Кадры, снятые на китайский мобильник, на которых сибирские пацаны полощут что-то белое в подозрительных тазах, а потом купаются в молочной ванне, где потом будет вариться сыр, не на шутку взбудоражили всех медийщиков страны. Все стали демонстративно морщить лбы, носы и пафосно вопрошать: «Доколе?». «В каких магазинах страны продавался сыр со вкусом омских сыроваров?» — спрашивали одни. «И как нам теперь доверять отечественному производителю?» — задыхались от возмущения другие. «Кошмар, кошмар!» — голосили третьи. А я, с своему стыду, с трудом разобрал в этом шуме-гаме, о каком вообще омском предприятии идет речь и что представляет из себя этой злополучный сыр-косичка, вокруг которого случился такой сыр-бор. Нет, я никакой не эстет и не гурман, и хожу я в те же магазины, куда ходят все, не посещаю французских ресторанов, где поклоняются высокой кухне, но я вас умоляю, господа, как же можно без разбора употреблять в пищу все, от чего пахнет дымком?
Повторять все подробности этого скандала не хочу, их все уже знают и так. Тошнотворные секреты омских сыродельных технологий распространились как вирус по всей стране. Даже англоязычные покупатели уже заинтересовались, из-за чего, собственно, омские сыровары выглядят на фото такими счастливыми, если у них на заводе, как уверяет Роспотребнадзор, «производственные, бытовые помещения находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, нарушается поточность технологического процесса, территория предприятия не отвечает требованиям санитарных норм и отсутствуют условия для соблюдения правил личной гигиены». А если бы бывший работник фирмы «Сыры» не решился выложить эти фотографии на своей странице в социальной сети? Тогда не было бы, получается, никакого скандала, никаких проверок Роспотребнадзора, а предприятие так бы и работало, реализуя свой пикантный продукт в магазинах страны под торговой маркой «Сыроедово»?
Впрочем, нет худа без добра. Практически никому до прошлой недели не известная сыроварня в Богом забытом Омске неожиданно оказалась одним из самых известных в стране производителей сыров, сыр-косичка вышел чуть ли не самым популярным из нишевых продуктов страны, а скандал с омскими сыроварами разросся до таких мировых масштабов, что впору присваивать Омску почетное звание сырной столицы России. Даже в Америке, похоже, омских сыроваров теперь боятся. И не мудрено. Страна наша, как многотонный самосвал, огромный, старый, ржавый, страшный, прет с ревом и лязгом без всякой дороги по склону горы, несется по ухабам вниз, в благословенную долину, где по широкой автостраде магистрального пути цивилизации катятся в будущее чистенькие и ухоженные лимузины развитых стран. На каждой кочке у грузовика отлетают гайки и заклепки, чумазые его пассажиры пытаются сигануть через борт, пока еще есть возможность, а в кабину набилась целая толпа водителей. Одни с усердием давят на тормоз, другие с таким же усердием — на газ, остальные крутят руль в разные стороны, и все без исключения жмут на клаксон, дабы их старание увидели и оценили все народы мира.
Эту аллегорию про страну-самосвал, кстати сказать, придумал Борис СТРУГАЦКИЙ еще в 1989 году. Удивительно, но за 25 лет ничего не изменилось.