Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Олег ОСИНСКИЙ, директор департамента транспорта администрации города Омска: «Если зарплата вчерную, себестоимость поездки в маршрутке 12,64 рубля, если с белой зарплатой 19,14 рубля, а автобусы покупать за 30 рублей уходит»

4 июня 2013 17:14
0
2223

25 января на кухонные посиделки в редакцию «Коммерческих вестей» пришел директор департамента транспорта администрации города Омска Олег ОСИНСКИЙ. Разговор о перспективах пассажирских перевозок и организации дорожного движения в целом получился долгим и эмоциональным. «КВ» представляют интересные моменты из беседы с Олегом Ивановичем.
— Конкурс по распределению маршрутов, объявленный департаментом транспорта, беспокоит сегодня многих. Не получится ли так, что кто-то выиграет маршрут под несуществующие автомобили?
— Мы эту ситуацию прогнозировали и прописали в документах, что комиссия вправе проверить каждую машину. До того как озвучивать победителей, предложим перевозчикам пригнать транспорт, я имею в виду прежде всего автобусы, на территорию одного из наших ПАТП, и специалисты проверят их на пригодность. Мы при вскрытии конвертов сталкивались с заявками, в которых есть, например, «икарус» 1979 года выпуска. Ну... в это время я еще в садик ходил.
— На прошлой неделе вскрыли конверты с заявками на конкурс. Много желающих?
— Маршрутов хватит всем. Вскрыли конверты, и оказалось, что на ряд маршрутов вообще никто не заявился. У нас согласно конкурсной документации в Омске 3 500 мест – то есть 3 500 единиц транспорта может работать. А маршруток, работающих в городе, мы насчитали 1846, причем не в лютые морозы. Мы реально ощущали осенью нехватку маршрутных такси, и пассажиропоток стал прирастать в муниципальном транспорте, а последний был не готов к этому. Когда стали общаться с частными перевозчиками, выяснилось, что у них водителей не хватает, менее единицы на машину. В муниципальных ПАТП та же проблема, но не так серьезно стоит. Набираем водителей из деревень, при каждом предприятии общежитие, по 200 человек живут, хорошо еще до гастарбайтеров не дошли.
— В чем изменился подход к организации перевозок?
— Я четыре года в бизнесе проработал и понял, что бизнесу от власти ничего не надо, только не мешайте, а если к вам пришли, не отсылайте. Посмотрел на чиновников с другой стороны, понял, что бизнесу надо помогать, и ничего особенного делать-то не надо, просто исполняй свои обязанности. Когда мы сели за те правила организации частных перевозок, которые уже прошли первое чтение в горсовете, мы поняли, что нам с этими документами не по пути. Я убедил мэра, мы их отозвали. Убрали все, что мешало предпринимателям. Да, предприниматели сейчас пытаются меньшей кровью пройти через конкурсы. Да, сговориться между собой эти товарищи не всегда могут. Даже ударив по рукам, выходят и делают наоборот. Мы три дня отработали, вскрывая конверты, увидели, что у многих есть желание зайти на маршрут соседа. И это неплохо, это конкуренция. Хотя мы рассчитывали, чтобы предприниматели на тех же маршрутах, на которых работают, побеждали, чтобы заключили долгосрочные договоры и поменяли «газели» на автомобили большей вместимости.
— Вы верите, что действительно «газели» уйдут с омских дорог, и взамен появятся автобусы?
— Они уже появляются, вы разве не видите, хотя по условиям конкурса должны поменять за три года. Я уже в городе видел «китайца» дизельного 9-метрового, на 60 мест, и не одного. В понедельник пришел предприниматель, говорит, давайте отодвинем конкурс, я 10 МАЗов гоню. Никак не отодвинешь, теперь он во второй этап пойдет… Приятней ведь сесть в «Пежо», «Мерседес». Многие кричат ерунда это все. Пусть кричат. Я уверен в том, что нам удастся договориться с предпринимателями и улучшить ситуацию с общественным транспортом. Я не первый год в транспорте, и так, как мы возили этой осенью, мы не возили никогда. Мне просто реально стыдно, за то, какие были в это время перевозки в городе.
— А вы понимаете, чем грозит переход на автобусы большой вместимости? К примеру, «мерседесы», «форды» и «пежо» работают на дизельном топливе, — и следующей зимой встанут, кроме «гармошек», на улицах ничего не останется. «Пежо» в Омске, например, вообще негде обслуживать.
— Удивительные люди некоторые перевозчики. Мы же пригнали в ПАТП № 2 и показали те машины, которые могут успешно обслуживаться в Омске. А они купили «Пежо». Нету сервиса для «Пежо» в Омске, я-то как могу помочь? А мы показывали, что именно лучше купить, и купили многие — и «богданы» уже ездят, и «судзу».
— Вы говорите, что маршруток в Омске ходит 1846, а по подсчетам ГИБДД звучала цифра около 5 000...
— «Газелей-то» на самом деле, может, и 5 000. Только это и те, которые в Исилькуле ездят, и в Таре, и в организациях, и при школах, и так далее. Это просто цифра по данным базы ГИБДД. Реально на городских маршрутах мы насчитали 1846 автомобилей. Но и это не все. Думаю, машин 2 800-2 900 могут работать в городе. Просто не хватает водителей, по одному на машину. А он же не трехжильный, не может работать сутками напролет.
— Будете контролировать, сколько машин выходит на тот или иной маршрут, сколько рейсов делают?
— Конечно. Перевозчик, согласно условиям конкурса, дает нам гарантийное письмо, что встанет под нашу систему, что будет устанавливать систему ГЛОНАСС. ГЛОНАСС – это уже настолько обыденная штука, в каждом телефоне есть. Будем по каждому маршруту требовать подтверждение расписаний. Все же видели сервис «Мой маршрут»? Вот и частники там тоже будут отслеживаться скоро.
— Но при таких пробках трудно придерживаться какого-то расписания.
— Мы и говорим людям об этом открыто, что расписание не соблюдаем. Могу четко сказать – первые рейсы муниципальный транспорт делает по расписанию, остальные я не гарантирую. К вечеру отставание до двух часов идет. С 1 января у департамента дорожной деятельности мы забрали отдел организации перевозок и сейчас всем этим занимаемся – светофорами, знаками. Пытаемся город разгрузить.
— Что будет с теми маршрутами, на которые никто не заявился? Не пробовали выставлять, как в других регионах, единым лотом – рентабельные и не очень рентабельные?
— На торги выставим снова. Будем торговать их до последнего, пока не найдутся желающие. Мы хотели ставить единым лотом, но перевозчики же потом будут приходить и говорить – у меня тот не перекрывает этот. Проще подсчитать себестоимость на конкретном маршруте и решать, что с ним делать. Сейчас есть ряд маршрутов, на которые даже муниципальные предприятия не заявились. Директора ПАТП спрашивали у меня: можно ли не заявляться, я говорил: можно, зато мы узнаем, что маршрут нерентабельный, и все жители узнают. Но мы же не собираемся бросать эти маршруты, мы заключим с любым из перевозчиков на полгода договор на обслуживание и будем продолжать их торговать. Если какие-то не выторгуем, значит реально поймем, что там нужна компенсация. Приду к мэру, скажу: вот, 20 нерентабельных маршрутов, такой-то пассажиропоток, такие-то расстояния, энная сумма необходима для компенсации перевозчику. И такая схема работы возможна.
— Раньше часто бывали ситуации, когда перевозчик выигрывал маршрут, не имея машин, и потом за деньги продавал право работать на нем другому предпринимателю. Как сейчас с этим будет?
— Продавать он не сможет, договор будет именно у него с нами. А что касается использования чужих машин, как раз раньше это было запрещено. Нельзя было заменить машину, нельзя было работать на арендованной. Сейчас мы позволяем брать в аренду, продавать, менять на аналогичную и так далее. Это бизнес, как его остановить? Понимаете, раньше приоритет отдавался муниципальному транспорту, а частники — езжайте хоть куда. Сегодня позиция поменялась в корне – они партнеры, без них никак. Мы к вечеру сокращаем муниципальный транспорт, и надо, чтобы частники набирали обороты. Да, надо, чтобы они возили пассажиров с проездными, чтобы брали льготников.
— То есть частник сможет возить льготников?
— Должен возить, конечно. А как иначе он сможет вместительный автобус набирать? И льготников, и по проездным. Но все это пока желания и планы на будущее. В переговорах с частниками я вижу что те, кто реально хотят покупать автобусы, готовы работать так. Ведь вошедший льготник – это те же деньги, только завтра. А деньги, поступившие за проездные, мы сегодня делим по муниципаьным предприятиям согласно машино-часам. Будем потом делить и на частников, ведь у нас все они будут под системой, их работа будет учитываться.
— И все-таки, как избежать того, чтобы маршруты после конкурса перевозчики не отдавали друг другу в аренду?
— Машины могут быть взяты в аренду. Они сегодня уже приходят на конкурс с машинами не своими, с договорами аренды. По правилам у нас на одном маршруте могут победить сразу несколько перевозчиков. Если кто-то не хочет морочить голову с лицензией, он идет под крыло другому, создают СРО или еще что-то. Это нормально. В Санкт-Петербурге в итоге четыре предпринимателя всего работают на этом рынке, в Нижнем Тагиле – три.
— Во многих крупных городах, где рынок делят два-три предпринимателя, за ними на самом деле стоят бандиты. А у нас сколько предпринимателей заявилось на конкурс?
— У нас их порядка 160. Некоторые ни за что ни под кого не пойдут. Но мы каждому говорили – приходи на конкурс, не бойся.
— Почему предприниматели накануне конкурса друг в друга стреляли на конечных остановках?
— Это была попытка укрупнения. Например, имеет он 20 машин и хочет укрупниться, чтобы зайти на конкурс с большим количеством машин, и давай наезжать на слабых слева, справа. Мы своим конкурсом эти попытки укрупнения и спровоцировали.
— И каков результат, состоялось какое-то укрупнение?
— Не готов говорить пока. Пока не все так прозрачно.
— Когда РЭК установила частным перевозчикам тариф в 18 рублей, они заявили, что не смогут обновлять парк, что тариф нужен в 22, а то и 25 рублей. А вы как думаете?
— Подсчитать просто – сколько рейсов машина делает, сколько составляет расход топлива, стоит техобслуживание, вот и вся экономика. Тут не надо расчеты делать, как РЭК, два-три месяца, полчаса хватит. Самая тяжелая часть – это заработная плата. И сегодня если зарплата черная, налогов никаких не платится и предприниматель не приобретает машины, то себестоимость поездки одного пассажира — 12 рублей 64 копейки. Как только он показывает зарплату вчистую, то себестоимость растет до 19 рублей 14 копеек. А если еще приобретение автомобиля в лизинг закладывать – за 30 рублей уходит цена. Получается, РЭК, заигрывая, ставит 18 рублей: мол, ты мужик, вчерную работаешь, но покупаешь автобусы.
Проблема в том, что предприниматели работают на вмененке, не собирают свои расходы, не могут их подтвердить, хотя мы и просили — собирайте по году, хотя бы на одну машину, чеки на обслуживание, чеки на газ. На зарплату ведомости вообще не могут предоставить, потому что их нет. Вот и насобирали в итоге на 18 рублей.
— Раньше все жаловались, что в автобусах ездят мало, а маршрутки забиты. Раз заинтересованы в развитии муниципального транспорта, почему тогда не пролоббировали, чтобы цена в городском транспорте была 16 рублей, а в маршрутках, например, 25? Пассажиропоток бы перераспределился в вашу пользу.
— Всегда вмешивалась политика. Сверху решали, каким должен быть тариф. А потом пытались концы с концами свести. Доводили паркам плановое задание – вы должны умереть, но не до конца. Вечером не возить, автобусы не покупать, по выходным сокращать, зарплату не поднимать, из деревень водителей привозить. Сейчас отношение меняется, наконец стали экономику слушать. В Омске тариф сейчас 16 рублей. На оплату разницы между ценой на проезд и себестоимостью есть 322 млн рублей, которые мы съедим к июню, не покупая новые автобусы, и либо тариф придется поднимать, либо искать деньги.
— Каждый, кто садится в маршрутку, уже находится под Богом, потому что может с немалой вероятностью не доехать. Уверена, что и этой весной 9 из 10 маршруток будут также отвратительны – грязные, пыльные, с курящим прямо за рулем водителем.
— Мы на самом деле не имели никакой возможности на них влиять. Все договорные отношения между ними и мэрией закончились еще в 2011 году, и сегодня они, по сути, все нелегалы. Сейчас мы их всех вводим в правовое поле. Со всеми заключим договоры, а там написано – курить нельзя, машина должна быть чистая, водитель должен пройти медика до начала работы. Санкция за нарушения – расторжение договора.
— И все равно я не понимаю, я плачу 18 рублей, но услуга, которую получаю, не соответствует элементарным требованиям. Вы за это должны отвечать, разве нет?
— Это ваше право — выбирать перевозчика. Я, к примеру, при необходимости выбираю муниципальный транспорт и никогда не езжу на маршрутках. Мы всего лишь заказчики. Предприниматель получил лицензию, проверять его может транспортная инспекция, да и то раз в три года, техосмотр ГИБДД выдает. Мы не имеем права проверять, раз он принес лицензию, нам приходится считать, что у него все в порядке. Тот, кто сидит в транспортной инспекции, тоже не может не выдать лицензию, а то в прокуратуру побегут.
Знаете, я пять месяцев работаю, я понимаю, что негатива много. Я критику встречаю с утра до вечера, и ни одного толкового предложения. Я же чувствую давление со всех сторон, и на родных и близких, жена говорит: слушай, уходи из департамента, жизни уже нет. Дочь пришла из школы, говорит: учительница сказала, спроси у своего отца, на чем я теперь должна ездить.
— Но организовать инфраструктуру для перевозчиков ведь мэрия может?
— Я мэру предложил все наши разворотные площадки отдать бизнесу, чтобы там был и медик, и СТО, и мойка, и так далее. Со временем все будет. Освободили ПАТП № 9, чтобы предоставить и боксы, и медика, и механика. На это нужно время, я не могу изменить все по щелчку пальцев. Я когда в ПАТП № 7 работал, у нас стояли 150 «газелей», мылись, платили деньги какие-то небольшие. Сейчас ни одной не стоит, они экономят на всем.
— И все же когда у нас в городе будет сформулирован стандарт транспортной услуги в общественном транспорте, когда будет обозначен тот объем услуг, который имеет право получить пассажир за свои кровные деньги?
— Это должно быть, однозначно. И сейчас эти документы есть, мы их просто плохо исполняем. Если услуга стоит 100 рублей, а тебе говорят – делай за 80, ты вынужден изворачиваться.
В отчете ПАТП № 2 за 2009 год написано, что компенсация за льготников составляет в общем объеме доходов почти 50%. Неужели это так и есть?
— Так и есть. 21% — это федеральные льготники, которых кондуктор транзакциями проводит. Остальные – городские льготники, это школьники, студенты, пенсионеры. Да, компенсация за льготников это и правда около 50%.
— В 2012 году у какого пассажирского предприятия был самый большой оборот?
— ПАТП № 7, у него 196 машин. Не смогу сказать по отдельности, но годовой оборот всего муниципального транспорта в 2012 году составил 3 млрд рублей.
— Как вы контролируете расходы пассажирских предприятий? По каким ценам приобретаются ГСМ?
— Все крупные сделки сейчас контролирует департамент. Каждый парк присылает мне утром акцепт, где пишет, на что хочет потратить деньги. Я подписываю, что-то вычеркиваю. Контролируется приобретение основных запчастей, расходников, проводим конкурсы, понижаем цены. По ГСМ действует договор с Сибнефтью, правда, в этом году нам скидку урезали с 10% до 8% и в опте, и в рознице. Это тоже пришлось включить в тариф. Затраты на бензин в себестоимости поездки достигают 30%.
— Почему закрыли ПАТП №9 и что будет с помещениями?
— Я когда пришел, решили начать экономить с себя. В итоге сократили расходов на ПАТП на 150 млн рублей – а это 1,5 рубля в тариф. Сократили 726 человек — ИТР, служащих, вспомогательных, изменили структуру предприятий. Все машины-хозяйки продали. Директора предприятий еще в июле ездили на служебных машинах, сейчас ездят на личных.
— А вы на чем ездите?
— Езжу на своей «шкоде октавии». Далее. У меня теперь нет в департаменте ни одного зама, а было три. Мне приятней с начальниками отделов напрямую работать, замы их подавляли. Мэр говорит: ну что, когда с заместителями? Я говорю: а можно без замов? — Ну, давай попробуем.
Что касается ПАТП № 9, у него нулевые пробеги были самые большие, по 8 км в день автобусы проезжали только до маршрута и обратно. Машины передали другим паркам, людей сократили. В итоге экономия только по трем статьям – зарплата, топливо и отопление – составила 70 млн рублей. Сейчас на год отопление там отключили, потом будем приглашать туда частных перевозчиков. Там все осталось, вплоть до компьютеров и авторучек. В мастерских все лежит, ни болта не забрали. Предприниматели придут, это ведь «газели» они во дворах ставили, а автобусы новые уже не поставят, и ремонтировать будут в сервисах. Так что там у нас и медик будет, и механики, которые осмотрят машины перед выходом.
? В Омске есть очень длинные маршруты. Рассматривали возможности какие-то из них разделить?
— Мы маршрутную сеть будем ломать из года в год, хотя это и очень больно. С меньшими тарифами она должна себя обеспечивать. Длинные маршруты оказались роковыми для Омска. Сейчас я заставляю своих сотрудников писать правду. А то все писали завуалированно: в соответствии с пассажиропотоком… Сейчас пишут правду: нет машин, нет средств, нет водителей. Пассажирокилометр на длинных маршрутах дорог. Возможно, придем к тому, что цены на маршрутах будут разные. Несправедливо, что 16 рублей платит и тот, кто едет пять остановок, и тот, кто 35. С другой стороны, что делать жителю Московки?
— Менять квартиру. Нечего было туда забираться
— Это жестко. Я этого не говорил, это вы сказали.
— Но есть же еще проездные билеты. Купил проездной, доехал с пересадками и в деньгах не потерял.
— Проездной билет действительно спасение. А вообще маршрутную сеть активно формировали сами жители города. Маршруты продлевались по просьбам, особенно продавливали это перед выборами. Экономика в итоге вылетала в трубу. Задача сейчас – вернуть все назад.
— Вы говорите, машин не хватает. А сколько выбыло машин за последнее время в связи с пожарами?
— Они горели всегда. Я статистику поднял: в 2012 году даже меньше сгорело, чем в 2011 году. Пожар в ПАТП № 1 случился в боксе с отоплением, где стояли старые машины. А рядом бокс был без тепла, с новыми машинами, их, слава богу, не задело. Жалко и старые машины, они еще должны были год отработать. Это были «каросы — гармошки". Пострадало 16, из них 12 списали. Директора пришлось заменить, в силу обстоятельств усматривается и его вина. Сейчас там директор Владимир КУРОЧКА, он был раньше в ПАТП № 2 замом по перевозкам. Приняли все меры, чтобы больше этого не происходило. Новые машины отдельно ставим на всякий случай. Погорели в прошлом году также три троллейбуса – два восстановлению подлежат, один сгорел дотла, до этого 20 лет эксплуатировался.
— В организации дорожного движения уже прошел ряд изменений, что еще планируется?
— Наконец-то этот отдел отдан транспортникам. Будем ломать все, что не устраивает нас и вас. Чтобы Левый берег разгрузить, надо сначала центр разгрузить. Ускоряем трафик по Красному пути, уже получается, на остановке «Аграрный университет» добавили зеленый свет на 20 секунд, на 7-й Северной добавили 25 секунд. Улицу Ленина сейчас делаем в три полосы. Раньше одна была там якобы для автобусов, а там их всего семь штук ходило.
— Еще по ней автомобили с номерами ААА ходили.
— Ну и вот, а теперь будет три полосы. Дальше. На вокзал идут три полосы по Ленина, три по Маркса и одна по Пушкина, а с вокзала всего три, потому и стоим от цирка в сторону центра.
— И что с этим сделаете?
? — Полосу по улице Пушкина развернем, она пойдет в сторону центра. Будет уже четыре против шести. Это то, что сделаем в ближайшее время. Сейчас пытаемся вытащить ресурсы из перекрестков. Собрали лучшие умы города в сфере транспорта, попросили выбрать самые напряженные участки в городе. Самый сложный перекресток – пересечение улиц 70 лет Октября и 3-й Енисейской, будем над ним думать.
— В трамвайной сети какие-то изменения планируете?
— Сеть попытаемся сохранить, но принцип — все трамваи должны идти по выделенной полосе. Поэтому трамвая на Лукашевича точно не будет. Я сам видел, как там гибли люди, если в трамвай шарахается легковой автомобиль, там ничего не остается. Как на Орджоникидзе ходит трамвай, это тоже никуда не годится. А убрать, говорят, нельзя – это политика. Но возможно, решится вопрос и здесь. На Октябрьском мосту ходит по выделенной, и никто даже не замечает. А вот Амурский поселок связать трамваем с Нефтяниками – это дело, но на это нужны деньги. Трамвай вообще дорог в обслуживании, себестоимость доходит до 19,5 рубля.
— Непопулярных мер все же больше, взять то же повышение проезда.
— Если б мы повышали стоимость проезда в предыдущие годы своевременно, такого скачка бы не было. Но был популизм длиной в четыре года, несмотря на бешеную инфляцию, проезд почти не дорожал. Вот во что вылились выборы. Меня сначала тоже «старики» критиковали, а теперь говорят — ты был прав. Я к критике уже привык. Езжу на общественном транспорте в бассейн «Коралл». В прошлые выходные мне там гардеробщица говорит: как вам не стыдно, спасибо вам за повышение проезда, я теперь на зарплату в 4,5 тысячи как должна ездить? Женщине лет 45. Я ей говорю: надо что-то менять, у вас же нет профзаболеваний? Идите к нам кондуктором – зарплата 12 тысяч, проезд бесплатный. Она в ответ: вы с ума сошли, мне эта работа нравится. Конечно, думаю я, еще бы не нравилась, приняла за 10 минут одежду, 45 минут сидит. Но невозможно же под каждого подстроиться, есть реальные экономические расчеты. Так что, думаю, мы справимся, а вы критикуйте, но по делу.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий
Еще по теме


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.