14 февраля судья Первомайского районного суда г. Омска Александр ВЕРШИНИН вынес обвинительный приговор по уголовному делу, возбужденному в отношении предпринимателя Виктора ТУРОВА и двух работниц его транспортного предприятия Алены КАЛЮЖНОЙ и Светланы ДАВЫДЕНКО. Они признаны виновными в совершении более ста преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере), а Виктор ТУРОВ — также по ч. 1 ст. 174-1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления). Суд назначил ТУРОВУ наказание в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима со штрафом в размере 150 тысяч рублей. Алене КАЛЮЖНОЙ — 4 года 3 месяца лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, а Светлане ДАВЫДЕНКО — 4 года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
— Гособвинение просило суд назначить ТУРОВУ наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима со штрафом 1 млн рублей. КАЛЮЖНОЙ И ДАВЫДЕНКО — по 6 лет колонии общего режима каждой со штрафом по 300 тысяч рублей. После того, когда мы получим текст приговора, будет решаться вопрос о вынесении кассационного представления, — сообщила «КВ» старший помощник прокурора САО Лариса КРУТИКОВА.
После оглашения приговора ТУРОВА и КАЛЮЖНУЮ взяли под стражу, а ДАВЫДЕНКО на оглашение приговора не явилась в связи с болезнью. Исковые требования ОАО АКБ «РОСБАНК» и ОАО КБ «Стройкредит» на общую сумму свыше 230 млн рублей суд оставил без рассмотрения, разъяснив, что потерпевшие могут заявить свои требования в порядке гражданского судопроизводства.
Суд установил, что летом 2006 года ТУРОВ создал организованную преступную группу, в состав которой вошли Светлана ДАВЫДЕНКО, Алена КАЛЮЖНАЯ, а также еще два лица, уголовное дело в отношении которых прекращено в связи с их смертью. В период с июня 2006-го по ноябрь 2008 года они оформляли кредитные договоры на подставных лиц, предоставляя сотрудникам кредитных организаций поддельные копии трудовых книжек и фиктивные справки о доходах формы № 2-НДФЛ, в которых содержались заведомо ложные сведения об их материальном положении, должности, месте работы и жительства.
Члены организованной группы для оформления кредитных договоров привлекали малообразованных жителей Омска и районов области, а также лиц, злоупотребляющих спиртным, не имеющих постоянного места работы и нуждающихся в денежных средствах. Этих граждан ТУРОВ убеждал за денежное вознаграждение (от 20 до 50 тыс. рублей) заключать с банками договоры, обещая самостоятельно погасить за них кредиты. Таким образом, физические лица, выступавшие в качестве заемщиков для нужд ТУРОВА и его сообщников, получили в АКБ «РОСБАНК» и КБ «Стройкредит» кредиты на общую сумму около 300 млн рублей, из которых фактически возвращено лишь 78 млн рублей. Часть похищенных денежных средств ТУРОВ использовал для приобретения большегрузных автомобилей, организовав бизнес по грузоперевозке. В ходе расследования уголовного дела сделки банков с гражданами, привлеченными злоумышленниками, суды признали притворными. В порядке гражданского судопроизводства установлено, что фактически с использованием подставных лиц кредитовались ТУРОВ и его сообщники.
В суде ни ТУРОВ, ни его подельницы своей вины так и не признали. Причем ТУРОВ не отрицал, что кредиты оформлял по недостоверным документам на посторонних лиц для собственных нужд, однако, по его словам, делал он это по предложению сотрудников банка. ТУРОВ утверждал в суде, что такую схему кредитования ему предложили сотрудники банка, и руководство банка тоже было в курсе — именно поэтому ему легко удалось получить одобрение заявок на кредиты в службе безопасности банка. Однако в этом деле сотрудники банка фигурировали только как свидетели и к какой-либо ответственности никто из них не был привлечен. Хотя в материалах дела имеются показания сотрудников кредитного отдела и службы безопасности о том, что у них были подозрения, что люди, на которых оформляются кредиты, мягко говоря, не соответствуют по своему внешнему виду тем зарплатам, которые указаны у них в справках о доходах. Тем не менее кредитные заявки были одобрены. ТУРОВ в своих показаниях пояснял, что кредитные деньги направлял на развитие своего транспортного бизнеса — покупал грузовые машины и горючее. По его словам, все было просчитано — гасил кредиты как за счет прибыли, так и за счет оформления новых кредитов, однако, как утверждал ТУРОВ, в 2007 году неожиданно для него сменились управляющие филиалами банков и программу кредитования ему свернули — именно это, по его словам, и привело к тому, что он не смог вовремя погасить все долги по кредитам. Кроме того, ТУРОВ утверждал, что предлагал банкам забрать его автотранспорт, но те не согласились. Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован.