МРСК Сибири предлагает омской мэрии для начала сделать муниципальную сетевую компанию более прозрачной
На минувшей неделе, 16 октября, на площадке энергосбытового подразделения филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго» состоялся уже традиционный круглый стол, на котором топ-менеджеры филиала, пообщавшись за чашкой чая с омскими СМИ, подвели предварительные итоги работы в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии, рассказали о собираемости платежей, о своих планах и о том, как выстраиваются взаимоотношения МРСК Сибири с омским муниципалитетом и муниципальным ОАО «Омскэлектро». На круглом столе побывал и обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
СМИ: Как оцениваете итоги полугодовой работы филиала в качестве гарантирующего поставщика? Что удалось сделать и, как говорится, чего не удалось?
Сергей МОДЕНОВ (заместитель генерального директора — директор филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго»): Действительно, с 1 февраля обязанности гарантирующего поставщика на территории Омской области возложены на филиал ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго». Прошло уже более полугода, как мы совмещаем функции распределения электрической энергии и ее продажи, и если подводить итоги, то они будут, я думаю, вполне удовлетворительными. На наш взгляд, в этом объединении функций есть положительные моменты и для жителей Омска и Омской области.
Во-первых, МРСК Сибири — надежный партнер. Нашим контролирующим акционером является государство, а государственная компания по определению не занимается выводом денежных средств в офшоры и сомнительными операциями по взиманию авансов, которые затем направляются не по назначению. Во-вторых, мы активно работаем над созданием «одного окна», где потребители могли бы получить комплекс услуг по интересующим вопросам. С июня текущего года в одном месте, в здании на пр. Маркса, 41/15, наши абоненты могут заключить и договор техприсоединения, и договор электроснабжения, и решить все вопросы, связанные с этой тематикой, как организационные, так и юридические. На сайте филиала доступны интерактивные сервисы. В том числе сервис оплаты услуг с помощью банковских карт через личный кабинет абонента. В стадии разработки система дистанционного расчета за потребленную электроэнергию для юридических лиц.
Если говорить о том, чего не удалось, то ключевой момент, я считаю, — это авансы, которые потребители перечислили ОАО «Омскэнергосбыт» в январе текущего года, до лишения этой компании статуса гарантирующего поставщика. Этот же вопрос будет, кстати, обсуждаться скоро и на заседании совета Омской ТПП, где планируется участие первого заместителя председателя правительства Юрия Викторовича ГАМБУРГА. С точки зрения действующего законодательства МРСК Сибири как предприятие, подхватившее функции гарантирующего поставщика по решению НП «Совет рынка» и Минэнерго России, не имеет к этим авансам никакого отношения. Все претензии должны предъявляться собственникам ОАО «Омскэнергосбыт» в рамках дела о банкротстве этой компании. Но мы считаем, что не можем оставаться в стороне. Есть необходимость совместно с правительством Омской области искать пути решения этой проблемы. Нужно найти рычаги воздействия на собственников Омскэнергосбыта, чтобы они исполнили свои обязательства по возврату излишне выплаченных потребителями денежных средств.
СМИ: Хотелось бы понять конкурентную ситуацию на омском рынке электроэнергии. Какова доля гарантирующего поставщика? Есть ли выбор у потребителей? Какие энергосбытовые компании, кроме филиала МРСК Сибири, работают в Омске на сегодняшний день?
Юрий БАРАНОВ (и. о. директора энергосбытового подразделения филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго»): МРСК Сибири как гарантирующий поставщик обслуживает порядка 19,7 тысячи потребителей из числа юридических лиц и 805 тысяч — физических лиц. Если говорить о конкуренции, то помимо нас на территории Омской области работает еще 12 энергосбытовых компаний. Доля гарантирующего поставщика на омском рынке — порядка 68%. Но конкурентным этот рынок я бы не назвал. Независимые поставщики заинтересованы только в крупных клиентах. ОАО «Межрегионэнергосбыт», например, поставляет электрическую энергию только Омскому НПЗ, ЗАО «МАРЭМ+» поставляет ОмскВодоканалу, ООО «Лукойл-энергосервис» — «Омскому каучуку», «ЦентрЭнерго» — Омскшине, ООО ЭСК «Энергосервис» — КБТМ и так далее. Эти сбыты не имеют возможности работать, например, с бытовыми потребителями. Для этого нужно пройти процедуру тарифного регулирования, набрать штат сотрудников для работы с населением, создать отделы продаж, организовать выпуск квитанций. Такими возможностями и ресурсами обладает только гарантирующий поставщик электроэнергии.
СМИ: Могут ли физические или юридические лица отказаться от услуг гарантирующего поставщика и перейти к другой энергосбытовой компании?
Сергей МОДЕНОВ Конечно. В принципе закон нам говорит, что любой потребитель имеет право обратиться к любой энергосбытовой компании с целью покупки электрической энергии. Но при этом любая энергосбытовая компания имеет право отказать обратившемуся к ней потребителю и не заключать с ним договор. Причем без объяснения причин. И только гарантирующий поставщик не имеет права отказывать потребителю. Гарантирующий поставщик обязан обеспечить энергоснабжение для всех, кто к нему обратился.
Юрий БАРАНОВ: Крупные предприятия, имеющие несколько точек учета, менее затратно снабжать электрической энергией, чем обслуживать малый и средний бизнес, а тем более население, для работы с которым нужно иметь и специалистов, и дорогостоящие программные комплексы. По факту получается, что ни одна независимая энергосбытовая компания не заинтересована в энергоснабжении потребителя малого и среднего бизнеса.
СМИ: Руководство Омскэлектро неоднократно призывало омские предприятия заключать прямые договоры. Что именно такие договоры дают потребителю?
Анатолий РУДНИК: (заместитель директора по работе с юридическими лицами энергосбытового подразделения филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго»): Когда идет речь о так называемых прямых договорах, то имеются в виду договоры с Омскэлектро на оказание услуг по передаче электрической энергии, и выбор здесь только за потребителем. Договор энергоснабжения, который заключается с гарантирующим поставщиком, включает в себя комплекс услуг — поставщик берет на себя заботу и о покупке, и о доставке электрической энергии. Если потребитель желает по каким-либо причинам иметь отдельный договор на оказание услуг по передаче электрической энергии, то в этом случае ему придется заключать два договора. Какого-то экономического смысла я в этом не вижу. Сэкономить на затратах у потребителей не получится. Скорее наоборот — затраты у них вырастут хотя бы в силу того, что им придется обслуживать два договора. У Омскэлектро затраты тоже вырастут, поскольку этой компании придется содержать свою абонентскую службу. Эти избыточные затраты РЭК потом включит в тариф на передачу электрической энергии, а все будут удивляться, почему же растут тарифы. Но конечный выбор, повторюсь, остается за потребителем.
СМИ: Каков сегодняшний объем неплатежей физических лиц?
Анатолий РУДНИК. В среднем население платит исправно. Уровень собираемости платежей — 95-97%. Определенные слои населения, которые не платят, были всегда. С ними мы ведем работу. Иногда проводим мероприятия по введению ограничений на потребление электрической энергии. Но это же крайние меры, а мы не сторонники крайних мер.
СМИ: А как платят юридические лица? Не воспользовались ли они сменой гарантирующего поставщика и не перестали ли платить вообще?
Юрий БАРАНОВ: На сегодняшний день, по итогам 9 месяцев, мы можем сказать, что уровень реализации в пределах показателей нашего бизнес-плана. В среднем собираемость составила 94%. Самым тяжелым месяцем был, конечно, февраль, когда собираемость снизилась до 40%. А в сентябре мы уже собрали платежи в объеме 99,7% от полезного отпуска.
СМИ. Сейчас опять стали много говорить о долгах Омскэлектро. Мэр заявляет, что хочет взять с помощью областной власти кредит и погасить задолженность перед МРСК Сибири? Зачем? Что это даст?
Сергей МОДЕНОВ. Думаю, было бы логично задать этот вопрос мэрии, чтобы узнать их планы. Об этих планах мы, то есть генеральный директор МРСК Сибири Константин Юрьевич ПЕТУХОВ и я, узнали только на совещании в областном правительстве, которое проходило под председательством заместителя председателя правительства Вячеслава Юрьевича СИНЮГИНА. Мне тоже не очень понятно, почему кредит станет панацеей и спасет Омскэлектро. Как он спасет, если нет четкого понимания, как сегодня вообще работает Омскэлектро с точки зрения эффективности. Пока все заявления в СМИ, которые мы слышали, — это только слова. Мы не видим, чем эти слова могут быть подкреплены. На наш взгляд, нужно начать с того, чтобы сделать Омскэлектро более прозрачной компанией для всех. Если она действительно эффективна, то и вопросов к ней не будет и мы все увидим тот горизонт, за которым задолженность муниципальной электросетевой компании будет погашена. Ну а если Омскэлектро работает неэффективно, то нужно исправлять ситуацию. И не кредитом, конечно, а консолидацией электросетевых активов. Честно скажу, нам непонятна стратегия городской администрации по обеспечению надежного энергоснабжения города Омска.
СМИ: Какой долг остался за Омскэлектро?
В данный момент мы проводим работу по сверке взаимных обязательств, поэтому назвать точную сумму я не смогу, она будет определена по состоянию на 1 ноября 2013 года. Общий объем задолженности Омскэлектро на сегодняшний день превышает 800 млн рублей. Кстати, исполнительных листов на 620 млн рублей (именно эта цифра озвучивалась в СМИ) у нас нет. То есть сами исполнительные листы есть, но на другую суму, которая значительно меньше, чем озвучил мэр Омска и подхватили представители городской администрации.
СМИ: В продолжение темы гарантирующего поставщика. Предполагалось, что МРСК Сибири получит этот статус на год. А что дальше? Сейчас вроде бы стало известно, что МРСК Сибири сможет участвовать в конкурсе, на котором государство будет выбирать гарантирующего поставщика для Омской области. Это так?
Сергей МОДЕНОВ: Не совсем так. 7 октября Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ОАО «Россети» и признал недействительными приказы Минэнерго РФ о проведении конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика в 11 регионах, в том числе в Омской области, поскольку в конкурсные требования были включены требования по погашению задолженности Омскэнергосбыта перед генерирующими компаниями, но не были учтены долговые обязательства перед сетевыми организациями. В своем решении суд, признавая справедливыми требования Россетей, высказал, что кредиторы обанкротившихся энергосбытовых организаций тоже имеют право участвовать в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика. Это мнение суда поддержала и ФАС России. Соответственно, теперь Минэнерго РФ должно будет подготовить и издать новый приказ, на основании которого конкурсы будут проводиться еще раз. Следовательно, звучавшие летом в ряде омских СМИ заявления о том, что МРСК Сибири скоро прекратит исполнение функций гарантирующего поставщика в Омской области, я бы назвал преждевременными.
Евгения ДУБОВА (начальник департамента правового обеспечения филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго»): Механизм перехода от одного гарантирующего поставщика к другому, как мне кажется, не такой простой, как написано в законе. И мы с вами оказались среди тех 11 областей, где этот механизм люди попробовали на себе и убедились, что это непросто. Как по финансовым расчетам, так и по процедуре передачи функций гарантирующего поставщика. И очередная смена ГП, если бы она произошла в феврале будущего года, могла бы только добавить негатива со стороны потребителей электроэнергии. Полагаю, что для всех участников рынка было бы намного лучше, если бы функция гарантирующего поставщика осталась за сетевыми организациями.