Все рубрики
В Омске воскресенье, 3 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Ольга СТРИЖКОВА: "Если хоккеисты "Авангарда" согласятся пройти курс нейробиоуправления, то нам будет интересно с ними поработать"

27 ноября 2013 14:50
0
4064

4 ноября четверо молодых деятелей науки получили премию правительства Омской области в размере 50 тысяч рублей. Конкурс проходил в рамках долгосрочной целевой программы "Новое поколение" (2009-2013 гг.),  основная цель которого — поддержка молодых ученых.

Преподаватель Сибирского государственного университета физической культуры и спорта Ольга СТРИЖКОВА разработала методику по улучшению психоэмоционального состояния спортсменов во время соревнований. Ее курс нейробиоуправления посетили уже  85 человек. Об особенностях этого исследования она рассказала корреспонденту "КВ" Георгию ГОРШКОВУ.

— Ольга, расскажите о своем исследовании.

— В организме человека не все параметры выведены на  осознаваемый уровень. Один из них — это биоэлектрическая активность головного мозга. Используя программно-аппаратный комплекс, работающий по технологии биологической обратной связи, мы проводим  тренинг, который  направлен на повышение альфа-ритма. Этот ритм определяет оптимальное психоэмоциональное состояние. Чаще всего альфа-ритм наблюдается перед сном, когда человек расслабляется, забывает о  своих проблемах и в итоге чувствует себя комфортно. При других обстоятельствах самостоятельно добиться такого состояния довольно сложно. Необходим постоянный мониторинг. На следующем этапе исследований мы задумались о том, какое влияние произвольная регуляция мощности альфа-ритма может оказывать на спортсменов высокой квалификации, может ли это привести к повышению  соревновательной результативности и  улучшению показателей общего функционального состояния. Работать мы решили со спортсменами из таких сфер, как гимнастика, акробатика, спортивная аэробика.

Сама методика состоит из 15 сеансов, по 30 минут каждый. Спортсменам даются несложные инструкции, как принять комфортное состояние. После того как им удается этого достичь, наше оборудование подает сигнал, что их альфа-ритм преодолел порог. Этот сигнал и называется биологической обратной связью. После чего спортсменам остается запомнить это состояние и стараться развивать его в данном направлении.

— После этих испытаний  все показывали высокие результаты?

— Спортсмены отмечали, что в плане психоэмоциональной подготовки им значительно проще  выступать на соревнованиях. Срывов на выступлениях практически не происходило. Вы ведь понимаете, что это такие виды спорта, где срыв одного элемента может привести к серьезному понижению общей оценки выступления. Кроме того, отдельно мы собирали контрольную группу. На них метод нейробиоуправления  не испытывали, а только предварительно и повторно оценивали их общее функциональное и психоэмоциональное состояние. Несколько раз мы отмечали, что согласно показателям психоэмоционального состояния эти спортсмены не были готовы к  предстоящим соревнованиям, и, к сожалению, в итоге наблюдалось, что они действительно теряли баллы или какие-то элементы не выполняли. Но отмечу, что наши методики оказывают только дополнительное влияние на результаты спортсменов. Первостепенное значение имеет, конечно же, тренировочный процесс. Только за счет нейробиоуправления на победные места спортсмена не вытянешь.

— Сколько всего спортсменов участвовало в ваших исследованиях?

— Вместе с контрольной группой 85 человек. Только в сессиях по  нейробиоуправлению — 46.

— Кто был самым известным среди них?

— Этика не позволяет нам называть их имена. Но отмечу, что к нам приходили довольно известные личности в области акробатики и спортивной аэробики.

— Где проводите испытания на спортсменах?

— В одном из корпусов СибГУФКа по адресу: Масленникова, 138. Раньше там находилась школа спортивного мастерства, а теперь это учебный корпус, где и располагается  лаборатория биоуправления.

— Когда вы начали заниматься исследованиями в этой области? Сколько человек вошло в команду ученых?

— Исследования начались в 2005 году, мы с сестрой тогда учились на втором курсе. А нашим научным руководителем стала доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, кандидат биологических наук Лариса Петровна ЧЕРАПКИНА. Правда, сейчас разработку мы ведем только с ней вдвоем, поскольку сестра уехала в Германию.

— Почему в ваших исследованиях упор делается именно на улучшение  гимнастики и акробатики?

— Дело в том, что я сама бывшая спортсменка. С 9 лет  занималась спортивной аэробикой, поэтому знакома со всеми проблемами, которые здесь возникают. В ходе исследований я постоянно задавала себе вопрос, что бы я хотела решить для себя, если бы до сих пор занималась спортом.

— А почему вы бросили спорт?

— Поступила в институт. Семья сразу сориентировала меня, что надо заниматься наукой. Кроме того, раньше я училась в медико-биологическом классе гимназии №19, потому у меня самой был интерес заняться исследованиями в этой сфере.

— Планируете расширять исследования другими видами спорта?

— Конечно. В первую очередь мы хотим добавить объективно оцениваемые виды спорта. Специфика гимнастики и акробатики в том, что она субъективна, оценку ведут эксперты, и соревновательную результативность сложно отследить. Возможно, добавим легкую атлетику. Сами понимаете, если легкоатлет пробежал дистанцию за 20 секунд, то ему не накрутят еще 5 или не станут оценивать технику бега. За счет таких видов спорта мы бы значительно улучшили нашу работу.

— Я помню, что губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ, вручая премию, предлагал  обратить внимание на хоккейный клуб «Авангард».

— Почему нет? Если они согласятся, то нам будет интересно с ними поработать, тем более что хоккей — это объективный вид спорта.

— Как спортсмены узнают о ваших исследованиях? У вас есть реклама?

— Нет, мы сами приглашаем их. Мы работаем как с тренерами, так и  непосредственно со спортсменами.

— А занятия платные?

— Пока нет. Отмечу, что  сегодня мы значительно меньше спортсменов принимаем. Дело в том, что я брала небольшую паузу для защиты защитить диссертации.

— Когда планируете коммерциализировать проект?

— После того как приобретем новый программный комплекс, который позволит нам регистрировать больше параметров и применять их в качестве сигнала биологической обратной связи. Надеемся, что оборудование из Новосибирска придет к концу декабря.

— Значит, в Новосибирске  есть аналоги? Или там оборудование используют в других целях?

— Они работают преимущественно в области медицины, спортсмены в их исследованиях редко участвуют. К сожалению, в России нейробиоуправление в спорте мало  изучается. С этим направлением чаще работают медики и применяют его, например, в лечении мигреней или постинфарктных больных. А вот за рубежом биоуправление в подготовке спортсменов используют довольно широко. Например, известно, что канадская олимпийская сборная готовилась с использованием такой методики.

— Где защищали диссертацию? В СибГУФКе?

 

— Нет. В Омске пока нет соответствующего совета, поэтому на защиту я ездила в Краснодар. Причем мне очень повезло с советом, так как  многие члены совета  тоже ведут исследования по биоуправлению. Но вот именно по сфере спорта они немного приостановили исследования и отдали приоритет медицине.

— На вручении премии вы говорили, что планируете потратить премию на поездку в Хорватию. Какое мероприятие вы хотите посетить?

— Мы хотим принять участие в международной конференции в мае. Это серьезный  обмен опытом. Но мы не в первый раз участвуем в международных конференциях. До этого наша работа была представлена в Германии, Греции и Венгрии. Отмечу, что подходы в этих странах к исследованиям в спорте значительно отличаются от российских.

— Какое основное различие вы заметили?

— В России по большей части нацелены на спорт высших достижений. В Европе   стараются создавать такие условия, чтобы спорт был массовым.

— Участвовали ли вы в других конкурсах на получение премии или гранта?

-  Я начала участвовать в конкурсах только после защиты диссертации в 2012 году. До губернаторской премии мне удалось победить в конкурсе, который проводил  Российский государственный университет физической культуры, спортивной медицины и туризма. Нам выделили до декабря небольшой грант в размере 100 тысяч рублей на проведение дальнейших исследований.

— А на конкурсе по соисканию губернаторской премии чувствовали серьезную конкуренцию?

— Я была знакома только с участниками из СибГУФКа поскольку конкурс проходил в закрытом формате. От нас подавали еще пять работ.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.