Искусство в стане Колчака.
Третья столица. Омск. 1918 – 1919 годы.
Том 1: Музыка, театр, историческая хроника.
Том 2: Изобразительное искусство, литература.
Омск: Омскбланкиздат, 2011 год.
Тираж 400 экз.
Двухтомный альбом «Третья столица», появившийся на свет при поддержке ЗАО «Группа компаний «Титан», рассказывает о культурной жизни Омска в колчаковский период. Как известно, после свержения в мае 1918 года советской власти в Омске город стал стремительно наполняться беженцами из «большевистской России». В их числе были представители военных и политических кругов, многие выдающиеся деятели науки и культуры. Население Омска стремительно росло. С 1917-го по 1919 год оно увеличилось в шесть раз и достигло 600 000 человек. Помимо городского театра на 800 мест (ныне театр драмы), театральные представления шли и в других залах, а летом ежедневно – в театре-саду «Аквариум». Причем «Аквариум» был вечерами полон народу даже после введения в июне 1918-го Временным Сибирским правительством военного положения, так как приобретенный билет был одновременно и пропуском по городу. А 12 июня в омском кинотеатре «Кристал-Палас» был открыт новый Интимный театр миниатюр. Так называлось собрание одноактных драм, опер, оперетт и дивертисментов, сформированное таким образом, чтобы продолжительность их была не более полутора часов. Практиковалась система сеансов, как в кинотеатре: за один вечер шли три представления: в семь, в восемь тридцать и в десять часов вечера.
В альбоме представлено множество театральных рецензий из газет тех лет – живых и заинтересованных, в отличие от комплиментарных и казенных отзывов о постановках сегодняшних. Убедитесь сами: «г. Волков – поручик придумал себе несколько комических уходов... и оказал плохую услугу и пьесе и себе. Очень бледный неинтересный и даже неизящный образ Блонды дала г. Спаржинская. г. Леннер – Елена Николаевна вела свою роль неровно, как-то ненужно крикливо и лишь местами была недурна, особенно в 2-х последних актах» (на «Ревность» Арцыбашева). Или вот другое: «По печальной обязанности рецензента я указываю на маленькие недочеты постановки, но должен сказать, что общее впечатление от спектакля прекрасное» (на оперу «Борис Годунов» Мусоргского).
Писательская жизнь Омска в те годы во многом формировалась вокруг Антона Сорокина. «Дом Сорокина на Лермонтовской улице был примечателен тем, что его посещали все писатели, попадавшие в Омск, хотя бы на короткое время», — вспоминал современник, один из очевидцев тех событий. Бывало, заезжал и сам Верховный правитель, чтобы увезти засидевшуюся в кругу поэтов Анну Тимиреву. Впоследствии о своих взаимоотношениях с властью Сорокин написал знаменитую книгу «Тридцать три скандала Колчаку». Весь март 1919-го в Омске прожил Давид Бурлюк и регулярно проводил со товарищи футуристические вечера, любя, по его словам, «дразнить гусей»: «Наружность у футуристов была вызывающе необычна. Малиновые с разводами жилеты под черными сюртуками, деревянные ложки в петлицах, на лицах – у кого рыба, у кого собака, у кого треугольник... Бурлюк не читал стихи, он бросал их, как кирпичи, и смотрел единственным глазом на обалдевшую аудиторию», вспоминал художник Уфимцев. Публика на этих концертах приходила обычно в бешенство, свистела, улюлюкала, кричала что-то. Правда, самому Бурлюку после первых двух столиц в третьей было, похоже, скучновато. Не зря же он написал про Омск в том же 1919-м так: «Где скукотундру режет властно/Сырое тело Иртыша».
В 1919 году в Омске будущий советский классик Всеволод Иванов служил наборщиком во фронтовой газете «Вперед». Здесь он сам набрал и оттиснул на сероватой бумаге свой первый сборник рассказов «Рогульки». На оборотной стороне титульного листа указано: «Действующая армия. Типография газеты «Вперед». Омск. 1919. Вагоны N 216 и 521». Это была походная газета адмирала Колчака, Интересно, что в этой же газете тогда работал Василий Ян (Янчевецкий), будущий лауреат сталинской премии и автор исторических романов «Чингиз-хан», «Батый», «К последнему морю». А в отделе печати Управления делами Верховного правителя работал еще один известный писатель Георгий Вяткин. Кстати, с ними со всеми должен был быть знаком выдуманный Юлианом Семеновым Максим Максимович Исаев (он же Всеволод Владимиров), работавший, как известно, в 1919-м в Омске в пресс-службе Колчака.
В том же 1919-м в Омске уже во всю рисовали Виктор Уфимцев и Николай Мамонтов, начинал Борис Шабль-Табулевич, которые через два года организуют здесь футуристическую литературно-художественную группу «Червонная тройка». Авторам альбомов удалось найти и представить читателям хорошего качества фотографии всех вышеназванных деятелей искусства и еще многих-многих других, а также репродукции живописных работ и обложек книг.