Все рубрики
В Омске суббота, 27 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 85,5650    € 93,2641

Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ, председатель Омского городского совета: «Я буду выдвигаться на пост мэра, и не знаю, что может побудить меня отказаться от этого»

27 апреля 2012 15:56
0
1928

Председатель Омского городского совета Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ шестого апреля побывал на «кухонных посиделках» в «КВ». Он рассказал, какие видит решения по самым острым проблемам городского хозяйства, почему критически настроен к нынешней городской администрации, как относится к выдвижению своей кандидатуры на пост мэра, и дал интересные комментарии журналистам «Коммерческих вестей» по ряду других вопросов. Предлагаем читателям выдержки из этой беседы.

— Вячеслав Викторович, вы шли в горсовет как независимый кандидат, а сейчас записались во фракцию «Единой России». Вы в партии давно состоите?
— Я в партии не состою, но записался во фракцию. Нахожусь в этом «клубе сочувствующих», как однажды выразился Владимир ВАРНАВСКИЙ, с того времени, как меня позвали в прошлом году работать координатором проекта «Дороги городов России».
Дело в том, что проблем в городе много, а градоначальника, по сути, уже год нет. С того времени, как началась эта войнушка с областью, влияния городской администрации на то, что происходит в Омске, я не ощущаю. Сейчас идет процесс перемен, на выходе губернатор, в городе нет лидера, и все это на действиях чиновников отражается. Как говорится, кот из дому — мыши в пляс. Кроме того, в горсовете впервые многопартийность, в значительном количестве пришли коммунисты. При всех этих обстоятельствах нужно создавать некую консолидирующую силу, которая будет заниматься проблемами города. Я вступил во фракцию партии «Единая Россия» именно поэтому, и я считаю, что у нас хватит сил принимать решения разумные, продуманные и неангажированные.

— Неангажированные решения – это какие?
— Депутаты в четвертом созыве попались на этот крючок. Городская администрация представляла готовые документы, и за них, не раздумывая, голосовало большинство. А депутаты должны вникать во все вопросы добросовестно. Нужно самим принимать участие в разработке документов, нельзя подписываться не глядя, не разбираясь. В целом я очень недоволен тем, как развивается 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», говорил об этом на разных уровнях, как-то даже писали об этом в Госдуму и президенту РФ. Нельзя, на мой взгляд, ограничивать количество депутатов на освобожденной основе в горсовете четырьмя. Для миллионного города с его множеством проблем — это абсурд. Почему я сражался за Василия МАМОНТОВА, чтобы он обязательно стал замом? Нужно, чтобы на этой должности был человек искушенный в социальной сфере, а он там давно, он ее знает. Если он, предположим, не слишком креативный будет, то, по крайней мере, сможет все внутренние процессы объяснить депутатам. Ведь уровень подготовки документов городской администрацией никакой критики не выдерживает. Конечно, может, мы болезненно воспринимаем в четвертом созыве, как там Виктор Филиппович брал слово, если возникал какой-то спор, и говорил – будет вот так. И голосовали за это, не думая, к чему это приведет.
Все целевые программы переданы сейчас на уровень администрации города. Мы не сумели даже вписать строчку, кто за их реализацию ответственен и в какие сроки. Можем лишь проконтролировать, соответствуют ли выполненные параметры заданным. И все. А если не соответствуют, кто виноват? И какую несет за это ответственность? Нет ответственного, и потому целевые программы существуют формально, хотя именно они должны быть стратегией развития города. Способ бороться с этим есть сейчас один-единственный – не принимать от администрации документы, пока не внесут необходимые изменения. Горсовет должен требовать решение проблемы и поставить сроки, назначать ответственного за проблему, в этом я уверен.

— Низкое качество подготовки документов – это признак профессиональной непригодности специалистов горадминистрации или умышленное проведение каких-то конкретных решений?

— К кадрам в мэрии за последние пять-семь лет действительно вопросов много. Это первое. А второе, когда горсовет снизил требования к входящим документам, все перестало развиваться, а стало, наоборот, деградировать. Идеальным вариантом было бы, если за три-четыре месяца с новым лидером города ситуация обозначится, и горсовету начать выстраивать с ним реальную работу.

— Вы считаете, что работать горсовету придется с другой администрацией, с другими людьми?
— Да.

— Каким должен быть мэр миллионного города, на ваш взгляд?
— Из-зо всех мэров, которые в Омске были, самым успешным, на мой взгляд, был Валерий РОЩУПКИН. Прежде всего потому, что ресурсов у него было побольше. Помню, что тогда в горсовете вообще по-другому распределяли бюджетные деньги. Приводили аргументы, оппонировали. Была пора, когда с зарплатой бюджетникам были проблемы, создали группу депутатов, и они каждое утро приходили в департамент финансов и распределяли, кому сегодня на зарплату пойдут поступившие вчера деньги. Я даже помню фразу РОЩУПКИНА: «Зачем нам этим заниматься? Это функции горсовета, отдайте им». И это было правильно. Его смена, Евгений БЕЛОВ не смог продолжить управлять городом на том же уровне. А когда ШРЕЙДЕР пришел, мы думали: о, специалист по ЖКХ, город знает наизусть. Три года прошло, я обратился к нему в прессе со словами: «Как будем жить-то вообще, Виктор Филиппович?». Все сферы стали невнятными. В школах, детских садах родители хватаются за голову, а ШРЕЙДЕР в это время заявляет, что нет никаких поборов. И так далее. Я не получил ответа, ну больше не спрашивал, к тому же «Мостовик» начал много строить за пределами Омска и я стал по командировкам много ездить, считайте, смирился.

— А сейчас, получается, есть надежда?
— Сейчас легче, ведь мы дошли до края. Дальше отступать уже некуда.

— Помню, картинку с середины 90-х годов — первый состав горсовета. Депутаты не задумываясь проголосовали за налог на уборку территорий в размере 4% от оборота. А ведь среди них были хозяйственники, директора. Прошло две недели, предприятия взвыли, депутаты поняли, что взяли лишку и уменьшили до 2% от оборота. И все про депутатов мне стало ясно.
— Я вам так скажу – кто ползает, тот не поскользнется. Хотели же сделать благое для города дело, но не хватило, правда, квалификации. А вот позже, когда устанавливали тарифы на тепло, на перевозки, уже был серьезный анализ, экспертизы. Сейчас вот все энергетики стали частными и, по-моему, даже РЭК толком не знает, из чего состоят тарифы на тепло и электроэнергию. Слышали, что Газпром настаивает на повышении тарифа в ближайшее время на 19%, а РАО «ЕЭС» — на 20%? Это будет трагедия. Рассуждаю исключительно «по-кухонному», раз уж мы сидим «на кухне»: похоже, что бонусы у наших монополистов — это константа, все остальное восполняется населением. Точно также никто толком не может объяснить, почему стоимость нефти за рубежом растет, а при этом на внутреннем рынке растет стоимость светлых нефтепродуктов.

— В СМИ за последнее время муссировалась самая разная информация: о вводе сити-менеджера, о выборах мэра, о том, что вы останетесь спикером, о том, что Вас надо в мэры в то же время, и никак не могут определиться эксперты, где вы нужнее. Можете свое мнение по этим вопросам высказать?

— На самом деле, когда звучат фразы, что ДВОРАКОВСКОГО надо и в горсовет, и мэром одновременно, мне неловко, это переоценка моих достоинств.

— Кадров, наверное, не хватает в городе?
— Скорее всего так. Поляна пустая, и то, что происходит, не моя заслуга. Я себя вовсе не считаю таким лидером, чтобы оказаться единственным. Я вообще скромно оцениваю свои возможности. Что касается сити-менеджера, сама по себе эта фигура неприемлема для миллионного города по трем причинам. Первую мы назвали – нет готовых людей. Вторая причина в том, что у нас было два центра боевых действий, а сити-менеджер стал бы третьим таким центром. Третья причина — мы живем в существующей муниципальной структуре уже 20 лет и до сих пор толком не научились управлять городом. Придет сити-менеджер, а это новая методика управления, и нужны будут другие нормативно –правовые акты, которые горсовету придется мгновенно создать. Институт сити-менеджера — это скорее всего лишь провокационная выдумка или просто предложение от безысходности. Так что, считаю это недопустимым. Выбирать нужно мэра, а про губернатора и не говорю, а то скажете, что ушел в русло демократических процессов. Выборы мэра будут, и не знаю, что может случиться, чтобы я отказался на них пойти.

— То есть вы хотите участвовать в выборах?
— Да. Пойду и пока не вижу причин, чтобы отказываться от этого.

— Выдвигают версии, что если будут два сильных кандидата, к примеру, независимый и от правящей партии, то они могут расколоть электорат, и тогда коммунисты проведут своего мэра.
— Ну, тогда и проверим, переоценил я себя или нет.

— Вы не считаете несправедливым то, что коммунистам, которых в горсовете четвертая часть, не досталось ни одной мало-мальской должности?
— Что касается распределения должностей, может, я свои обязанности как председателя в чем-то здесь и не блестяще выполнил, но я, по крайней мере, пообщался со всеми, посоветовался. Еще до всех этих выборов коммунистам предлагали пакетное соглашение и две должности заместителей председателей комитетов, но ответа на это наше предложение не было.

— Обращаясь к городским проблемам. Почему многие МУПы неэффективны?
— Мы сейчас стараемся собрать всех ершистых депутатов для решения этих вопросов. Омскэлектро убытки накапливает, мэрия молчит. Хотя администрация города для того и нужна, чтобы эффективно использовать деньги, имущество и прочее. Думаю, надо разбираться подробно по МУПам.

— Так все же что происходит с Омскэлектро, что будут предпринимать депутаты?
— Мы условились так, что не будем никого шельмовать, поднимать шум в печати. Но обратились с требованием показать нам, почему все же получились убытки и кто за это в ответе. При РОЩУПКИНЕ решался вопрос, кому отдать вечно убыточную Тепловую компанию — Омскэлектро или Водоканалу, чтобы они своими доходами покрыли их убытки. А теперь оказывается, что Тепловая компания без убытков работает, а когда-то локомотив — Омскэлектро упал ниже некуда.

— На окраинах города просто ужас творится. Что делать с этим, хотя бы с внешним обликом?
— Мы сегодня с Татьяной ВИЖЕВИТОВОЙ говорили о том, что правила благоустройства в городе надо менять. Можно воспользоваться опытом соседей, изменить традиционное устройство. В Тюмени вот поделили город на 47 участков, объявили тендеры, зашла компания, которая будет обеспечивать уборку улиц и дворов. Все санитарные установки, контейнеры, машины обеспечены за счет бюджета. УК, ТСЖ, юрлиц обязали заключить с этой компанией договор или показать договор на вывоз мусора с другой компанией. Все полигоны сбора мусора оборудовали видеонаблюдением, фиксируют, кто туда вывозит отходы, а кто не вывозит. Навели таким образом порядок. Что у нас творится в том же частном секторе? Берут 25 рублей с человека, одни платят, другие нет, стихийные свалки не убирают в итоге. Человек не заключил договор, поэтому мусор подкидывает соседу. Надо и в этом направлении искать и заимствовать успешный опыт. Надо направить на решение этой проблемы силу, энергию,и ответственного назначить.

— Тот же дендропарк, который был одним из красивейших уголков Омска, проще говоря, раздербанили.
— Даже в небольшом Мюнхене огромное количество парков, а мы, наоборот, сокращаем их количество. Никто не может выстоять против того, когда работают лишние деньги. В итоге людям негде прогуляться вечером. Зеленый остров брошенный стоит. Нужно пересматривать Генплан, и пока не рассмотрим проекты планировок и предусмотрим нормативные зеленые зоны, надо прекратить всю точечную застройку. А вообще мы уже и с ТИЛЕМ, и с ВИЖЕВИТОВОЙ сейчас проговариваем вопросы регенерации. У нас есть частный сектор в центре города и нет способов решить вопрос. В 2007 году Виктор Филиппович обещал расселять, предоставлять коммуникации и отдавать микрорайоны под застройку. Идея была блестящая, но не реализовалась.

— Но иногда ведь проблемы и другие бывают. Вот мы слышали, что «Мостовик» отказался от проекта регенерации в районе улицы Малунцева из-за того, что кто-то из собственников отказался от расселения.
— Да, там была хорошая идея: стояли три двухэтажных дома, предполагалось расселить первый дом, построить на его месте многоэтажку, переселить в нее оставшиеся два дома,и так двигаться дальше, постепенно заменяя старые дома новыми. На первом же доме споткнулись, две квартиры категорически отказались переезжать. Мы там пробуксовали два года, а потом уже плюнули и стали строить в другом месте, где не надо было никого расселять.

— То есть из-за какого-нибудь частного сарайчика в Амурском поселке так же может загнуться хороша программа?
— Запросто. А оставить этот частный сектор – изуродовать город. Проблема непреодолимая. Власть применять если только.

— Другая гигантская проблема – капитальный ремонт.
— Сегодня заседает комитет Госдумы под председательством Галины ХОВАНСКОЙ, мы туда Алексея СОКИНА отправили и настоятельно наказали ему выяснить, собирается ли Федерация с долгами по капремонту помогать. Не знаю, заметили ли вы, что как областная администрация ни костерила мэрию, но не упоминала о капремонте. Присели. И федеральный бюджет присел.

— Фонд содействия реформированию ЖКХ – это все-таки копейки?
— Дали десятую часть от той суммы, которая требуется в России. Сейчас вроде бы еще десятую часть дают, но с акцентом на расселение ветхого и аварийного жилья. То есть ни о чем. В советское время мы платили тариф на капремонт, а теперь накопительные схемы не действуют.

— Почему?
— Только стоит деньгам в каком-то месте аккумулироваться, как сразу проявляется тенденция последних 20 лет: люди ничему не научились, кроме как красть из бюджета. Выход видится в том, чтобы жители брали кредитные деньги, делали капремонт. Затраты на содержание жилья после ремонта понизятся, жители смогут гасить кредит. А проценты городской бюджет должен брать на себя.

— Вы имеете в виду, нужно заставить жителей брать кредиты?
— Да, нужно предложить. И поручаться должен бюджет. И создавать условия. Когда от депимущества все передавалось собственникам, я требовал создать процедуру передачи. Чтобы была полная документация по текущему состоянию имущества. Этого не случилось, людям отдали «нечто», подлым образом сохранив за муниципалитетом подвалы и пристройки. С другой стороны, муниципалитет мог бы сейчас взять и провести исследования по состоянию домов, чтобы не драть с людей бешеные деньги на экспертизы. Что стоит выделить из бюджета 20 млн рублей и провести проверку этих восьми-девяти серий, которыми был застроен Омск? По сути, мы выясним точно, что нужно сделать и в каком объеме, будет некий инструмент для формирования сметы. Еще 20 млн надо отдать на решение типовых задач. Мы бы перестали кормить экспертов-дармоедов и обирать жителей. Сейчас в половине хрущевок даже вентиляция не работает, такое вот качество строительства, где кирпич уронили в трубу, где еще что-то.
Вторая возможность решения вопроса по капремонту – все прибавки, которые вдруг придут в результате перераспределения налогов, направлять на капремонт. Не в фонд жилищный копиться, а сразу в дело.

— Это на будущее планы. А что делать сейчас, с исполнительными листами, выигранными судами? Ведь деньги, которые уже в этом году город должен выплатить жителям по суду, не заложены в бюджете?
-Именно так, и здесь веет затхлым тупиком. Не хочу клеймить горадминистрацию, но департамент городского хозяйства предлагает управляющим компаниям заключать договоры, что они сейчас выполняют капремонт сами, заключив с подрядчиком договор, а мэрия потом с ними якобы рассчитается. В итоге договор подряда заключен, работы выполнены, а город не возмещает управляющей компании средства. В довесок департамент городского хозяйства рекомендует людям с этой пострадавшей от них же компанией больше не работать. И так мы идем из тупика в тупик. А чтобы рассчитаться с накопившимися долгами, надо, может, рассматривать кредитный вариант (не знаю здесь, не просчитывал).

— Так ШРЕЙДЕР же предлагал статью 16 закона о приватизации отменить и тем самым остановить наращивание критической массы городского долга. А на него за это набросились со всех сторон.
— Я первый его начал критиковать, так как он не предлагал никаких путей дальше. Остановить и ничего не предложить взамен – это неправильно.Никто не обратился из мэрии к обладминистрации с требованием заняться решением вопроса. Губернатор от этого вопроса уходит — ведь в областном бюджете тоже мышь на собственном хвосте удавилась. Боимся поднять вопрос до уровня Госдумы? А надо. Считаю, что нужно создавать целевые фонды, расширять базу бюджета, перераспределять средства и так далее. Без дополнительных ресурсов мы на пороге коллапса.

— Вы говорите о перераспределении средств, имея в виду перераспределение консолидированного бюджета?
— Именно. Часть нормативов распределения налогов установлена федеральным законодательством, часть — областным законодательством. Когда все активно стали пилить деньги из бюджетов, муниципалитеты остались в аховой ситуации, логика была следующая: зачем им давать, все равно украдут. А крадут и сверху. Так что уже не было разницы, мало поступит или много. По сути, не искали ресурсы, забота у всех была урвать.

— А как, по-вашему, нужно сделать, чтобы не воровали, чтобы средства расходовали верно, чтобы распределяли правильно?
— Не мои слова о том, что национальная идея должна строиться не на канонах церковных, а на законах чести и справедливости. И законодательство должно опираться на нравственные и этические нормы. Мой принцип жизни — во всем должна быть мера. Вся жизнь – выбор меры. И если бы хоть кто-нибудь сказал, что у нас сейчас вооружения на семь лет хватит, а эти деньги давайте пустим на развитие промышленности, на экономику, то потом бы нам хватило на все, и на вооружение в том числе. Не производят же сейчас почти ничего, не финансируют. Американцы в свое время развозили ученых по всем штатам, чтобы территория развивалась равномерно, и это правильно! Ну, не сможет москвич никогда написать программу для развития регионов. Так что нужна мера во всем. И если крадут, так пусть хоть меру знают.

— А на мой взгляд, большая часть проблем, существующих в регионе, в том числе появилась и по причине нашей трусости, нашего рвачества. Совесть, стремление сохранить лицо – где это все? То, что сейчас творится, это позор каждого из тех, кто имел доступ к власти.
— Вы абсолютно правы в том, что это не они делают, это мы им разрешаем, равно как и население разрешает это делать нам. Никуда от этого не денешься. Я первые годы, когда в округе затруднялся объяснить ситуацию, давал активным критикам посмотреть диск с фильмом «Убить дракона». Сейчас округ у меня увеличился, надо бы еще прикупить дисков с этим фильмом.
Я к тому, что ответить на эти вопросы не могу. У меня в свое время сформировалась теория лишних денег. Я убежден был, что все проблемы из-за того, что в России слишком много стало денег. Когда стали безнаказанно красть из бюджета, в 90-е годы, в Москве сколько закопали и крутых, и добросовестных? А когда поставили воровство на индустриальную основу и бюджет перекочевал в теневую экономику, тогда и не стало ни совести, ни чести, ни достоинства. Мы пережили все эти вещи – и рэкет, и узурпацию власти. И все подсознательно чувствовали, что лучше лишний раз голову не поднимать. Говорить про это, может, до сих пор опасно, а может, и вообще не стоит – еще больше станет бардак. Да, стыдно иногда было ходить в горсовет, но до сих пор я работал честно и надо продолжать. Горжусь тем, что на объектах «Мостовика» качество есть, есть то, чего от меня ждали.

— Жалко было уходить из «Мостовика»?
— Сегодня встречался на базе с коллективом. Конечно, до слез обидно. Жалко. С зеленой лужайки ведь все начинали, с нуля. Жалко...

— Объекты, которые сейчас ведет «Мостовик» — Русский мост, сочинские – в сроки укладываются?
— Я в понедельник улетаю во Владивосток, пропустить такое событие как замыкание уникального моста, я не могу. 11 апреля это произойдет. График строительства моста был составлен в декабре 2008 года, и задержались мы всего на 11 дней. Была какая-то информация о том, что не получилось что-то с бобслейной трассой в Сочи. Но сначала мы и не должны были за нее браться, нас туда поставили с опозданием на полгода. Сейчас все объекты в графике.

— Работа работой, а для души, для отдыха какие у вас приоритеты?
— В последнее время стал сильно ценить возможность побыть одному, поразмышлять. Раньше любил охоту и много времени ей посвящал. Сейчас отрада – внуки, их четверо. Беспокойство о них колоссальное, старшему 17 лет, все думаешь, что с ним будет, младшей 8 месяцев, волнуешься, что ее ждет.

— Спасибо за разговор, успехов вам в дальнейшей работе.  

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.