Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

«Сейчас, в кризис, идет битва команд – какая выживет»

1 апреля 2015 11:50
0
7348

«Партнеры» поспорили о роли HR-специалиста, «когда люди поджали хвосты и бюджеты»

Во вторник, 17 марта, в областном Экспоцентре прошла ежемесячная бизнес-консультативная  площадка «Партнеры» по теме: «Персонал и кризис. Руководитель и HR: два взгляда на одну проблему».

Напомним, что проект «Партнеры», организаторами которого выступают ООО «НИЛТУ» и министерство экономики Омской области, является экспертной площадкой для решения проблем компаний и предпринимателей. Экспертно-консультативный совет, состоящий из известных предпринимателей Омска, в режиме многостороннего неформального диалога рассматривает конкретные проблемы героя площадки и выдает квалифицированные, практические рекомендации по их решению.

Площадка проходила в особом формате. Представители ООО «НИЛТУ»  демонстрировали видеокейсы с различными кадровыми проблемами на предприятиях в собственной постановке, а жюри и две команды – руководителей и HR – должны были дать оценку ситуациям и предложить свой вариант решения проблем.

Кейс № 1

На первой видеозаписи «Партнерам» продемонстрировали рабочий разговор между руководителем предприятия и кадровиком.

– Сколько у нас может работать офис обескровленный? Все дела как попало делаются. Офис-менеджера нет 3 месяца, – начал руководитель.

Кадровик ответил ему, что за это время подобрал ему 10 прекрасных соискательниц, но ни одна не устроила руководителя, и напомнил о его трех главных требованиях к кандидатуре: высшее образование, владение иностранным языком и  внешность. И за все это, добавил кадровик, специалист может претендовать только на 15 тысяч рублей. «Кстати, хорошие деньги», – резюмировал руководитель.

– Нам поступило порядка 80 резюме, и с 30 соискателями я провел собеседования. После этого 10 человек вам были представлены, но все были отвергнуты на самых разных основаниях. Одна, оказалось, скоро выйдет замуж, а значит, скоро уйдет в декрет, вторая – неискренняя… – удивился кадровик.

Но руководитель не оценил его старания и заявил, что 30 лет работает в бизнесе и уже способен за одну минуту определить, подходит ему специалист или нет. «А ты мне рассказал, что за месяц одного специалиста подбираешь», – завершил руководитель. 

«Бесконечная игра в мячик»

Представитель команды руководителей, директор сети автоцентров «Реактор» Илья НИКОЛИН предположил, что, независимо от того, кого найдет специалист HR, новый сотрудник все равно будет уволен. По его мнению, руководитель не хочет поддерживать собственные требования, так как между ним и кадровиком наблюдается конфликтная ситуация. Ему хочется подчеркнуть несостоятельность HR-специалиста, заключил НИКОЛИН. А территориальный директор по Омской области Страховой компании «Росгосстрах-жизнь» Ольга ЛИТВИНЕНКО нашла недостатки в самом кадровике – он не пытается донести до руководителя, сколько реально стоит специалист в соответствии с требованиями директора. Иначе, как она отметила, это будет бесконечной игрой в мячик, которая ни к чему не приведет.

Представитель команды HR, директор по персоналу Омского филиала ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» Олеся ВОРОНИНА сделала вывод, что данный руководитель на самом деле ищет офис-менеджера не по формальным требованиям, а по эмоциональной окраске.

– Пусть HRпопросит его либо описать девушку, дать какую-нибудь картинку, либо устроить массовый отбор: пустить конвейером всех девушек по принципу «нравится – не нравится». Тогда мы найдем девушку по эмоциональной составляющей. Офисная жена – это и есть наш офис-менеджер, – предложила ВОРОНИНА.

Начальник отдела развития персонала ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» Светлана ШАГОВА подвела итог, что раз директор так настойчиво отвергает кандидатуры, значит, у него есть четкая картинка, кто ему нужен. «Это либо продавец, который очень хорошо его обслуживал в магазине, либо он увидел такого сотрудника у своего конкурента», – предположила ШАГОВА.

По мнению руководителя Центра психологического сопровождения бизнеса «Леге Артис» Марка ГРИНБЕРГА, новым сотрудником станет скромная, серая мышка, не вызывающая у директора тревоги вторжения в личную жизнь. Генеральный директор Группы компаний «Делфи» Евгения КЛИМАНОВА нашла ситуацию схожей со своей. Она восемь месяцев подбирала себе помощника.

– Приходили девочки на испытательный срок, но через 20 дней уже были уволены. Я понимала, что эмоционально это не тот человек, который нужен мне и компании. Стоимость человека, базовая, составляла 15 тысяч рублей, и если она прекрасно выполняла свои функции, то получала уже 20-25 тысяч рублей. Через 8 месяцев я все-таки нашла человека, и сейчас девочка зарабатывает двадцатку, – рассказала КЛИМАНОВА.

Первый заместитель генерального директора ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» Олег ДАУТОВ, наоборот, увидел в директоре не очень современного руководителя, а скорее из времен первых кооперативов, поскольку у того не сложилось нормального уважения к профессионалам. По его мнению, ситуацию не победить, ее можно только переждать. «Первые офис-менеджеры будут уволены, какими бы хорошими они ни были. Тем более за 15 тысяч никого хорошего не найдешь», – резюмировал ДАУТОВ.

Генеральный директор Корпорации развития Омской области Вячеслав ФЕДЮНИН поправил его, что при таком подходе человек не то что будет уволен, его и не наймут.

Генеральный директор НП «Партнеры» Геннадий НИКИТИН предрек судьбу и самого HR-специалиста: или он сам уволится, или будет уволен, или останется во вред всей компании.

Кейс № 2

В следующем видеокейсе у руководителя предприятия возникла противоположная проблема – как отговорить IT-специалиста от увольнения. Для этого он пригласил его к себе в кабинет вместе с HR-специалистом. Айтишник рассказал, что собирается переходить в компанию однокурсника и специализироваться на разработке и продвижении сайтов. Директора больше всего удивило, что его устраивает ставка в 20 тысяч рублей, хотя здесь он зарабатывает 40 тысяч рублей. На что сотрудник ответил: «Со временем заработаю больше, мне всегда нравилось заниматься больше такой работой». Директор предложил ему увеличить зарплату еще на 10 тысяч рублей в месяц, но сотрудник оказался непреклонен. Когда руководитель и HR-специалист остались наедине, последний озвучил свое мнение.

– С одной стороны, у нас есть замена. С другой – основная причина увольнения заключается в том, что жена сейчас выходит из декретного отпуска, у нее будет строгий график в институте. Поэтому ему нужен свободный график. Два месяца назад мы с вами разговаривали об этом, и вы сказали, что такой вариант невозможен, – сообщила кадровик.

«Параноик директор»

Начальник отдела управления персоналом в ООО «Алкогольная сибирская группа» Эльвира ГЛАЗКОВА сочла работу HR-специалиста неудовлетворительной, поскольку откровенного разговора в итоге так и не состоялось. Зато мотивацию сотрудника уйти из компании она определила вполне логичной.

– Системный администратор – скучно и рутинно. Если он уходит на создание и продвижение сайтов, то это, во-первых, интересно, во-вторых, много полезных контактов и, в-третьих, финансово интересно и перспективно. Ставка 20 тысяч рублей только на короткий период. Тем более уходит к знакомым от столь авторитарного руководителя, – выразила мнение ГЛАЗКОВА.

По мнению директора Рекламного агентства «Оксюморон» Александра  НЕМЧАНИНОВА, это другая профессия, и ситуация выглядит следующим образом: ему какой-то знакомый предложил лучше ничего не делать, сидеть дома, чем работать с каким-то параноиком. Директор, как считает НЕМЧАНИНОВ, недалекого ума, видна сразу советская калька на человеке, когда брали сотрудника и он работал до конца жизни в этой организации. Директор ООО «ФестМолл» Екатерина СТЕЦКОВА сошлась с ним во мнении, что лучше отпустить человека и взять другого. Либо, как она добавила, в условиях кризиса дать ему свободу и одновременно нагрузить дополнительной нагрузкой по ведению сайта. НЕМЧАНИНОВ также предположил, что работник потерял ощущение ценности компании. «Компания должна давать ценность, а не только зарплату. Если человек работает только ради нее, то он плохо работает», – отметил директор РА «Оксюморон».

Генеральный директор ООО «Видеоинтернешнл – Омское агентство» Виктор ИССЕРС предложил дать айтишнику мегапроект – новое направление или новую зону ответственности. Другой вариант – предложить совмещать, остаться работать на полставки или на аутсорсинге.

Директор Агентства концептуальных решений Сергей МУРАШОВ заявил, что у них в компании возникают похожие ситуации, и айтишники уходят в собственные компании. Причем, по его словам, то же самое и на крупных предприятих. Единственный выход, как считает МУРАШОВ, сигнализировать о проблеме HR-специалисту еще за полгода, пока не пробил час икс.

А вот директор ООО «Стандарт» Юрий КОВАЛЬЧУК сделал вывод, что никуда сотрудник уходить не собирается, и на его памяти много случаев, когда люди в разной завуалированной форме просят увеличения зарплаты. Руководителю, как он считает, надо снова встретиться с сотрудником и не разбрасываться имеющимися кадрами.

Кейс № 3

На третьей видеозаписи генеральный директор решал вместе с руководителями отделов, как повысить финансовые результаты предприятия. Исполнительный директор конкретизировал план: увеличить прибыль на 10%. По его мнению, сколько стулья ни продавать, все равно денег в компании кардинально больше не станет, поэтому акцент следует делать на дорогостоящих кабинетах директоров. В месяц, как отметил исполнительный директор, надо продавать шесть кабинетов, весь остальной ассортимент – прицепом.

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», – выразил свое мнение начальник отдела продаж. Он задался вопросом: если раньше удавалось продавать в месяц максимум два кабинета, то как сейчас, в условиях кризиса, увеличить продаваемость, «когда люди поджали хвосты и бюджеты».

Руководитель отдела маркетинга нового ничего предлагать не стал, а предложил поддержать существующую маркетинговую стратегию и утвердить ежеквартальный бюджет в 250 тысяч рублей. «Шесть кабинетов директора можно продать?» – спросил его гендиректор. «Ну, наверное, можно, если кто-то придумает как», – ответил маркетолог.

Начальник отдела снабжения сначала напомнил собравшимся, что кабинеты директора – итальянские, и значит, закупочная стоимость их сейчас серьезно подскочила. В соответствии с планом исполнительного директора продавать по 6 кабинетов в месяц удастся 1,5 месяца, поскольку на складе осталось восемь кабинетов. Но он предложил найти российские аналоги и оплатить ему дополнительные командировки.

Когда настал черед главного бухгалтера, то он заявил, что главный продажник предприятия бездельник и постоянно сидит во «Вконтакте», а маркетологу, раз тот ничего не хочет менять, должна быть перераспределена зарплата. Начальник отдела безопасности ответил кратко: после работы отдела продаж накапливаются большие дебиторские задолженности, а значит, ему потребуется команда юристов для их взыскания.

Руководитель отдела управления персоналом констатировал, что за все время собрания не было ничего сказано о персоналиях – о людях, которые будут продавать эти кабинеты директоров.

«Список Шиндлера»

От участников площадки «Партнеры» требовалось дать ответ, какова роль в этой ситуации HR-специалиста. ШАГОВА считает, что HR должен бороться, чтобы планерки не проходили в таком шаблонном режиме – кому-то не хватает сотрудников, кому-то денег, и так бесконечно.

НЕМЧАНИНОВ заявил, что HR должен отвечать за настроение команды, и по его мнению, это человек, который кровью клянется, что все с командным настроением будет нормально.

– Сейчас, в кризис, идет битва команд – какая команда выживет. HRдолжен был смягчить ситуацию, он должен был сказать руководителю: у меня есть идея, которая требует доработки, и я готов озвучить ее вам через 2 часа. У него должно быть что-то наподобие списка Шиндлера: он знает все мотиваторы работника, все его способности, кто он, ариец или еврей, – высказал свое мнение НЕМЧАНИНОВ.

ЛИТВИНЕНКО отметила, что руководитель – это сердце компании, и HR-специалист должен сработать таким образом, чтобы все любили любое решение руководителя и не думали, что это сделать невозможно. ДАУТОВ в продолжение реплики ЛИТВИНЕНКО, что руководитель – это сердце, задумался, кем же тогда является HR-специалист, и пришел к мнению – тем, кто доставляет свежую кровь. «Сердце не будет работать без свежей крови».

Заведующий кафедрой «Экономика и социология труда» Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Владимир  ПОЛОВИНКО констатировал, что команды на предприятии нет и, видимо, не предвидится, так как все друг друга сдают.

Команда руководителей:

– ЛИТВИНЕНКО Ольга, территориальный директор по Омской области Страховой компании «Росгосстрах-жизнь»;

– НЕМЧАНИНОВ Александр, директор РА «Оксюморон»;

– НИКОЛИН Илья, руководитель Сети автокомплексов «Реактор»;

– СТЕЦКОВА Екатерина, директор ООО «ФестМолл».

Команда HR:

– ВОРОНИНА Олеся, директора по персоналу Омского филиала ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют»;

– ГЛАЗКОВА Эльвира, начальник отдела управления персоналом в ООО «Алкогольная сибирская группа»;

– ДАВЫДЕНКО Ксения, заместитель директора по персоналу ООО «Медэкспорт-Северная звезда»;

– ШАГОВА Светлана, начальник отдела развития персонала ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ».

Экспертный совет:

– ГРИНБЕРГ Марк, руководитель Центра психологического сопровождения бизнеса «Леге Артис»;

– ДАУТОВ Олег, первый заместитель генерального директора ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»;

– ИССЕРС Виктор, генеральный директор ООО «Видеоинтернешнл – Омское агентство»;

– КЛИМАНОВА Евгения, генеральный директор Группы компаний «Делфи»;

– МЕДВЕДЕВ Игорь, директор Института экономики и управления Омской юридической академии;

– ПОЛОВИНКО Владимир, заведующий кафедрой «Экономика и социология труда» Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского;

– ФЕДЮНИН Вячеслав, управляющий «Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.