В минувший вторник, 24 апреля, межведомственная комиссия по координации деятельности органов исполнительной власти Омской области в сфере защиты трудовых прав работников, которую возглавляет первый заместитель председателя правительства Омской области Андрей БЕСШТАНЬКО, обсуждала тему необоснованно низких зарплат в аграрном секторе региона и разбиралась в запутанной ситуации, в которой оказался единственный региональный авиаперевозчик, выкупленный осенью прошлого года московским бизнесменом Юрием БЕРЕСТНИКОВЫМ. Омская авиакомпания так и не смогла выполнить ни одного рейса, зато успела задолжать своим работникам более 6 млн рублей.
Авиакомпания «Иртыш» вошла в штопор
Как признают уже все, региональный авиаперевозчик оказался в ситуации почти критической. Еще в сентябре 2011 года в штате авиапредприятия числилось порядка 200 человек, а сегодня уже 18. Сертификат эксплуатанта у омской авиакомпании был аннулирован Росавиацией еще в ноябре прошлого года «в связи с ухудшением производственных показателей и финансово-экономического состояния». Кредиторская задолженность на сегодняшний день – 5 млн рублей. Дебиторская задолженность – 27 млн рублей, но взыскать ее почти нереально (большинство должников находится в процедуре банкротств). Ну а самое главное, что долги по заработной плате в авиакомпании продолжают расти. По данным на 20 апреля, долг достиг 6,27 млн рублей, причем на большую часть этой суммы уже выданы исполнительные листы.
— С марта по сегодняшний день некоторую часть задолженности мы уже погасили, — пытался оправдываться технический директор авиакомпании Олег СОХНЯКОВ. – Директор не в бегах, он работает. С заводом LET заключен предварительный договор на поставку 10 воздушных судов Л-410. 21 апреля гендиректор уехал в Чехию на подписание кредитного договора с чешским банком.
— Это хорошо, что БЕРЕСТНИКОВ не в бегах, а работает, — отметил Андрей БЕСШТАНЬКО. – Но пока мы видим только один результат его работы – шесть миллионов долгов по зарплате. И Пенсионному фонду ваше предприятие недоплатило свыше 2,5 млн рублей.
По словам главы регионального минпрома Александра ГОРБУНОВА, история с аннулированием сертификата все же не до конца понятна. Минпром обращался по этому поводу в Росавиацию, но ответ получил отрицательный. В том смысле, что пусть, мол, омское авиапредприятие получает новый сертификат. А выдача нового сертификата эксплуатанта – это процедура довольно длительная.
— Расчет-то был на выполнение полетов совершенно другими воздушными судами. Но из-за неожиданного отзыва сертификата эксплуатанта авиакомпании «Иртыш» пришлось все планы кардинально менять, — пояснил Александр ГОРБУНОВ. — Покупка самолетов, вполне возможно, стала бы выходом, но здесь тоже есть подводные камни. Заключить контракт – это еще не значит получить самолеты. На мой взгляд, помимо средств на приобретение воздушных судов владельцам предприятия нужно срочно изыскивать средства на погашение задолженности по зарплате. Других вариантов просто нет.
По мнению же транспортной прокуратуры, материалы проверок финансово-хозяйственной деятельности авиакомпании «Иртыш» пора передавать следователям на предмет рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении гендиректора Юрия БЕРЕСТНИКОВА. Мол, как показали проверки, в августе 2011 года авиакомпания «Иртыш» действительно заключала договоры субаренды шести воздушных судов Ту-154М с авиакомпанией «Континент», но этим планам не суждено было сбыться из-за аннулирования сертификата эксплуатанта. У авиакомпании «Иртыш» остается еще договор на обслуживание воздушного судна Ан-2 с ЗАО «Ютэйр-Карго» и есть сданные в аренду ООО «Аэрокузбасс» три авиадвигателя. Но денег по договорам все равно не хватит на погашение зарплатных долгов. Ко всему прочему прокурорская ревизия показала, что деньги отвлекались на иные цели, не связанные с выплатой зарплат.
В интересах работников предприятия прокуратура уже направила в суд более 40 исков о взыскании долгов по зарплате на сумму свыше 2 млн рублей, а в УФССП по Омской области направило обращения, в котором попросило принять необходимые меры по исполнению судебных решений и выявлению имущества предприятия, на которое может быть наложен арест. И даже если чешские самолеты появятся в Омске, то приставы,
по словам заместителя главного судебного пристава Омской области Александра КУКЕЛЬ-КРАЕВСКОГО, будут вынуждены их арестовать.
— Материалы в следственное управление нужно, конечно, направлять, — согласился с прокуратурой Андрей БЕСШТАНЬКО. – Тем более если имеются факты отвлечения средств. Но мы должны понимать, что уголовная ответственность для руководителя организации – это не самоцель. Наша задача – ликвидировать задолженность. Однако поставка самолетов, к сожалению, эту проблему тоже никак не решает. Чешские самолеты – это в лучшем случае 2013 год. И если мы не найдем понимания со стороны руководства предприятия, то нам все же придется нажимать на рычаги уголовной ответственности.
У аграриев зарплата растет
Обсудила межведомственная комиссия и результаты усилий минсельхозпрода Омской области по обеспечению своевременности выплаты зарплат в аграрном секторе региона. По словам заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Надежды ИВАХНОВОЙ, в прошлом году перед министерством была поставлена задача по увеличению средней зарплаты в отрасли и задача была в целом выполнена – доходы аграриев увеличилась за год на 18%.
— Конечно, работу мы ведем совместно с муниципальными образованиями, — пояснила Надежда ИВАХНОВА. – Постоянно анализируем финансовое состояние предприятий, выявляем резервы для роста заработной платы. С 2006-го по 2010 год зарплата выросла в 3,1 раза, а в 2011 году среднемесячная заработная плата в отрасли составляла уже 10,8 тысячи рублей. По этому показателю мы занимаем пятое место в СФО, опережая ближайших соседей – Новосибирскую область и Алтайский край. И в текущем году рост заработной платы продолжается. За первый квартал, в сравнении с аналогичным периодом 2011 года, прирост составил 22%. Основное влияние на заработную плату оказывает, конечно, увеличение производительности труда.
Отдельное внимание к сельским товаропроизводителям, у которых на фоне роста производственных показателей отстает уровень зарплат. Яркий пример – ООО «Алексеевское» Горьковского района и ЗАО «Ермоловское» Калачинского района. Руководителей этих предприятий даже пригласили на заседание областной межведомственной комиссии. В ООО «Алексеевское» фонд оплаты труда – 16,6% от выручки, в то время как даже у закредитованных хозяйств он на уровне 22-24%, а у передовиков отрасли вообще 30-35%. Ответить на вопрос, почему в ООО «Алексеевское» средняя зарплата в полтора раза ниже, чем у сельхозорганизаций Горьковского района, попытался учредитель – Константин КУЗНЕЦОВ. По его мнению, проблема в недостатках статистического учета, неполной занятости работников в зимний период и невысокой производительности труда.
– Я не против повышения зарплат, и зарплата у нас растет, — заявил Константин КУЗНЕЦОВ. – В 2005 году фонд оплаты труда составлял 4,5 млн рублей, а сегодня – 9 млн рублей. Все, кто работает полный месяц, получают по 8-10 тысяч рублей. Только за последний год у нас средняя зарплата выросла на 31%. Но если не буду сейчас направлять всю прибыль на техперевооружение, то через несколько лет вообще никакой зарплаты не будет. Мы все окажемся неконкурентоспособными.
Похожие аргументы пытался приводить и директор ЗАО «Ермоловское». Его предприятие по уровню зарплат занимало в прошлом году одиннадцатое место из тринадцати в Калачинском районе. Но сегодня, как сообщил комиссии Анатолий ТАПЕХИН, ситуация уже меняется. В марте зарплаты в ЗАО «Ермоловское» выросли на 55% в сравнении с мартом 2011 года.
— Логика вполне понятная, — согласился с предпринимателем Андрей БЕСШТАНЬКО. – У вас нет долгов по налогам, у вас внятная история взаимоотношений с кредитными организациями, и это все замечательно. Никто здесь не ставит задачу любыми способами повысить зарплату в два раза. У сельского хозяйства своя специфика. Рост зарплаты должен быть адекватен росту производительности труда. И убеждать нас в необходимости технического перевооружения тоже нет необходимости. Но и перевооружаться, согласитесь, можно бесконечно. И отговорки на безалаберность работников мы тоже слышим постоянно. Работодатели всегда находили и будут находить причины, по которым они якобы не могут повысить заработную плату. Но если все так плохо, то почему в 2011 году агропромышленные предприятия по прибыльности уже конкурировали со строительными организациями?
Действительно, если сравнивать зарплаты аграриев с другими отраслями, то, как подтвердила Надежда ИВАХНОВА, повода для особого оптимизма пока нет. В сельском хозяйстве зарплаты существенно ниже, чем в среднем по экономике области. Но есть тем не менее и положительные примеры. В ЗАО «Богодуховское» Павлоградского района работники получают по 16 тысяч рублей. В передовиках по зарплатам и такие хозяйства, как «Пушкинское», «Кировское», «Звонаревокутское», агрокомплекс «Ударный». А с этого года минсельхозпрод намерен действовать экономическими методами, привязав выделение средств на инженерное обустройство села к уровню заработной платы в муниципальном образовании. Где зарплата растет, туда и будут поступать средства из бюджета. Так что муниципальным властям есть о чем задуматься.