Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Вадим МЕРЕНКОВ, министр имущественных отношений Омской области:«У вас, наверное, телепатические способности – угадали, что через пять минут у меня встреча с «Макдональдсом»

28 января 2013 12:55
0
1743

20 декабря на «кухонных посиделках» в редакции газеты «Коммерческие вести» побывал министр имущественных отношений Омской области Вадим МЕРЕНКОВ. Он был назначен на эту должность 3 сентября 2012 года, но за чашкой чаю с журналистами «КВ» ему пришлось ответить на немало вопросов, которые касались и прежнего места работы первым заместителем директора департамента имущественных отношений администрации города Омска. Большую часть разговора с Вадимом МЕРЕНКОВЫМ «КВ» представляют своим читателям.

— Когда человек приходит на новую должность, он должен понять, а что там происходило до него? Простыми словами, сделать какую-то ревизию. Вы что-то такое предполагаете?

— Особо нового ничего нет и быть не могло. Мы в городском департаменте с министерством очень плотно взаимодействовали. Все процессы были понятны, прозрачны, и мы о них знали не только в общих чертах, но и в цифрах. И объем казны мы представляли, и приблизительный состав казны – что находится в собственности Омской области – также был понятен. Те объекты, которые мы передавали из города в область, теперь мы же здесь дооформляем и принимаем. Поэтому какой-то большой ревизии не делали. Что называется, с ходу включились в работу, с минимальными структурными изменениями – кое-какие небольшие перестановки все же у нас были сделаны. Мы просто продолжили ту работу, которая была за министерством всегда закреплена. Но, естественно, с какими-то новыми идеями, подходами и начинаниями. У нового губернатора достаточно много идей, поэтому встраиваем их в ту структуру, которая уже есть.

— Какую-нибудь из новых идей назвать можете?

— Самое обсуждаемое – это пакет законов о поощрении инвестиций, повышении инвестиционной привлекательности региона. По линии министерства нас это касается в плане развития земельных отношений. Это обеспечение доступности площадок под строительство, выбор таких площадок в местах, наиболее приближенных к коммуникациям, каким-то уже имеющимся производственным помещениям, к инфраструктуре, – имеется в виду транспортное, железнодорожное, речное сообщение. Сейчас у нас есть еще кое-что новое – принято решение о перераспределении полномочий в земельной сфере. Сегодня идет эта работа по постепенной передаче полномочий на уровень муниципалитета Омска, это касается неразграниченных земель. Большая работа проводится по оптимизации подведомственных предприятий, учреждений и других организаций с участием области. Происходит укрупнение многих предприятий, слияние, передача имущественных активов.

— А какие предприятия укрупняются?

— В основном это предприятия строительной индустрии и жилищно-коммунальные. У нас произошло объединение дирекции строящегося метрополитена, Омск-Федоровки и гидроузла. Из менее звучных – объединили два наших подотчетных учреждения, Центр управления собственностью и Центр мониторинга. Соответственно, высвобождается какое-то имущество, автотранспорт. Что-то попадает в программу приватизации, что-то из автотранспорта передаем в районы области, где его ждут с охотой.

— Какова логика объединения трех дирекций по строительству крупных объектов в одну?

— В первую очередь это уменьшение управленческого персонала, содержание офисов, автотранспорта. Когда происходит слияние, естественно, происходит сокращение численности и финансирования всего этого аппарата.

— Как вы считаете, насколько эффективно используется то имущество, которое сейчас находится в казне?

— Достаточно эффективно. Неиспользуемого имущества практически нет. Тот же перечень пустующих помещений исчисляется двумя десятками объектов с небольшим. Имущество закреплено в основном за какими-то бюджетными организациями, предприятиями и используется по назначению. Понятно, там есть у них какие-то резервы, какой-нибудь административно-бытовой корпус может быть использован и в меньшем объеме, но это уже вопросы производственной деятельности. По этому поводу сейчас работает профильное министерство, они должны дать предложения по оптимизации численности и занимаемых помещений.
То, что находится в казне и не закреплено за предприятиями, предлагается в аренду или выставляется на приватизацию. Здесь мы исповедуем простой принцип, который был опробован еще в городе, – если свыше 10 лет арендная плата превышает сумму поступлений от возможной приватизации, естественно, объект интересен в арендном фонде. Если его проще продать, чем сдавать в аренду, тогда мы его предлагаем на приватизацию.

— Вы уже успели наметить какие-то планы по поводу программы приватиза-ции, от чего еще можно избавляться?

— В основном у нас в программе приватизации на предстоящий год запланировано внесение имущества в уставный капитал акционерных обществ, преобразование государственных предприятий в акционерные общества. Потом уже будет решаться вопрос, что продавать, вводить каких-то инвесторов в состав этих акционерных обществ, или просто пакет акций будет выставлен на аукцион.

— В этом году область решила выставить на продажу историческое здание на улице Музейной, 4, где раньше планировалось открыть единый ЗАГС. По начальной стоимости в 72 млн рублей его не купили, что с ним будет в дальнейшем?

— Здание снова выставлено на торги в феврале по этой же стоимости. Это очень серьезный и крупный объект. Думаю, снижать его цену менее в 70 млн рублей мы не будем. Может быть, нам будет проще его сохранять в государственной собственности и найти какой-то вариант использования. Честно скажу, продавать такой объект жалко. Это огромное здание с 5-6-метровыми потолками, огромными арочными окнами – памятник истории и культуры. Естественно, его нельзя перестроить и реконструировать, а можно только восстановить и использовать. Ремонт здания, по самым скромным прикидкам, оценивается в 150 млн рублей. Сегодня оно стоит без окон, без дверей, без перекрытий, с размороженными системами отопления. Есть там ряд проблем по стенам и фундаментам – делали усиление и сейчас контролируем, будет их состояние ухудшаться или нет. Поэтому, с одной стороны, жалко, с другой – это как чемодан без ручек. Ни одной заявки на аукцион на него не поступило.

— В начале года в очередной раз на продажу выставляли акции ОРТРК и Ом-ского радио, но аукцион опять отменили, что планируется сделать с этими активами в будущем?

— Пока каких-то конкретных планов нет. Мы пока не предполагаем продажу, но с точки зрения дальнейшего использования все эти варианты еще осмысливаются. Мы рассматриваем предложения от профильных министерств, от управлений, что же делать с таким имуществом, и по их предложениям выставляем на торги или снимаем его с программы приватизации. По этому активу пока таких предложений не было.

— Ваш предшественник Александр СТЕРЛЯГОВ говорил, что федеральное законодательство требует избавляться от таких активов.

— Действительно, это так. Это не задача власти – заниматься торговлей и еще какими-то коммерческими видами деятельности, поэтому такие активы должны быть отчуждены. Будем избавляться. Однако конкретных решений по срокам, по порядку нет. Но то, что приносит доход, есть возможность по законодательству сохранить в ведении государства. Это арендный фонд, помещения, используемые коммерческими предприятиями на каких-то иных правах. Это все может быть сохранено как доходный источник бюджета, и продавать его мы не обязаны.

— По проверке законности продажи акций ОТВ-3 еще какие-то действия пред-стоят?

— Анализ этой ситуации мы делали. Перспектив их изъятия на сегодня практически нет, поскольку там сменилось уже несколько собственников, есть добросовестный приобретатель, который заплатил за это имущество деньги. Судиться с промежуточными собственниками? Здесь нужно оценить, насколько это имеет перспективу, поскольку если взыскивать убытки с пустой организации, то, кроме морального удовлетворения, ничего и не получим.

— Спорткомплекс «Арена Омск» был передан клубу, минимущество к этому зданию отношения уже не имеет? Как по нему вносилась арендная плата?

— Раньше бюджет напрямую платил некоммерческому партнерству, это были ежегодные субсидии, которые перечислялись на общую деятельность. Они уже этими деньгами распоряжались на осуществление своей уставной деятельности, в том числе это и зарплата игроков, и какие-то общехозяйственные расходы.

— По «Арене Омск» еще возник вопрос по распределительной подстанции, которая там находится. Прежде утверждали, что она осталась в собственности Омской области, на ней произошел пожар, а теперь с минимущества за ущерб взыскано 7 млн рублей. Кому она принадлежит и кто за нее отвечает?

— Да, суд первой инстанции принял решение взыскать 7 млн рублей с министерства имущественных отношений, как с владельца кабеля, который к этой подстанции подходит. Этот кабель министерство уже несколько лет пытается передать на баланс или городу, или в некоммерческое партнерство, поскольку он подходит только к этому объекту и никакой другой социальной нагрузки не несет. Но пока воз и ныне там. Кабель остается в собственности Омской области, соответственно, все риски, связанные с его использованием, ложатся на плечи бюджета. На сегодня подана жалоба, и если решение вступит в законную силу, будем смотреть, за счет каких источников гасить эту сумму.
Добавлю, что министерство очень хочет передать этот кабель в город или на баланс самому некоммерческому партнерству. Но, будучи в городе, мы всячески этому сопротивлялись, потому что никто из энергетиков не готов был этот кабель эксплуатировать. Однако мы нашли варианты передачи кабеля в муниципалитет, сейчас оцениваем необходимые вложения в эти сети, определим источник покрытия, и с учетом доделок муниципалитет готов кабель забрать. Он был построен с серьезными нарушениями, аналогичная ситуация с водопроводом к этим же объектам и с подземным переходом к «Арене Омск». Министерство также пыталось передать подземный переход на баланс муниципалитета, но брать его он категорически отказывается в связи с тем, что есть вопросы по его техническому состоянию. Сейчас он в областной собственности.

— А что с этим подземным переходом не так?

— Начиная от того, что местами отвалилась облицовка, и заканчивая трещинами в несущих конструкциях. Поэтому сейчас требуется его серьезное обследование. Мы с «Мостовиком» по этому поводу разговаривали, понимание есть, что обследование делать нужно. Уже по его результатам будет приниматься решение – или это будет финансирование за счет бюджета, или гарантийные обязательства исполнителя работ – «Мостовика».

— За землю под «Ареной Омск» платят арендную плату? И кто там теперь арендатор?

— Под самой «Ареной Омск» земля неразграниченная. Арендатором земельного участка, занимаемого спортивным комплексом, является НП «Спортивный клуб «Авангард».

— В чем главная разница между работой в департаменте и министерстве?

— Здесь все-таки акцент сделан на оформление имущества и на обслуживание предприятий и учреждений, которые функционируют в области, а в департаменте – на получение дохода. Там в разы была больше арендная база, больше по числу объектов программа приватизации.

— На каком этапе процесс разграничения прав собственности между городом и областью?

— По объектам недвижимости он давно закончен. По земле разграничение как таковое – это процесс постоянный. У нас есть несколько критериев, по которым земля может быть из неразграниченной переведена в собственность муниципальную, областную или федеральную. При возникновении этих обстоятельств происходит оформление, но основная часть уже завершена. Большинство улиц города Омска оформлено в муниципальную собственность, а также это парки, скверы, территории школ, детских садов. Это был самый большой блок, все остальное – уже разовые объекты. Но территория неразграниченной земли еще очень большая, порядка 40%.

— Так что же даст городу передача от области полномочий по управлению этими землями, прибавку в бюджет?

— Прибавки в бюджет большой не будет, сегодня идет распределение доходов от использования неразграниченных земель таким образом: 80% — городу, 20% — региону. Если будет принят Бюджетный кодекс на 2014 год в том варианте, который сейчас предлагается, то будет 100-процентное зачисление доходов в бюджет муниципалитета. Но в целом от разграничения муниципалитет ничего не выигрывает, кроме возможности учитывать у себя на балансе эти участки и более оперативно ими распоряжаться.

— Где у нас основной массив неразграниченных земель?

— Он по всему городу, в любых районах Омска – это могут быть и арендуемые зе-мельные участки, и пустыри, и даже часть дорог у нас еще неразграничена – это небольшие проулки и проезды, особенно не имеющие асфальтового покрытия.

— На последней пресс-конференции министра экономики Александра ТРИП-ПЕЛЯ был вопрос по поводу Федоровки. Там раньше существовала схема, по которой пришедший инвестор должен был получить землю существующего аэропорта, когда он построит Федоровку. Это была такая морковка, которой можно было бы привлекать инвесторов. Сейчас, по новой схеме, никакой земли инвестору уже не достанется. Минимущество в курсе?

— Мы полностью в курсе этой ситуации. Действительно, было подписано соглаше-ние, кажется, в 2007 году, которое предполагало идею такого обмена. Но маленький нюанс: стороной в этом соглашении выступает не Омская область, а Федерация, и именно они должны были передать эту землю инвестору. Соответственно, любой инвестор, приходя в область, просто не понимал, с кем ему об этом договариваться. Я думаю, что в немалой степени именно это и стало у нас причиной отсутствия на сегодня внятного инвестора и каких-то движений по аэропорту Омск-Федоровка. Кроме того, сегодня рыночная стоимость земли резко упала, и просто исходя из цифровых показателей это соглашение не может быть реализовано – несопоставимые цифры затрат на достройку аэропорта и стоимости этого земельного участка.

— Имущество Омск-Федоровки сейчас в казне области или передано в ОАО, которое было создано?

— Были решения передать его в акционерное общество, но они не были реализованы. Сегодня ситуация заморожена, имущество находится в оперативном управлении госучреждения. Решение правительства в стадии отмены.

— Мы слышали, что еще больше собираются увеличить уставный капитал ОАО «АРВД». Что имеется в виду и кому в итоге принадлежат помещения в «Континенте»?

— Да, в уставный капитал вносится оборудование, мебель, оргтехника и так далее – существует огромный перечень. По зданию на сегодня судебный процесс завершился, есть решение о его передаче в собственность Омской области. Идет исполнительное производство, недвижимость будет передана в казну и в дальнейшем закреплена за АРВД. У нас там еще есть определенные недоработанные моменты – площадей не хватает относительно того, что мы заказывали, получилось меньше. Поэтому, видимо, это еще не последний судебный процесс.

— Что изменит новая кадастровая оценка объектов капитального строительства в Омской области?

— В этом году прошла кадастровая оценка объектов недвижимости, которая, предположительно, через два-три года будет налоговой базой для налога на имущество. Нам предстоит ее утвердить в ближайшее время. Кардинально, думаю, она ничего не изменит. Просто изменится принцип начисления налога – если раньше он брался из инвентаризационной стоимости, которую рассчитывало БТИ на каждый конкретный объект, то теперь она заменена на кадастровую стоимость. Она считается по-другому – там происходила массовая укрупненная оценка. Есть, конечно, определенные вопросы, потому что не учитывается ни состояние объектов, ни год постройки, ни его использование или неиспользование. Есть площадь, назначение объекта, и исходя из этого определяется стоимость. Жалоб будет много, мы это предвидим. Мы даже выборочно посмотрели некоторые объекты – проведенная кадастровая оценка очень сильно разнится с рыночной. Нам эту оценку довели несколько дней назад, мы ее сейчас анализируем и должны будем утвердить или не утвердить. По срокам это нужно сделать до Нового года.

— Как-то повлиять на эту ситуацию можно?

— Возможны только индивидуальные пересмотры. Есть комиссия, есть судебная процедура, но это частные изменения. С учетом того, что оценено 150 тысяч объектов, кардинально ситуацию в этой комиссии мы не изменим. Оценщик был выбран на основании конкурса, но он проводился в Москве, поэтому мы получили только то, что до нас довели.

— Они по карте или по ДубльГИС оценивали, что ли? Непонятно.

— Есть более современные подложки, и думаю, что использовалась аэрофотосъемка. Но основной параметр – это расстояние от географического центра города. Он находится у Главпочтамта.

— В городе есть огромные площади федеральной земли, которые, в частности, принадлежат Министерству обороны РФ. Это военные склады по проспекту Маркса, бывшие пороховые склады в Амурском поселке, земли на юге города. Прежде экс-мэр Виктор ШРЕЙДЕР говорил об их освобождении и каких-то обменах с военными, а что сейчас? Будет ли область помогать в этом вопросе?

— Конечно будет. Мы надеемся, что различные эксцессы в последнее время на пороховых складах по всей стране хоть как-то подвигнут к нормальному диалогу. Пока этого диалога просто не было – город и область направляли в Минобороны совместные письма, но ответов даже не получали. Ситуация в Москве тонула и ничем не заканчивалась. На сегодня у нас 28% территории города Омска находится в федеральной собственности. Основная часть – это земли Минобороны. А мы для многодетных семей вынуждены сейчас искать земельные участки в Омском районе, потому что в городе их расселять некуда. Хотя мы считаем, что самый перспективный участок для этого – район Московки. Сегодня почти полторы тысячи многодетных семей только в городе Омске состоят на учете, а потенциально их может быть порядка четырех тысяч. Это беда города, нонсенс, что у нас сложилось такое распределение. Практически весь юг города – это полигон танкового завода и поселок Светлый с прилегающими территориями, и используются они очень неэффективно. Понятно, что должны проходить учения, но необязательно это должно быть в черте города. Поэтому мы продолжим прилагать усилия к передаче этих земель на уровень города или региона.

— А что с территорией СибНИИСХоза? Были планы по строительству жилья по проспекту Королева с участием федеральной помощи со стороны Фонда РЖС.

— Нам показали маленькую конфетку и сказали: если успеете за год сделать определенный набор действий, то вы ее получите. К сожалению, за год не успели, и конфетку забрали. И решение горсовета принималось очень долго, и процедуры землеустройства заняли много времени. Не хватило практически месяца.

— Главные храмы города сейчас находятся в казне Омской области?

— Успенский кафедральный собор находится в собственности Омской области и закреплен на праве оперативного управления за казенным учреждением Омской области «Центр материально-технического обеспечения «Культура». Христо-Рождественский собор также находится в собственности Омской области, он по договору безвозмездного пользования передан Омской епархии Русской православной церкви.

— Как вы оцениваете результат, которым закончилась ситуация с продажей земельных участков на Зеленом острове и в парке Победы?

— Не хотелось бы углубляться слишком далеко, но у нас есть разъяснение комитета Госдумы по законодательству за подписью Павла КРАШЕНИННИКОВА, и процедурно нарушений в действиях мэрии установлено не было. Очень интересно, что этот документ, хотя он предоставлялся во все судебные инстанции, ни в одном решении суда даже не был упомянут, не говоря о том, что эти доводы там как-то исследовались. Земельные участки на сегодня судом возвращены в собственность муниципалитета. Но судебные процессы по ряду участков еще продолжаются, в частности, Высшим арбитражным судом принято интересное решение, меняющее в корне ситуацию по парку Победы. Один из приобретателей земли добился отмены судебного решения об изъятии у него участка. Сегодня идет пересмотр дела, и чем все это закончится, пока не знаем.

— Прокомментируйте ситуацию по «Торговому городу». В комитет горсовета пришло письмо прокурора города по поводу того, что на льготных условиях были представлены участки и имущество муниципальных рынков ООО «Торговый город». А ООО «Авиз» платило за тот же участок в разы больше.

— Цена сложилась на основании аукциона. Но земля под рынок намного дороже земли под строительство, и «Торговый город» взял землю под строительство, а «Авиз» – под рынок. Поэтому две эти цифры действительно отличаются. Кадастровая стоимость для этих целей разная, соответственно, получается разная арендная плата. По завершении строительства будет либо выкуп земли, либо аренда, и тогда уже ставки будут другие.

— Бренд Омской области – это имущество региона? Оно должно учитываться в министерстве имущественных отношений и сколько всего у нас числится объектов интеллектуальной собственности?

— Бренд будет проходить через казну, если все-таки будет принят. Всего же в Еди-ном банке данных объектов собственности Омской области зарегистрировано 11 объектов интеллектуальной собственности. В том числе это исключительное право на сложное произведение науки, литературы и искусства «Энциклопедия Омской области», патент на изобретение «Линимент бальзамический сапропелевый», программы для ЭВМ «Автоматизированная система «Учет процессуальной деятельности административных комиссий», «Единый банк данных объектов собственности Омской области», «Информационная система государственной социальной поддержки населения Омской области. Электронный социальный регистр населения», сорбент углерод-минеральный и способ его получения, способ получения лечебного экстракта из природного органического сырья и другие.

— Объект, не завершенный строительством, – метрополитен, имеет какую-то оценку и стоимость? Он вообще учитывается в казне?

— Он имеет огромную балансовую стоимость, однако она практически ни на что не влияет, но рыночную оценку пока проводить было незачем. Метрополитен учитывается не как объект, а как капитальные затраты. Могу сказать о балансовой стоимости мостового перехода через реку Иртыш. Общая балансовая стоимость сооружений (транспортная развязка на левобережном подходе к метромосту, мост, путепровод, виадук, тоннель, подземный переход, лестничные входы, эстакада с наружным освещением) составляет 540 млн рублей.

— «Макдональдс» больше не просил участков в центре Омска под свои рестораны?

— У вас, видимо, какие-то телепатические способности – у меня через пять минут с ними встреча. Прежде по всем запрашиваемым участкам в скверах им ответили отказом. Сейчас они, видимо, опять хотят какое-то количество земельных участков. Предварительно речь идет о пяти участках в разных районах города.

— С переходом из департамента в министерство что-то у вас поменялось – часы, машина другого класса, костюм?

— Часы, костюм те же, а вот зарплата и машина другие – это государственная Toyota Camry.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий
Еще по теме


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.