ОмГУ Владимир СТРУНИН и тут же удалился, сообщив, что ему нужно срочно составить заявку на участие университета в федеральном конкурсе на 300 млн рублей.
Зато практически полдня из своего плотного графика выделил на конференцию председатель Омского областного суда, председатель Омского регионального отделения АЮР Владимир ЯРКОВОЙ. Среди гостей и выступающих также были руководитель аппарата Комиссии Совета Федерации по физкультуре, спорту и развитию олимпийского движения Андрей ШАПОВАЛОВ, директор правового управления Континентальной хоккейной лиги, руководитель центра по научному обеспечению уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта Владимир САРАЕВ, представитель Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина Ольга ШЕВЧЕНКО, заместитель руководителя департамента физической культуры и спорта администрации г. Омска Ульян РАКШНЯ, представители Омской академии МВД России, Сибирского государственного университета физкультуры и спорта, Южно-Уральского госуниверситета.
Профессиональный спорт — это бизнес
Одно из выступлений было посвящено такой деятельности в спорте, которую, по мнению правоведов, можно расценить как незаконное предпринимательство и за которую предусмотрена уголовная ответственность. Об этом рассказал директор правового управления Континентальной хоккейной лиги Владимир САРАЕВ. ФЗ № 329 от 2007 года сохранил определениепрофессионального спорта, однако исключил из него упоминание о том, что это предпринимательская деятельность (в прежнем законе об этом говорилось прямо). Тем не менее САРАЕВ и другие участники конференции считают, что по сути своей профессиональный спорт все равно является бизнесом. На это указывает и то, что летом текущего года были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ — предоставление льготного налогообложения некоммерческим организациям, в число которых спортивные не вошли.
Незаконное предпринимательство в спорте
По мнению САРАЕВА, борьба с криминализацией спортивных отношений сегодня ведется, к сожалению, пока еще не очень активно потому, что чрезмерно применяется принцип автономии спорта от государства — спорт пока еще живет по своим внутренним правилам и собственным «законам». САРАЕВ привел примеры, как ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) может находить свое применение в сфере спорта. Во-первых, это незаконная медицинская деятельность в области спорта. Во-вторых, это осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации — сюда относятся различные спортивные консультанты, которые работают на постоянной основе, извлекают из этого прибыль, но налогов не платят. В-третьих, это деятельность российских спортивных агентов, которые работают в связке с иностранными и нелегально, то есть не оформляют это договорами, не регистрируются как предприниматели, оказывают услуги по трудоустройству наших талантливых спортсменов за рубежом — это, как считает САРАЕВ, стало уже проблемой государственного уровня:
— Недавно я участвовал в разработке проекта закона, который ограничит трудоустройство за рубежом наших талантливых спортсменов. Он внесет изменения в Трудовой кодекс РФ, по которым спортсмен лишится права досрочно разрывать свой контракт с российским клубом, не предупредив об этом, как минимум, за год, то есть за один игровой сезон, — сейчас пока требуется предупреждать всего за один месяц. Я надеюсь, что этот новый закон будет принят и у российских спортивных клубов появятся хоть какие-то гарантии.
И в-четвертых, это деятельность спортивных учреждений дополнительного образования, которые часто называют себя исключительно образовательными, но соответствующей лицензии на это не имеют.
На медуслуги в спорте нужна лицензия!
Что касается незаконной медицинской деятельности в спорте, то очень часто спортклубы хвалятся тем, что у них имеются в командах так называемые врачи-универсалы, которые могут и терапевтическую помощь оказать спортсменам, и хирургическую, и массаж сделать. Однако теперь законодатель вообще исключил из спортивной сферы какие-либо должности, смежные с врачебной деятельностью, то есть теперь при формировании сборных команд ни в коем случае не должно быть тренеров-врачей, тренеров-массажистов и т. п. На любую медицинскую деятельность в области спорта, даже на выполнение массажа, обязательно должна быть лицензия, и в новом законе о лицензировании это требование сохраняется. САРАЕВ пояснил, что медицинские услуги на законной основе сегодня могут оказываться спортсменам в двух формах: спортклуб заключает гражданско-правовой договор с физкультурными диспансерами (а у них-то есть все нужные лицензии) либо создает у себя отдельное медицинское структурное подразделение из нескольких профессиональных врачей, которые занимаются исключительно оказанием медуслуг.
— Очень часто клубы вместо того, чтобы оплачивать услуги физкультурных диспансеров, предпочитают экономить на своих игроках и ведут самостоятельное амбулаторное наблюдение за их состоянием здоровья, что является незаконным. Если вдруг. не дай бог, что-то случится со спортсменом, врачебные ошибки ведь бывают очень часто, то наличие у клуба лицензии на медицинскую деятельность снимет массу претензий к нему со стороны правоохранительных органов, когда начнется разбирательство. У «Авангарда», кстати, есть необходимая лицензия на осуществление медицинской деятельности, — отметил САРАЕВ.
Усиливать уголовное регулирование или нет?
— Как вы считаете, за участие спортсменов в тотализаторе может быть предусмотрена какая-то уголовная ответственность, например как за незаконное предпринимательство, в тех случаях, когда игрок делает ставку против своей команды и сдает игру? Пока это находится вне уголовного поля и предполагает лишь дисциплинарную ответственность, — поинтересовался декан юрфака ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Максим ФОКИН.
— Договорные матчи, умышленное предвзятое судейство и участие в тотализаторе, о котором вы упомянули, их цель — так или иначе влияние на спортивный результат проводимого профессионального соревнования, потому и к уголовной ответственности в этих случаях правильнее будет привлекать по ст. 184 УК РФ (Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов), — пояснил директор правового управления Континентальной хоккейной лиги.
— За все время действия этой статьи к уголовной ответственности по ней ни одного человека пока привлечено не было — это значит, что норма не работает. На мой взгляд, здесь просто нет субъектов, которым было бы выгодно, чтобы в такие ситуации в спорте вмешивались правоохранительные органы, — возразил ШАПОВАЛОВ.
— В профессиональном спорте, как и в бизнесе, стремятся получить максимум прибыли при минимальных рисках. Как этого добиться? Заключать предварительные сделки, то есть заранее договариваться о результатах соревнований и проводить как можно больше встреч, матчей. Поэтому всегда, когда «Авангард» будет играть за звание чемпиона, в финале будет не три матча, а пять, потому что это максимизирует прибыль. Нам надо рассматривать профспорт прежде всего как зрелище, шоу, а не просто как борьбу за спортивный результат. В связи с этим я считаю, что нужно вести речь не об усилении уголовно-правового регулирования в профспорте, а о его минимизации. По моему мнению, ст. 184 УК РФ вообще должна быть декриминализирована — нечего ей делать в Уголовном кодексе РФ, тем более что, как правильно заметил г-н ШАПОВАЛОВ, она с 1997 года ни разу не применялась на практике, и я вас уверяю, что никогда не будет, — высказал свое мнение замдекана юрфака ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Михаил КЛЕЙМЕНОВ.
— Как мы с вами думаем одинаково, Михаил Петрович! — поддержал его ЯРКОВОЙ.
КЛЕЙМЕНОВ также отметил, что, помимо всего прочего, Россия чаще остальных стран дает взятки в спортивных отношениях за рубежом. Кроме того, была затронута тема ответственности за использование в спорте допинга. По мнению САРАЕВА, последствия от допинга слишком тяжкие, чтобы вводить за него всего лишь административную ответственность — нужна уголовная. Андрей ШАПОВАЛОВ напомнил, что соответствующие поправки по инициативе правительства РФ недавно внесены были в Кодекс РФ об административных правонарушениях — они ужесточают наказание для спортивных врачей и тренеров за использование допинга на соревнованиях. За использование или попытку использования в отношении спортсмена «запрещенного метода» гражданам будет грозить штраф в размере от одной до трех тысяч рублей. А тренерскому и медицинскому составу и спортивным менеджерам — от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет. Склонение к применению допинга несовершеннолетнего спортсмена влечет за собой дисквалификационный период до трех лет.
— В Италии и на Украине, например, существует уголовная ответственность за применение допинга, однако практика введения новых составов в УК РФ говорит о том, что, прежде чем с такой инициативой выйти, нужно показать некую статистику о том, что иные, менее строгие меры борьбы являются уже неэффективными, — добавил ШАПОВАЛОВ.
— Как вы считаете, профессиональный спорт обречен на криминальную составляющую? Просто в силу того, что есть известный закон капитализма — прибыль любой ценой, а в профессиональном спорте получается и победа, и прибыль любой ценой, — задал вопрос коллегам председатель Омского облсуда Владимир ЯРКОВОЙ.
— Да, обречен! И если мы будем опаздывать в данном случае с инструментами уголовно-правовой охраны либо административного регулирования спортивной сферы, если не будем устанавливать правовые стандарты, то конец наступит гораздо быстрее, — ответил САРАЕВ.