Все рубрики
В Омске вторник, 17 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,1423    € 101,2789

Игорь МУРАЕВ, генеральный директор ООО «Омская инвестиционная компания»:«Наша компания будет оператором промышленного парка по переработке полимеров»

17 октября 2012 11:14
0
1531

О региональной инфраструктуре по поддержке инноваций, частью которой была и остается Омская инвестиционная компания, об институтах развития и своих планах по «упаковке» инвестиционных проектов экс-министр экономики Игорь МУРАЕВ рассказал обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ.

— Игорь Геннадьевич, ОмИК была создана в марте 2010 года, чтобы содействовать привлечению инвестиций в инновационные проекты, работала с проектным офисом «Рынок инноваций и инвестиций» при ЗАО «ММВБ», но прошло уже много времени, ММВБ кардинально изменилась, объединившись с РТС, однако заявленного эффекта пока не наблюдается. Почему? Прежний руководитель ОмИК Ольга Никифорова что-то делала не так?

— Работа с держателями инвестиционных проектов – весьма специфическая услуга, не рассчитанная на массовый рынок, да и Омская область, понятно, это не Москва. К тому же в 2010 году перед компанией стояли одни задачи, сейчас – другие. Время изменилось. И мы стараемся меняться тоже.

— Будете расширять спектр услуг?

— Мы хотим пойти немного по другому пути, сформировать банк инвестиционных проектов, которые можно предлагать предпринимателям, имеющим свободные ресурсы. Идей в Омске много, инноваторов тоже много. На самом деле очень трудно выбрать из этой массы идей перспективные, которые могут стать продуктом, востребованным на рынке. Одна из самых важных вещей в любом проекте – это технологии. Каким бы инновационным продукт ни был, но если он получается, например, слишком затратным, то он не будет конкурентоспособен. Накладывают определенные ограничения и затраты на логистику. Хотя Омск и выгодно расположен с точки зрения трансконтинентальных коридоров, но когда речь идет о потребительском рынке, то более важен показатель плотности населения. Если в радиусе тысячи километров от Омска проживает несколько миллионов человек, то в европейской части России – десятки миллионов.

— Какой-то свой уже готовый, «упакованный» проект можете назвать?

— У нас есть целый ряд интересных проектов, которые готовы к реализации. В качестве примера могу привести проект предприятия по производству органического углерода. Проще говоря, это древесный уголь, только намного более высокого качества, он используется в металлургии и других отраслях промышленности. На сегодняшний день в России ощущается острый дефицит высококачественного древесного угля, потребители готовы его покупать в больших количествах. Из опыта ГК «Титан» могу рассказать, что в Караганду, где расположено предприятие «Силициум Казахстан», древесный уголь завозится из Перми и даже из Украины. А если есть проект, патент, технология, понятный рынок сбыта, то почему бы омским предпринимателям не построить несколько предприятий по производству органического углерода в Омской области? На севере региона их можно поставить пять-шесть. как минимум. И все будут востребованы.

Мы готовы предложить омским предпринимателям и несколько вариантов получения заемных средств. Еще у нас есть на данный момент порядка десяти готовых бизнес-планов различных производств по переработке полипропилена для будущих резидентов промышленного парка. Можно производить полипропиленовые мешки, нетканое полотно, гофрированные канализационные трубы, одноразовую посуду, упаковочные материалы, детские игрушки и очень много чего еще. Весьма перспективный продукт – термопластичные древесно-полимерные композиты. Стружка смешивается с полипропиленом методами экструзии, литья под давлением, прессованием, и можно получать высококачественные отделочные материалы. Тот же ламинат, к примеру. Любое изделие из древесно-полимерного композита обладает высокими прочностными характеристиками, оно никогда не вспучится от влаги. В России таких производств еще очень мало.

— На какие инвестиции рассчитаны ваши «упакованные» проекты?

— Варианты разные. Есть проекты и на 50 млн рублей, и на 400 млн рублей. Это как раз малый и средний бизнес.

— А сам промышленный парк уже на подходе?

— Мы как раз сейчас и занимаемся его формированием. Омская инвестиционная компания будет оператором промышленного парка по переработке полимеров. Территория парка предварительно определена – около 20 га на территории «Омского каучука». Уже готовится схема размещения производств. На первом этапе мы формируем заявки на 12 тысяч кв. метров, на которых разместятся пять первых производств. На втором этапе, когда будут появляться резиденты парка, у каждого из них будет выбор – взять землю и строить самостоятельно либо арендовать готовые производственные площади у оператора промышленного парка. Уже есть и договоренность по поводу ценовой политики для резидентов промпарка. То есть резиденты будут получать дешевле сырье для производства своей продукции.

— Ваша деятельность – это ведь не бесплатная раздача, у любой работы есть своя цена…

— Конечно, наша цель такая же, как у любого бизнеса – извлечение прибыли. Мы зарабатываем деньги, оказывая услуги. Но затраты на наши услуги – они точно не отяготят инвестиционный проект.

— ОмИК в свое время работала с Роснано. Сохранились ли сейчас партнерские взаимоотношения с этой компанией?

— На мой взгляд, любые взаимоотношения должны быть насыщены конкретикой. В следующем году такая конкретика уже появится, когда на ряд крупных проектов будет готова проектно-сметная документация. Не факт, что мы обратимся за поддержкой именно в Роснано, сегодня на рынке есть альтернатива, есть другие институты развития, существуют различные варианты финансирования, но при этом я не считаю, что общение с Роснано закончено. Вот запустим проект промпарка, а в 2013 году попытаемся провести инвентаризацию отношений с Роснано, проанализировав причины неудачных попыток, и попытаемся возобновить диалог.

— А проектный офис «Рынок инноваций и инвестиций» — он уже не работает?

— Это был эксперимент. Вполне возможно, что он просто опередил свое время. Я уверен, этот инструмент еще актуализируется, а пока все варианты, связанные с листингом на биржевых площадках, с публичностью, – они не работают. Инноваторы – люди очень осторожные.

— Механизмы венчурного финансирования, о которых столько говорили и писали, в том числе в «КВ», тоже не прижились в Омске…

— Вот смотрите, что получается. Чтобы инновационному проекту выделили 25 млн рублей из Фонда посевных инвестиций, у держателя проекта должно быть своих своих средств не менее 25% от этой суммы. Таких денег у инноваторов, как правило, нет. Значит, необходимо привлекать соинвесторов. А соинвесторы опасаются вкладывать деньги в идею, которая находится на начальной стадии.

— Ну а с какими институтами развития все же удается находить общий язык?

— С Внешэкономбанком. Без сомнения, с ним мы будем и дальше продолжать работу. Есть еще новые тропинки и источники. Но мы о них скажем чуть попозже.

— Раньше ОмИК активно сотрудничала с региональным минэкономики, которое вы возглавляли. А как сейчас?

— Конечно, мы и дальше будем продолжать сотрудничество, будем обсуждать вопросы поддержки малого бизнеса, который заработает в промпарке, и в этом для регионального правительства есть, кстати, прямой экономический смысл, поскольку резиденты промпарка в перспективе заплатят 2,5 млрд рублей налогов даже с учетом льгот. Сказал же наш новый губернатор Виктор НАЗАРОВ, что каждый бюджетный рубль, который тратится на поддержку бизнеса, должен вернуться в бюджет двумя рублями, и эта логика в проекте промпарка присутствует. Но вообще, в моем понимании, любой бизнес должен быть несколько удален от власти. Слишком тесные взаимоотношения с властью при реализации инвестиционного проекта – это риски, которые не просчитываются на длительную перспективу. Равные условия для держателей всех инвестиционных проектов – этого вполне достаточно.

— Консультанты из компании Strategy Partners Group, которые работают над стратегией развития для Омской области, считают одной из самых слабых точек омской экономики сферу инноваций. А как вы оцениваете сегодняшний уровень развития инновационной инфраструктуры в регионе?

— На самом деле у нас много чего есть. Достаточно сравнить ситуацию 2008 и 2012 годов, чтобы это понять. Самое главное – удалось всколыхнуть эту массу людей, которая живет инновациями. Инноваторы получили публичность, они стали активно продвигать свои идеи, презентовать их, поверили в свои силы и в возможность реализации своих идей. Конечно, существующая инновационная инфраструктура не совершенна, ее недостатки видны и нам нужно двигаться по этому пути дальше. Нужны региональные фонды, которые могли бы с инновационными идеями работать. Нужна более прочная связь между инновационной средой и реальным бизнесом. Проблема в том, что у нас практически все инновации еще в стадии НИР – научно-исследовательских разработок. У нас почти нет ОКР – опытно-конструкторских разработок, когда уже виден сам продукт.
Плюс не хватает обратной связи – реальный бизнес должен быть заказчиком инноваций. Мы совместно с нашими учеными сейчас готовы создать совместные проекты для представления их на гранты – там как раз эта связь будет. Под задачи развития бизнеса будут проводиться исследования, в том числе и на стадии ОКР. Будет как минимум три проекта, построенных на принципах частного государственного партнерства. Я думаю, мы на базе той же площадки промпарка предложим власти совместно создать нечто вроде центра коллективного пользования. Соберем инноваторов, создадим им условия, чтобы они могли экспериментировать, дорабатывать свои идеи, доводить их до стадии опытно-конструкторской. Если не двигаться дальше, инновационная среда затихнет буквально за пару лет. Люди должны видеть перспективу. Нужны примеры успешного использования новаций. Нужны истории успеха.

— Оценивая свой предыдущий опыт в качестве министра экономики, что бы бы вы сделали иначе? Или вы не считаете, что в чем-то ошибались?

— Наверное, я больше внимания уделял бы вопросам, связанным с технологиями и рынками сбыта. Соответственно, изменил бы немного и структуру министерства под такие задачи. А если говорить об ошибках, я не утверждаю, что у меня их не было. Ошибки не совершают только те, кто вообще ничего не делает.

— Бренд Омской области, созданный не без вашего участия, сегодня не критикует только ленивый. Не могу не спросить: в чем же отличие стратегии по продвижению бренда региона от стратегии развития региона?

— Бренд создавался для внешнего использования, для привлечения общественного внимания и повышения инвестиционной привлекательности Омской области через продвижение местных продуктов и услуг на выставках, презентациях. Стратегия развития – это документ, который предназначен, прежде всего для регионального правительства и должен содержать определенный план действий власти на перспективу. В технологиях подготовки и бренда, и стратегии действительно много общего, но эти два инструмента – они друг другу не противоречат. Полученные в ходе работы над брендом материалы можно и нужно, на мой взгляд, использовать. В любом случае регион должен себя как-то позиционировать, мы должны себя как-то показывать другим людям, а бренд – это самый современный и эффективный способ коммуникации.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.